Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Дознание и административное расследование в Вооруженных Силах Российской Федерации



Административное (служебное) расследование (далее — административное расследование) — это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, в целях принятия по ним законного и обоснованного решения.

Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования.

В соответствии со ст. 96 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 10, административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией.

Административное расследование не может проводиться офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.

Командир (начальник) воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц. Если же эти обстоятельства установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом, то административное расследование может не проводиться.

Перечень обстоятельств, при которых обязательно назначается
административное расследование

В соответствии со ст. 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации административное расследование обязательно назначается и проводится:

в случае причинения материального ущерба;

при утратах материальных и денежных средств, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных лиц;

для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;

при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств в целях выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц;

по каждому случаю незаконного использования машин войскового назначения или перерасхода моторесурсов;

при наличии пережога горючего;

при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов;

при утрате денежного аттестата;

при утрате бланков строгого учета;

при утрате воинской частью контрольной книжки;

в случае выявления переплаты пенсии (пособия);

при утрате архивных дел и описей;

при утрате или порче военнослужащим удостоверения личности;

каждого случая возвращения из войск начавшего военную службу солдата, матроса, неправильно призванного по состоянию здоровья;

по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшего за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (при отсутствии состава преступления), по рапорту начальника медицинской службы;

в случаях разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий). В этих случаях для проведения расследования создается комиссия;

при несчастных случаях с гражданским персоналом;

в случае происшествия;

в других случаях, предусматриваемых законодательством.

Административное расследование проводится по указанию командира (начальника) также в случаях:

установления виновных должностных лиц и размера ущерба, причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки);

выяснения причин и условий, способствовавших возникновению недостач, хищений, порчи и незаконного расходования материальных и денежных средств.

Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части, установленными Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170.

Документы административного расследования

В процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы:

рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования;

объяснения должностных лиц, свидетелей и т. п.;

справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба;

в случае причинения ущерба здоровью — медицинское заключение о характере и степени повреждений;

постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; заключение лица,
проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и др.

Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается следующее: характер расследуемого проступка; данные на лицо, от которого требуется объяснение; какие перед ним следует поставить вопросы.

При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. Во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

Вопросы, подлежащие выяснению в ходе административного расследования
В ходе административного расследования выяснению подлежат следующие
вопросы:

действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он
выразился;

где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;

наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

каковы последствия проступка;

обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного
лица;

причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

При административном расследовании не проводятся: обыски, выемки, допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные УПК РФ.
Вместе с тем если в ходе административного расследования будут выявлены
признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное
дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок.
В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.

Содержание заключения по результатам административного расследования

Административное расследование завершается составлением заключения
офицера, его проводившего, обо всех установленных обстоятельствах, о лицах,
допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Такое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.

В вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому
факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил.

В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследуемого
проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело
место в данном случае, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по
каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало
(бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке совершен проступок; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.

В резолютивной части должно быть изложено: кто конкретно и в чем именно виновен; конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устранению. Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложение командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.

В случае установления в ходе расследования факта совершения виновным
лицом малозначительного, не представляющего большой общественной опасности, преступления командир воинской части (орган дознания) сообщает об этом военному прокурору и с его согласия принимает решение об отказе в
возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении
уголовного дела направляется военному прокурору.

Согласно ст. 111 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах
Российской Федерации заключение (рапорт) подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и другие документы), представляется командиру (начальнику).

По материалам административного расследования командир (начальник) в
срок не более трех дней принимает решение и объявляет его в приказе по
воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты
для восстановления нарушенного права, защиты прав и интересов государства,
воинской части, военнослужащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или принятие мер общественного воздействия).

Производство дознания в воинских частях, военных учреждениях
и гарнизонах

Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно, а также выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.

Организация и производство дознания в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках,4 воинских формированиях и органах, в которых
законом предусмотрена военная служба регламентированы УПК РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)» 2000 г. № 318, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «О бланках процессуальных документов» 2002 г. № 15, Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденной заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором 5 июня 2002 г.

В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и
органах (далее — органы дознания) относятся командиры воинских частей,
соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Функции органа дознания в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ осуществляют:

командиры воинских частей, соединений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона;

начальники военных учреждений — по уголовным делам о преступлениях,
совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а
также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения;

начальники гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ).

Дознаватели управлений (отделов) ФСБ России в Вооруженных Силах
Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях и их органах управления (органы безопасности в войсках), учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций ФСБ России производят также неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 157 УПК РФ.

На органы дознания возлагаются:

принятие необходимых розыскных, оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений;

принятие и проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принятие по нему процессуального решения (ст. 144 УПК РФ);

выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;

производство отдельных следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий по поручению военного прокурора, следователя после направления уголовного дела военному прокурору;

в случае направления военному прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление.

