![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Универсализм и европоцентризм как философские позиции в объяснении природы науки
Универсализм – это усмотрение в науке только общечеловеческого смысла, и отрицание в ней культурно – национального. Вернадский не признавал идеи единой и целостной всемирной истории человечества, мы наблюдаем в разных частях замкнутые и независимые циклы развития, но идея непрерывного поступательного свершения сохраняется применительно к науке, следовательно, всемирно-исторический, интернациональный общеобязательный характер. Он различает внешнюю и внутреннюю сторону хода развития научной мысли. Внутренняя сторона раскрывает процесс получения научных истин, а внешняя научные истины представляет. При этом внутренняя сторона науки схожа с другими формами культуры (философия, религия). Научные мировоззрения меняются, так как подчиняются законам Культуры, а процесс приращения научных истин, логики их развития не завис ни о т каких факторов. Накопление научных истин, отражающих все более широкий охват действительности, имеет решающее значение в истории науки и составляет её существо. Двойственность науки в позиции Вернадского: - наука как элемент культуры (могут быть такие формы, в которых наука как элемент культуры отсутствует, например, русская культура до Петра) Зачатки науки могут произрастать и во вненаучных формах культуры - наука по своей природе не явление культуры, она культурно - исторически обусловлена по форме во внешних проявлениях, но не по содержанию, сути. Наука занимает особое место среди других проявлений культуры, поэтому наука едина для всего человечества. Европоцетризм. Пример – Гуссерль: наука и философия это явления сугубо европейские по своей сути. Их возникновение – это рождение европейского человечества в лице греческого народа, а единственные наследники – западно - европейские нации. Появление науки и философии это рождение нового типа отношения человека к миру, «нового рода историчности». Это рождение духовной Европы, радикальное изменение оснований истории, которое базируется на новом типе культуры. Гуссерль называет это революционирующе - революционизирующее основание «греческо - европейской наукой», а отсюда название нового типа историчности – «научной культуры». Поэтому европейское человечество противостоит всем остальным – «донаучному человечеству». Представление об неевропейских науках (индийских, китайских) это искажение смысла, интерпретация Индии, Вавилона и Китая по-европейски. Европ наука уникальное явление в истории мировой цивилизации, наука и философия возможны только в своей Европейской разновидности. Европейская наука обретает универсальность в своей уникальной западно - европейской форме. 22) Культурно-исторические типы науки: механико-математическое естествознание как продукт рационалистически ориентированной западноевропейской культуры и его альтернативы. История Европ науки включает в себя не только рациональную, доказательную, устремленную на достижение объективной истины математически строгую науку, но и некую «теневую науку». Первая отвечала доминирующим интенциям новоевропейской культуры, а другая шла вразрез с глубинными установками формировавшейся западно-европейской культуры. Яркий представитель нерационализированной научной культуры Гете (он не только поэт, но и сделал много открытий в науке: межчелюстную кость человека, учение о цвете) создал принципиально новый метод исследования природы. Оценка им господствующего естествознания: восприятие природы через учебники естествознания. Наука пытается встать на место природы. Природный мир, заданный наукой, неестественен. Для механического естествознания природа не живая. По Гете, природа подобна живому организму, принцип живого это принцип целостности, когда каждая часть по-своему равна целому. Суть живого нельзя постичь, полагаясь только на чувственный опыт и рассудочно-аналитическую деятельность мышления. Это понимал уже Кант: органика как наука невозможна. Гете выдвигает сверхчувственный опыт, который помогает увидеть невидимое (протекание жизни во всем живом – даже в самом простом семени растения). Зрить незримое – это метод «созерцающего мышления». Этот способ научного мышления соединяет в себе науку и искусство, они предстают здесь как целостность. Еще альтернатива рациональной науке – Парацельс. Новоевропейская культура породила науку, которая построена на модели машины – механизма, подчиняющегося строгим законам механики и получающего источник движения извне. Почему? Вебер: господствующий принцип жизни этой культуры – принцип формальной рациональности, то есть разрыв с традициями, нравственно-религиозными нормами регуляции поведения и отношения человека к другим людям и природе. Чтоб избежать беспорядка, все должно быть рассчитано, проверено экспериментом. Рациональности, как движущему началу нового общества, максимально отвечала наука в лице математического и механического естествознания. 23) Культурно-исторические типы науки: русский космизм в науке как самобытное явление. Центральное понятие – ноосфера. Человек выходит в космос, человеческий разум становится космической силой. Центральной движущей силой этого процесса является наука. По Вернадскому научно понять – значит установить явление в рамки научной реальности, то есть космоса. Вернадский считал большим упущением то, что в современной ему науке все происходящее в истории человечества рассматривалось как нечто независимое от окружающей среды. В таком случае история человечества утрачивает закономерный характер, выпадает из рамок научных исследований. Окружающей средой для истории человечества является история земли, которая может быть включена в космогенез. Космогония должна стать важнейшей составляющей современной науки. Чижевский выдвинул теорию гелиотараксии – солнечного возмущения. Основной закон Чижевского: состояние предрасположенности в поведении человеческих масс есть функция энергетической деятельности солнца, то есть жизнь на земле оказывается зависимой от изменений на солнце. Люди и животные это создания мирового процесса, в котором солнце играет важную роль. Циолковский: человек это мозговой аппарат, познающий сам себя. Природа в человеке восходит на высший уровень развития и познает себя. 4 ступени космического бытия человека: эра рождения, Эра становления, терминальная (лучевая) эра, высший этап развития разума. Ни материализм, ни религиозный дуализм не в состоянии разрешить проблемы вселенной. В математическом смысле вселенная жива, бесконечное в жизнетворящих комбинациях, вечные во времени атомы гарантируют разуму космическое бессмертие. критерий высшей степени развития цивилизации – способность трансформировать структуру вселенной с её эволюционными процессами. Конечный результат эволюции людей – преодоление физической природы, трансформация в разумное, лучистое существо.
![]() |