![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Дознание и административное расследование в Вооруженных Силах Российской Федерации
Административное (служебное) расследование (далее — административное расследование) — это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, в целях принятия по ним законного и обоснованного решения. Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования. В соответствии со ст. 96 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 10, административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией. Административное расследование не может проводиться офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела. Командир (начальник) воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц. Если же эти обстоятельства установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом, то административное расследование может не проводиться. Перечень обстоятельств, при которых обязательно назначается В соответствии со ст. 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации административное расследование обязательно назначается и проводится: в случае причинения материального ущерба; при утратах материальных и денежных средств, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных лиц; для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства; при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств в целях выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц; по каждому случаю незаконного использования машин войскового назначения или перерасхода моторесурсов; при наличии пережога горючего; при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов; при утрате денежного аттестата; при утрате бланков строгого учета; при утрате воинской частью контрольной книжки; в случае выявления переплаты пенсии (пособия); при утрате архивных дел и описей; при утрате или порче военнослужащим удостоверения личности; каждого случая возвращения из войск начавшего военную службу солдата, матроса, неправильно призванного по состоянию здоровья; по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшего за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (при отсутствии состава преступления), по рапорту начальника медицинской службы; в случаях разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий). В этих случаях для проведения расследования создается комиссия; при несчастных случаях с гражданским персоналом; в случае происшествия; в других случаях, предусматриваемых законодательством. Административное расследование проводится по указанию командира (начальника) также в случаях: установления виновных должностных лиц и размера ущерба, причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки); выяснения причин и условий, способствовавших возникновению недостач, хищений, порчи и незаконного расходования материальных и денежных средств. Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части, установленными Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170. Документы административного расследования В процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы: рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования; объяснения должностных лиц, свидетелей и т. п.; справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба; в случае причинения ущерба здоровью — медицинское заключение о характере и степени повреждений; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; заключение лица, Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается следующее: характер расследуемого проступка; данные на лицо, от которого требуется объяснение; какие перед ним следует поставить вопросы. При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. Во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Вопросы, подлежащие выяснению в ходе административного расследования действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен; наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами; каковы последствия проступка; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного причины и условия, способствовавшие совершению проступка. При административном расследовании не проводятся: обыски, выемки, допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные УПК РФ. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. Содержание заключения по результатам административного расследования Административное расследование завершается составлением заключения В вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследуемого В резолютивной части должно быть изложено: кто конкретно и в чем именно виновен; конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устранению. Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложение командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела. В случае установления в ходе расследования факта совершения виновным Согласно ст. 111 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах По материалам административного расследования командир (начальник) в Производство дознания в воинских частях, военных учреждениях Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно, а также выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ. Организация и производство дознания в Вооруженных Силах Российской В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Вооруженных Функции органа дознания в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ осуществляют: командиры воинских частей, соединений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона; начальники военных учреждений — по уголовным делам о преступлениях, начальники гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ). Дознаватели управлений (отделов) ФСБ России в Вооруженных Силах На органы дознания возлагаются: принятие необходимых розыскных, оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений; принятие и проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принятие по нему процессуального решения (ст. 144 УПК РФ); выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ; производство отдельных следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий по поручению военного прокурора, следователя после направления уголовного дела военному прокурору; в случае направления военному прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление. Для выполнения процессуальных функций органа дознания приказом командира воинской части, начальника военного учреждения (гарнизона) назначаются дознаватели сроком на 2 года из числа наиболее подготовленных офицеров. Один из них назначается старшим дознавателем. Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Старшим дознавателям поручается расследование наиболее Дознаватели назначаются, как правило, из расчета: на полк (корабль 1 ранга) — 5—6 дознавателей; на отдельный батальон (корабль 2 ранга) — 3—4 дознавателя; на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) — 1—2 дознавателя; на штаб (выше полка) и учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования) — 2—5 дознавателей. В случае необходимости командир воинской части вправе назначить большее количество дознавателей. Дознаватель также может назначаться приказом командира воинской части и для расследования конкретного уголовного дела. Там, где имеются штатные дознаватели, производство процессуальных действий и принятие процессуальных решений в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, поручается, как правило, им. Производство по уголовному делу в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю в должности и воинском звании не ниже должности и воинского звания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ). Дознаватель не может принимать участие в расследовании уголовного дела и подлежит отводу, если он является по своему служебному положению непосредственным начальником или подчиненным лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела, а также при наличии иных оснований, указанных в ст. 61 УПК РФ. Дознаватели осуществляют уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 21 УПК РФ). Процессуальный порядок действий органа дознания и дознавателя различается в зависимости от характера преступления, о котором поступило сообщение. В каждом случае обнаружения признаков преступления орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению Деятельность органов дознания и дознавателей заключается в следующем: а) принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ; б) производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), до возбуждения уголовного дела; в) принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст.ст. 145, 146 УПК РФ; г) незамедлительном направлении военному прокурору постановления о возбуждении уголовного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), — соответствующих протоколов и постановлений. Права, обязанности и ответственность дознавателей Дознаватели уполномочены: самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания (командира воинской части), санкция прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ); осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ). Требования, поручения и запросы органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ). Дознаватели обязаны: а) при осуществлении уголовного преследования по уголовным делам строго руководствоваться требованиями УПК РФ, УК РФ и положениями Инструкции органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба; б) по согласованию с командиром воинской части и надзирающим военным прокурором составлять план предварительного расследования, определять последовательность производства процессуальных действий и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию; в) разъяснять подозреваемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. Подозреваемому, кроме того, обеспечивается право на защиту, которое он может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. При этом дознаватель обязан разъяснить подозреваемому его права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами; г) не разглашать данные предварительного расследования по уголовным делам; д) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. О принятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого (ст. 160 УПК РФ); е) докладывать командиру воинской части обо всех выявленных в процессе предварительного расследования нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, способствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению; ж) принимать активное участие в работе по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала, разъяснять личному составу законы Российской Федерации; з) исполнять указания военного прокурора и командира воинской части, а также поручения военного прокурора и следователя по уголовным делам, данные ими в порядке п. 11 ч 2 ст. 37 и пп. 4, 5 ч. 2 ст. 38 и (или) ч. 1 ст. 152 УПК РФ соответственно (приложения 14 и 15 к УПК РФ). Дознаватель несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по уголовным делам, сохранность материалов по делу. В случае превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконного освобождения от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ст. 300 УК РФ), незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей (ст. 301 УК РФ), принуждения подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий (ст. 302 УПК РФ), фальсификации доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве (ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ), нарушения неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) дознаватель подлежит привлечению к уголовной ответственности. Возбуждение уголовного дела Поводами для возбуждения уголовного дела в соответствии со ст. 140 УПК РФ служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Заявление о преступлении может быть сделано в устном и письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Устное заявление о преступлении заносится в протокол (приложение 2 к УПК РФ), который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. В случае когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ, т. е. рапортом об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к УПК РФ). Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается Анонимное заявление о преступлении, не содержащее сведений о фамилии или местонахождении (адресе) заявителя, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ст. 141 УПК РФ). Заявление о явке с повинной — добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ (приложение 3 к УПК РФ, ст. 142 УПК РФ). В том случае, если в сведениях, сообщаемых лицом, явившимся с повинной, содержится сообщение о совершении преступлений другими лицами, в этой части дознаватель должен предупредить заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в ст.