Для выполнения процессуальных функций органа дознания приказом командира воинской части, начальника военного учреждения (гарнизона) назначаются дознаватели сроком на 2 года из числа наиболее подготовленных офицеров. Один из них назначается старшим дознавателем. Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Старшим дознавателям поручается расследование наиболее
сложных дел. Копия приказа о назначении дознавателей направляется военному прокурору.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

на полк (корабль 1 ранга) — 5—6 дознавателей;

на отдельный батальон (корабль 2 ранга) — 3—4 дознавателя;

на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) — 1—2 дознавателя;

на штаб (выше полка) и учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования) — 2—5 дознавателей.

В случае необходимости командир воинской части вправе назначить большее количество дознавателей. Дознаватель также может назначаться приказом командира воинской части и для расследования конкретного уголовного дела. Там, где имеются штатные дознаватели, производство процессуальных действий и принятие процессуальных решений в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, поручается, как правило, им.

Производство по уголовному делу в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю в должности и воинском звании не ниже должности и воинского звания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

Дознаватель не может принимать участие в расследовании уголовного дела и подлежит отводу, если он является по своему служебному положению непосредственным начальником или подчиненным лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела, а также при наличии иных оснований, указанных в ст. 61 УПК РФ.

Дознаватели осуществляют уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 21 УПК РФ).

Процессуальный порядок действий органа дознания и дознавателя различается в зависимости от характера преступления, о котором поступило сообщение.

В каждом случае обнаружения признаков преступления орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению
события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).

Деятельность органов дознания и дознавателей заключается в следующем:

а) принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ;

б) производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), до возбуждения уголовного дела;

в) принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст.ст. 145, 146 УПК РФ;

г) незамедлительном направлении военному прокурору постановления о возбуждении уголовного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), — соответствующих протоколов и постановлений.

Права, обязанности и ответственность дознавателей

Дознаватели уполномочены:

самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания (командира воинской части), санкция прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ);

осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

Требования, поручения и запросы органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Дознаватели обязаны:

а) при осуществлении уголовного преследования по уголовным делам строго руководствоваться требованиями УПК РФ, УК РФ и положениями Инструкции органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба;

б) по согласованию с командиром воинской части и надзирающим военным прокурором составлять план предварительного расследования, определять последовательность производства процессуальных действий и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию;

в) разъяснять подозреваемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. Подозреваемому, кроме того, обеспечивается право на защиту, которое он может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. При этом дознаватель обязан разъяснить подозреваемому его права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами;

г) не разглашать данные предварительного расследования по уголовным делам;

д) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. О принятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого (ст. 160 УПК РФ);

е) докладывать командиру воинской части обо всех выявленных в процессе предварительного расследования нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, способствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению;

ж) принимать активное участие в работе по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала, разъяснять личному составу законы Российской Федерации;

з) исполнять указания военного прокурора и командира воинской части, а также поручения военного прокурора и следователя по уголовным делам, данные ими в порядке п. 11 ч 2 ст. 37 и пп. 4, 5 ч. 2 ст. 38 и (или) ч. 1 ст. 152 УПК РФ соответственно (приложения 14 и 15 к УПК РФ).

Дознаватель несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по уголовным делам, сохранность материалов по делу.

В случае превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконного освобождения от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ст. 300 УК РФ), незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей (ст. 301 УК РФ), принуждения подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий (ст. 302 УПК РФ), фальсификации доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве (ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ), нарушения неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) дознаватель подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Возбуждение уголовного дела

Поводами для возбуждения уголовного дела в соответствии со ст. 140 УПК РФ служат:

заявление о преступлении;

явка с повинной;

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное
из иных источников.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном и письменном виде.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Устное заявление о преступлении заносится в протокол (приложение 2 к УПК РФ), который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

В случае когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ, т. е. рапортом об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к УПК РФ).

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается
отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Анонимное заявление о преступлении, не содержащее сведений о фамилии или местонахождении (адресе) заявителя, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ст. 141 УПК РФ).

Заявление о явке с повинной — добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ (приложение 3 к УПК РФ, ст. 142 УПК РФ).

В том случае, если в сведениях, сообщаемых лицом, явившимся с повинной, содержится сообщение о совершении преступлений другими лицами, в этой части дознаватель должен предупредить заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в ст.ст. 141 и 142 УПК РФ, принимается лицом, получившим данное сообщение (из состава суточного, гарнизонного нарядов — дежурными по части, караулам; инспектором ВАИ; дознавателем; другим должностным лицом воинской части, соединения, военного учреждения или гарнизона), о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления на имя командира воинской части по форме, предусмотренной приложением 1 к УПК РФ (ст. 143 УПК РФ). В рапорте должны содержаться подробные сведения о месте, времени совершенного деяния и его обстоятельствах, виновном, лице (если оно известно), наступивших последствиях, данные о времени и источнике получения информации.

