![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Феноменологическая концепция науки
Гуссерль. «философия арифметики», «ф-ия как строгая наука» «Фен и основания наук» Для Гуссерля феноменология науки фактам противопоставляет смыслы, экспериментам – теорию, объективизму – необходимость признания «Я» исследователя и самопонимания. Неразрывность ф-ии и Н. Н – исключительная роль в обществе, но утрата наукой жизненности, реальность и эмпиризм. Необходимо возрождение рацио – это задача Ф-ии. Научн теории – технич конструирование и формальное использование законов. Ф-ия – понимание этих законов, методов, предметов, смысла. Во взаимодействии получается техник-специалист и полноценное исследование, теория и наука, созданные разумом. ФМН Гуссерля – это ТП, кот приходит к пониманию сущности сознания, к психологии. На понимании психологического завязаны науки о духе. Принцип интенциональности (направленность сознания на предмет) Психическое – внутреннее созерцание сущностей. Фмн психология – Н, ориентированная на исследование сущностей. Против позитивизма. Не факты, а смыслы, не опыт – а теоретич позиции. Науку невозможно определить вне контекста. Наука погружена в жизнь, она одна, но на разных этапах. Жизненный мир – преднаучный, повседневный. В нём рождается наука, как средство преодолевания недостатков челов жизни. Идеализация реализует точность (закреплённые истины интерсубъективны). Замещение повседневной жизни идеальной сущностью (мир физики – Галилей) правда отсюда и пошла технизация науки. Н – метод, кот позволяет просчитывать прошлое и будущее, благодаря объективации жизненного мира на уровне матем.законов. Фмн науки Г тесно соприкасается с Историей Н. Метод прояснения. Философское рассмотрение науки позволяет выйти за ее пределы, задаться вопросом о смысле ее деятельности. Язык науки обессмысливается, понятия становятся игрой символов. Поэтому придание строгости, ясности занимает у Гуссерля важное место. Это – интеллектуальная интуиция, проникновение. Они помогут выйти к истокам формирования понятий, интуитивов. 3 типа понятий:- формально-логические, которые скрепляют высказывания всех областей науки.- региональные, которые раскрывают предметную область определенной науки.- частные, которые раскрывают и специализируют региональные понятия.Должны быть созданы эйдетические дисциплины. Через интеллектуальную интуицию можно выйти за пределы слов и сущностей. Если сущностные основания не прояснены, то это будет только игра в слова. Феноменология предшествует всем наукам.
7.Вернадский (сцеинтизм) – Фейерабенд (антисцеинтизм). ФН м.б. представлена как некая серия альтернативных подходов. главный пункт разделения между Ф и В — обладает ли наука превосходством над другими формами жизни. В- научная истина приоритетна; Ф – наука д.б. на своём месте среди других элементов В – Н это закономерный продукт природы, она поднимает человечество; Ф – но и мифы тоже. В – Ядро науки – факты, объективные знания; Ф – Н это обобщение, а необходимо творчество В – Н главный фактор матер богатства, залог свободы и демократии, перед Н все равны; Ф- научная диктатура, точность, иссушающая человеческую мысль. В – культурная миссия единения человечества, единый мозговой центр; Ф – Н экспансировала Европу на весь мир, сломала традиции, шовенизм. Необходимо отделить её от гос-ва. Сциентизм — В, антисциентизм — Ф. Сциентизм — это мировоззренческая позиция в ФН, которая признает науку как высшую ценность развития человечества. Есть радикальные и умеренные позиции. Антисциентизм — это умаление роли науки. Радикальная позиция — наука — враг человечества.
8.Маркс – Хайдеггер ФН м.б. представлена как некая серия альтернативных подходов. Хайдеггер - «Время картины мира», «Наука и осмысление». Н — это решающий способ каким для нас предстает все, что есть. На Западе, начиная с Нового времени, наука развернула небывалое прежде могущество и идет к тому, чтобы захватить весь мир.Маркс постоянно обращались к науке. Маркс по ходу капитала занимался матем=> «Матем рукописи». Они сознательно претендовали на совершение революции в соц сфере, так как поставили все на научное знание. Связь с наукой очень тесная. Вопрос о соотношении философии и науки. М – уважение к науке. Наука вырастает из практики, значима в обществе, тогда как Ф-ия витает в абстракциях. Материализм как ф-ия. Выражение классовых позиций – идеологизм, политизир подход. Ф-ия – духовное оружие пролетариата. философия и наука противостоят друг другу. Вопрос о соотношении философии и науки М решает с партийных позиций марксизма и диалектизма, так как научная философия способна дать теорию изменения мира. Х – Только философский взгляд может быть назван осмысленным взглядом на науку. Н не в состоянии представлять, обосновать саму себя, это дело Ф-ии. Н возникает из Ф-ии. Ф-ия пронизывает целостность челов жизни. Н делит и разбирает, Н не знает «ничто», она ограничивает себя. Ф-ия носит предельный хар-тер, Н – нет. Х – Н дает 1 и послед слово только предмету, Н несёт только объективное знание. Это лишь 1 из способов познания. М – Н – фактор капиталистического произ-ва, произ сила. Это соц. фактор. Н – фактор отчуждения знаний от непосредственного труда. Обесчеловечивание отношений. Х: метафизический подход, М: политизированный подход.