ст. 141 и 142 УПК РФ, принимается лицом, получившим данное сообщение (из состава суточного, гарнизонного нарядов — дежурными по части, караулам; инспектором ВАИ; дознавателем; другим должностным лицом воинской части, соединения, военного учреждения или гарнизона), о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления на имя командира воинской части по форме, предусмотренной приложением 1 к УПК РФ (ст. 143 УПК РФ). В рапорте должны содержаться подробные сведения о месте, времени совершенного деяния и его обстоятельствах, виновном, лице (если оно известно), наступивших последствиях, данные о времени и источнике получения информации. В случае совершения военнослужащим правонарушения, в котором наличие признаков преступления не является очевидным, командир воинской части назначает служебное разбирательство, которое производится в порядке, установленном ст. 86 ДУ ВС РФ. Если в результате выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки преступления, должностное лицо, проводившее разбирательство, составляет мотивированный рапорт на имя командира воинской части об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к УПК РФ). В целях исключения случаев укрытия преступлений от учета, правильного исчисления сроков принятия процессуальных решений по сообщениям о преступлениях, а также реализации полномочий военного прокурора по проверке исполнения требований федерального закона при их приеме, регистрации и разрешении письменные заявления о преступлениях, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях, письменные заявления о явке с повинной, протоколы явки с повинной, рапорты об обнаружении признаков преступлений подлежат обязательной регистрации в книге регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в воинскую часть (учреждение), которая должна вестись в каждой воинской части (приложение 3 к Инструкции органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба). Лица, ответственные за регистрацию сообщений о преступлениях, ведение книги, назначаются приказом по воинской части (учреждению, гарнизону). Правильность ведения книги, достоверность, своевременность и полнота вносимых в нее записей ежемесячно проверяется командиром воинской части или лицом, его замещающим. О результатах проверки в книге делается запись, которая удостоверяется подписью проверяющего. Дознаватель и орган дознания обязаны принять, зарегистрировать и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения принять по нему решение. Военный прокурор или командир воинской части вправе по письменному ходатайству дознавателя продлить установленный точный срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении до 10 суток. При этом командир воинской части незамедлительно направляет копию ходатайства дознавателя со своим решением по нему надзирающему военному прокурору. Способами проверки сообщения о преступлении являются: а) направление требований, поручений, запросов (ч. 4 ст. 21 УПК РФ); б) истребование документов и материалов (ч. 2 ст. 144 УПК РФ); в) получение объяснений; г) назначение ревизии или инвентаризации (если они могут быть проведены в срок, не превышающий 10 суток); д) проведение исследований; е) осмотр места происшествия; ж) проведение органами, указанными в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскных мероприятий. Не могут быть истребованы: почтово-телеграфная корреспонденция; сведения о вкладах в банках; материалы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, материалы, находящиеся у лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении дознаватель принимает одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ; об отказе в возбуждении уголовного дела; з) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, дознаватель с согласия прокурора в пределах компетенции, установленной УПК РФ В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: дата, время и место его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения уголовного дела; — пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, об этом в постановлении делается соответствующая отметка Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления. Каждое возбужденное уголовное дело в течение 24 часов должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Командир воинской части или дознаватель обязан незамедлительно, т. е. в день возбуждения уголовного дела, представить военному прокурору гарнизона либо его заместителю постановление о возбуждении уголовного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), — соответствующие протоколы и постановления. Общие правила производства следственных действий изложены в ст. 67 — 123 Инструкции органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба. Отказ в возбуждении уголовного дела При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ) в соответствии с формой, предусмотренной приложением 125 к приказу Генерального прокурора Российской Федерации 2002 г. № 15. Уголовное дело не может быть возбуждено при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 УПК РФ, и в частности: за отсутствием события преступления (п. 1 ч. 1); за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2ч. 1); за истечением сроков давности уголовного преследования (п. Зч. 1); в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением Отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) допускается лишь в отношении конкретного лица. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, орган дознания обязан рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и военному прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Отказ дознавателя в возбуждении уголовного дела может быть обжалован военному прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ (ст.ст. 148 УПК РФ). Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, военный прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в порядке, установленном гл. 20 УПК РФ, либо возвращает материалы органу дознания для дополнительной проверки (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). Профилактическая работа в связи с совершенным преступлением Командир воинской части во взаимодействии с военной прокуратурой организует и проводит мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, создание атмосферы нетерпимости к ним в воинском коллективе. Предупредительные мероприятия должны содействовать утверждению сознательной воинской дисциплины среди военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала, уставного порядка в воинских частях и подразделениях. Основное содержание этих мероприятий призвано нацелить коллектив воинской части на устранение обстоятельств, способствующих их совершению. Командир воинской части в пределах своей компетенции принимает меры к возмещению причиненного правонарушением материального ущерба; привлекает к установленной законом ответственности лиц, попустительствовавших правонарушителю; обеспечивает, с учетом служебного положения этих