9.Конт – Соловьёв ФН м.б. представлена как некая серия альтернативных подходов. Соловьев неоднократно обращался к воззрениям Конта. К отстаивал главную роль интеллектуальной сферы в жизни человека. Состояние для интеллектуала — критерий для истории. Стадии: богословская, метафизическая и позитивная — это этапы возвышения человеческого интеллекта. стадии челов истории – этапы возвышения цивилизации. Позитивный этап – этап науки. Н даёт основы рацио отношения к миру. Здесь порядок и прогресс. Обусловленность прогресса. основа современного этапа человечества — наука. С противопоставляет свою философию двум направлениям западной мысли — одно завершается Контом, другое — Гегелем. Мы должны идти от природы человека. природа Ч определена условными и безусловными началами. Предмет Н один из многих, истины науки необходимы, но носят лишь частный характер. Безусловные начала – вечные, абсолютные ценности, сверхприродное, надразумное. Истина – синтез природ, рацио и мистич знания. Истина – научная теософия. связал идеи социума и позитивизма. Два направления — отвлеченный рационализм, который превозносит разум (Гегель, которому противопоставляет себя Соловьев) и связан с выработкой философских истин. И у С, и у К, присутствуют стадии/элементы (богословские, мистические, природные, научные).
10.Концепция науки классического позитивизма. Эмпириокритики.О.Конт. – классич позитивизм. Спенсер, Милль. Против Гегелевской спекулят концепции Н и против кантовской норматив конц Н. ФН должна идти за развитием спец конкрет Н, стать научной, строгой, полезной, реальной против смутного, бесполезного и химерического, против метафизики. Это критерий позитивного. Доверять можно только непосредственной очевидности. Реальные тела – данные чувственного опыта, неразложимые, первичные. Н устремлена к законам (абстрактные – теоретические, и конкретные). Закон Н – устойчивая регулярность между наблюдаемыми явлениями. Закон описывает, а не объясняет – феноменализм. Необходимо открывать законы и сводить их к min. Всё подлинно науч знание обладает сродством (Конт) Энциклопедическая лестница: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология (следствие). Связь наук в из взаимном развитии. Индуктивный метод выходя науки к реальности, опыт, эксперимент. Физикализация наук, прогресс. Н самодостаточна и независима от внеш.Эмпириокритицизм. Мах, Оствальд. Очищение Н опыта от гипотетических конструкций. Н понятие – концентрированное выражение, через кот мы получаем сведения. Связь с реальностью через ощущения. Связь физики с психологией – опыт ощущений. Закон – математич зависимость между данными опыта. Н – чистое описание. Н – интеллектуальное овладение фактами с помощью min затраты мышления; приспособление понятий к ощущениям. 11. Неопозитивистская модель науки, как логический анализ науки.Основы – Рассел, Вингенштейн. Влияние на венский кружок (рук-ль Шлик)Логический позитивизм. Логика обоснования, но не открытия. Теоретизация науки с помощью математики – получение новых знаний (метод математич гипотезы). Формализуют разные области мат, выводят аксиомы. В результате – оторванность от реальности. Н язык – символическое описание (Флоренский). Мир таков, каков язык – это есть выход к реальности. Логико-лингвистический анализ языка. (Карнап, Шлик, Рассел) Критерий научности – протокольные предложения. Зафиксировать наблюдаемую в опыте реальность. (Тарский, Витгенштейн) Ф-ия – это метафизика. В Н есть 2 вида высказываний: дискриптивно-эмпирические и аналитические (связывание). Ф-ия высказывает псевдопредложения и нарушает аналитические правила. Знание – то, что м.б. сказано ясно. Н – поиск истины, Ф-ия – поиск смысла. Ф-ии остаётся сфера искусства. Принцип демаркации науки и ненауки.Неопозитивисты различают 3 типа осмысленных предложений:1. высказывания об эмпирических фактах (если они говорят о фактах и ни о чем более);2.предложения, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с правилами логики (те, которые могут быть сведены к высказываниям об эмпирических фактах);
12.Постпозитивизм и его критика позитивистской традиции в ФН. качестве реакции на концепцию науки логического позитивизма.Основополож Поппер.Поппер, Фейерабенд, Агасси, Кун, Лакатос – критицисты. стремились соединить критическую установку мышления и сохранить веру в возможность рационального познания мира. Критическое мышление начинает с сомнения в догматической установке, что факт -это нечто интуитивно очевидное, что есть естественно усматриваемое различие между опытом (фактами) и теориями, что научное познание, в отличие от всех остальных форм знания начинается с фактов и подкреплено ими. К. Поппер критикует верификацию (опытное подтверждение) как критерий демаркации науки и ненауки (прежде всего метафизики). Критику принципа верификации он также называет критикой принципа индукции Рациональность науки и науч деятельности. Против логич анализа, кот превращает науку в абстрактную схему. Лог позитивизм работает со статикой, с завершёнными теориями. Это самозамкнутая наука, внесоциальная. Пп совершают переворот от статики к динамике, от логики к истории. Н в контексте культ.ценност факторов, социальности. Лакатос: ядро научн исследования – здравый смысл, ф-ия (?)И. Лакатос отмечает, что фальсификационизм является разновидностью конвенционализма. Но в отличие от классического конвенционализма он считает, что ученые принимают по соглашению не теории, а эмпирический базис. эмпирический базис науки теряет характер абсолютной достоверности и отношения. Постпозитивизм в отличие от логического позитивизма не отождествляет логику и методологию науки с чистой логикой. В целом следует отметить, что постпозитивизм порывает с позитивистской традицией сводить природу научного знания к языку науки, логическим процедурам получения и обоснования нового знания. Природу науки можно понять лишь через исторические, культурные, социальные условия производства научного знания.
![]() |