лиц, гласность принятых к ним мер среди соответствующих категорий военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала. Формами общей и индивидуальной профилактической работы в связи с а) обсуждение правонарушения на собраниях личного состава и служебных совещаниях с различными категориями военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала на собраниях коллектива; б) организация бесед в воинской части и подразделениях, тематических и кинолекционных вечеров по разъяснению законодательства; в) объявление приговора военного суда в приказе, разъяснительная работа в связи с проводимым в воинской части судебным процессом и вынесенным приговором; г) индивидуальные беседы с лицами, склонными к нарушениям воинской дисциплины. Могут быть также использованы печать, местное радио и другие формы и средства правовой пропаганды. Для достижения результативности предупредительной работы в связи с В плане предусматриваются последовательность мероприятий и их исполнители из числа командования, работников военной прокуратуры, правового актива. В случае внесения представления военным прокурором, следователем военной прокуратуры или вынесения частного определения (постановления) военным судом в адрес командира воинской части об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, командир воинской части принимает необходимые меры, о чем не позднее чем в месячный срок сообщает соответствующему органу, направившему представление (частное определение, постановление) Розыск и задержание военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу Розыскная деятельность командира воинской части включает в себя предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации общие и индивидуальные профилактические мероприятия, сбор данных о личности и местонахождении правонарушителя, организацию в необходимых случаях его преследования по следам совершенного преступления, иные меры раскрытия и предотвращения готовящегося или совершенного преступления, установление лица, подозреваемого в совершении преступления и розыск обвиняемого, место нахождения которого неизвестно. Розыск и задержание военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1996 г. № ДГШ-8. В штабах соединений, воинских частях и в гарнизонах заблаговременно В воинских частях и гарнизонах разрабатываются инструкции группам розыска и задержания военнослужащих, патрулям, в которых определяются их обязанности, задачи и порядок их выполнения. Указанные инструкции хранятся в опечатанных пакетах у дежурных по воинским частям, дежурного помощника военного коменданта и у оперативных дежурных соединений. О месте, времени и обстоятельствах самовольного оставления воинской части военнослужащим командир воинской части докладывает по команде, организует розыск, сообщает в местные органы внутренних дел, военную комендатуру по месту постоянной дислокации (базирования) воинской части, месту призыва (жительства) военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, и по месту возможного его нахождения, а также одновременно уведомляет соответствующего военного прокурора. Командиры воинских частей, дислоцирующихся (базирующихся) в приграничных районах, кроме того, сообщают об этом в пограничные отряды и комендатуры. Согласно п. 5 Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу, утвержденной директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1996 г. № ДГШ-8, в случае неприбытия военнослужащего в срок при его переводе к новому месту военной службы розыск и задержание осуществляет командир воинской части по прежнему месту службы, а при расформировании воинской части — то должностное лицо, чьим приказом он был переведен к другому месту службы. В сообщениях соответствующим органам о самовольном оставлении военнослужащим воинской части должна содержаться просьба о его задержании, должны быть указаны биографические данные, место постоянного жительства всех членов семьи этого военнослужащего, других родственников и знакомых, словесный портрет и особые приметы, форма одежды, в которой он оставил воинскую часть, наличие гражданской одежды, документов, оружия и боеприпасов (их номер и серия), а также сведения о месте, времени и обстоятельствах самовольного оставления воинской части. Одновременно по указанным адресам рассылаются фотографии военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть. В объединениях, соединениях, воинских частях (гарнизонах) назначается руководитель розыска и задержания военнослужащего из числа офицеров, а при розыске и задержании военнослужащего, вооруженного огнестрельным оружием, или группы военнослужащих независимо от наличия у них огнестрельного оружия приказом соответствующего командующего (командира) объединением (соединения) создается оперативная группа. Оперативная группа создается в округе, на флоте, в армии, на флотилии, в корпусе, дивизии. Для проведения розыскных мероприятий создаются группы розыска и задержания военнослужащего, резерва, которые подчиняются непосредственно руководителю розыска и задержания, а также назначаются патрули. Обязанности должностных лиц по организации и задержанию военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть Командир воинской части организует дознание по факту самовольного оставления части военнослужащим, охрану и осмотр его личных вещей в целях выявления мотива и цели самовольного оставления воинской части до прибытия в воинскую часть военного прокурора (следователя). Для получения дополнительных сведений опрашиваются сослуживцы, знакомые и командиры этого военнослужащего. Розыск и задержание военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, по месту жительства организует начальник гарнизона (военный комендант) совместно с органами внутренних дел и военными комендантами железнодорожных (водных) участков и станций (портов), аэропортов. При самовольном оставлении воинской части военнослужащим с оружием в розыске оказывают содействие органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. При отсутствии в данной местности гарнизона розыск и задержание военнослужащего организует районный (городской) военный комиссар. В соответствии с п. 11 Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу (далее — Инструкция по розыску и задержанию военнослужащих) руководитель розыска и задержания военнослужащего обязан: организовать и осуществлять непосредственное руководство розыском и задержанием военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, обеспечивать взаимодействие между всеми привлекаемыми силами и средствами; инструктировать личный состав, привлекаемый к розыску и задержанию военнослужащего, о порядке выполнения поставленных задач применения оружия и других средств в соответствии со ст.ст. 11, 12 УВС ВС РФ; поддерживать связь с соответствующим командиром соединения, воинской части, начальником гарнизона, начальником оперативной группы и докладывать им о результатах розыска; уточнять задачи на розыск и задержание в зависимости от обстановки, обеспечивать соблюдение требований безопасности участниками розыска и задержания военнослужащего. Если военнослужащий самовольно оставил воинскую часть, вооружен огнестрельным оружием и оказывает вооруженное сопротивление, то до местного населения доводятся требования безопасности. Начальник оперативной группы обязан: осуществлять руководство всеми силами (средствами), участвующими в розыске и задержании военнослужащего, вооруженного огнестрельным оружием, или группы военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть; постоянно информировать руководителя розыска и задержания военнослужащего, отделы ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, местные органы внутренних дел, военных комендантов гарнизонов, железнодорожных (водных) участков и станций (портов), аэропортов о результатах розыскных мероприятий, при необходимости доводить уточненные задачи по розыску и задержанию; определять порядок применения оружия и других средств в отношении военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, вооруженного огнестрельным оружием и оказывающего вооруженное сопротивление, в соответствии с требованиями ст.ст. 11,12 УВС ВС РФ; докладывать командующему (командиру) войсками округа, флотом, армией, флотилией, корпусом (дивизией) о результатах розыска и принимаемых мерах; уточнять необходимые требования безопасности участникам розыскных мероприятий и местному населению. При совместных действиях групп розыска и задержания военнослужащих воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, органов внутренних дел и органов ФСБ России по непосредственному задержанию и обезвреживанию военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, вооруженного огнестрельным оружием, а также в случае совершения им преступления или оказания вооруженного сопротивления общее руководство осуществляет соответствующее должностное лицо местных органов внутренних Порядок проведения розыска и задержания военнослужащего, Для непосредственного проведения розыска и задержания военнослужащего в соответствии с планом розыска и задержания военнослужащего в воинских частях (гарнизонах) создается необходимое количество групп розыска и задержания, патрулей во главе с офицерами или прапорщиками (мичманами) с включением в их состав военнослужащих, знающих разыскиваемого в лицо. В каждом конкретном случае количество сил и средств привлекается исходя из обстоятельств самовольного оставления воинской части военнослужащим или группой военнослужащих, наличия у них огнестрельного оружия, а также масштабов района розыска и задержания. В первую очередь в места предполагаемого нахождения разыскиваемого В соответствии с п. 15 Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих военнослужащий, самовольно оставивший воинскую часть, задержанный за пределами гарнизона, на территории которого дислоцируется его воинская часть, передается в военную комендатуру, а при ее отсутствии — в местные органы внутренних дел. О задержанном сообщается командиру воинской части — инициатору розыска, а также уведомляется военный прокурор, который дает санкцию на заключение под стражу или принимает решение об освобождении задержанного. В случае избрания в отношении задержанного военнослужащего меры пресечения — заключение под стражу — он может быть передан на гауптвахту до прибытия конвоя (сопровождающих) от воинской части или военной комендатуры, в которой он проходит службу. О задержании военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, командир воинской части обязан доложить по команде, уведомить всех должностных лиц, которым ранее направлялись поручения на розыск и задержание военнослужащего, а также соответствующего военного прокурора с представлением всех материалов о задержанном военнослужащем. Командир воинской части в течение 10 суток осуществляет розыск военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть. По истечении указанного срока, если не имеется сведений о месте нахождения военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, командир воинской части прекращает розыск. Дальнейшие действия и розыск военнослужащего в этом случае проводятся по поручению следователя или военного прокурора. Порядок розыска и задержания военнослужащего. самовольно оставившего воинскую часть (вооруженного огнестрельным оружием) Розыск военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, ведется до его задержания, явки с повинной или получения достоверных данных о его гибели в ранее указанном порядке. Похищенное им в воинской части огнестрельное оружие должно быть найдено и возвращено в воинскую часть. Для розыска и задержания военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, решением старшего начальника выделяются броневая и другая техника, вертолеты, а также могут применяться розыскные собаки. Согласно п. 19 Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих Заряжание оружия, выданного личному составу, привлекаемому к розыску и задержанию военнослужащего, производится по команде старшего группы розыска и задержания. При задержании военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, при оказании им вооруженного сопротивления может быть применено оружие, при этом должны строго выполняться требования ст.ст. 11 и 12 УВС ВС РФ. При обнаружении военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, на местности, в укрытии или в помещении руководитель розыска и задержания военнослужащего должен принять меры по оцеплению этого места (района), потребовать от военнослужащего оставить оружие на видном месте и отойти от него на расстояние, исключающее возможность им воспользоваться. В соответствии с п. 27 Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих оружие может применяться, если иными способами и средствами подавить сопротивление, изъять оружие и задержать военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, невозможно. Применению оружия, как правило, должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Команду на производство предупредительного выстрела и применение оружия на поражение военнослужащего подает руководитель розыска и задержания военнослужащего.
![]() |