В случае совершения военнослужащим правонарушения, в котором наличие признаков преступления не является очевидным, командир воинской части назначает служебное разбирательство, которое производится в порядке, установленном ст. 86 ДУ ВС РФ. Если в результате выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки преступления, должностное лицо, проводившее разбирательство, составляет мотивированный рапорт на имя командира воинской части об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к УПК РФ).

В целях исключения случаев укрытия преступлений от учета, правильного исчисления сроков принятия процессуальных решений по сообщениям о преступлениях, а также реализации полномочий военного прокурора по проверке исполнения требований федерального закона при их приеме, регистрации и разрешении письменные заявления о преступлениях, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях, письменные заявления о явке с повинной, протоколы явки с повинной, рапорты об обнаружении признаков преступлений подлежат обязательной регистрации в книге регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в воинскую часть (учреждение), которая должна вестись в каждой воинской части (приложение 3 к Инструкции органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба).

Лица, ответственные за регистрацию сообщений о преступлениях, ведение книги, назначаются приказом по воинской части (учреждению, гарнизону).

Правильность ведения книги, достоверность, своевременность и полнота вносимых в нее записей ежемесячно проверяется командиром воинской части или лицом, его замещающим. О результатах проверки в книге делается запись, которая удостоверяется подписью проверяющего.

Дознаватель и орган дознания обязаны принять, зарегистрировать и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения принять по нему решение.

Военный прокурор или командир воинской части вправе по письменному ходатайству дознавателя продлить установленный точный срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении до 10 суток.

При этом командир воинской части незамедлительно направляет копию ходатайства дознавателя со своим решением по нему надзирающему военному прокурору.

Способами проверки сообщения о преступлении являются:

а) направление требований, поручений, запросов (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);

б) истребование документов и материалов (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);

в) получение объяснений;

г) назначение ревизии или инвентаризации (если они могут быть проведены в срок, не превышающий 10 суток);

д) проведение исследований;

е) осмотр места происшествия;

ж) проведение органами, указанными в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскных мероприятий.

Не могут быть истребованы: почтово-телеграфная корреспонденция; сведения о вкладах в банках; материалы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, материалы, находящиеся у лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении дознаватель принимает одно из следующих решений:

о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

об отказе в возбуждении уголовного дела;

з) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151
УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения, при наличии заявления потерпевшего или его законного представителя о возбуждении уголовного дела, — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, дознаватель с согласия прокурора в пределах компетенции, установленной УПК РФ
(ст. 20, п. 1 ч. 3 ст. 150, п. 3 ч. 2 ст. 157), возбуждает уголовное дело публичного обвинения, о чем выносит соответствующее постановление (приложение 8 к УПК РФ).

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

дата, время и место его вынесения;

кем оно вынесено;

повод и основание для возбуждения уголовного дела;

— пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, об этом в постановлении делается соответствующая отметка
(чч. 1—3 ст. 146 УПК РФ).

Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

Каждое возбужденное уголовное дело в течение 24 часов должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Командир воинской части или дознаватель обязан незамедлительно, т. е. в день возбуждения уголовного дела, представить военному прокурору гарнизона либо его заместителю постановление о возбуждении уголовного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), — соответствующие протоколы и постановления.

Общие правила производства следственных действий изложены в ст. 67 — 123 Инструкции органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба.

Отказ в возбуждении уголовного дела

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ) в соответствии с формой, предусмотренной приложением 125 к приказу Генерального прокурора Российской Федерации 2002 г. № 15.

Уголовное дело не может быть возбуждено при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 УПК РФ, и в частности:

за отсутствием события преступления (п. 1 ч. 1);

за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2ч. 1);

за истечением сроков давности уголовного преследования (п. Зч. 1);

в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением
случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4ч. 1).

Отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) допускается лишь в отношении конкретного лица.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, орган дознания обязан рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и военному прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ дознавателя в возбуждении уголовного дела может быть обжалован военному прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ (ст.ст. 148 УПК РФ). Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, военный прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в порядке, установленном гл. 20 УПК РФ, либо возвращает материалы органу дознания для дополнительной проверки (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

Профилактическая работа в связи с совершенным преступлением

Командир воинской части во взаимодействии с военной прокуратурой организует и проводит мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, создание атмосферы нетерпимости к ним в воинском коллективе.

Предупредительные мероприятия должны содействовать утверждению сознательной воинской дисциплины среди военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала, уставного порядка в воинских частях и подразделениях. Основное содержание этих мероприятий призвано нацелить коллектив воинской части на устранение обстоятельств, способствующих их совершению.

Командир воинской части в пределах своей компетенции принимает меры к возмещению причиненного правонарушением материального ущерба; привлекает к установленной законом ответственности лиц, попустительствовавших правонарушителю; обеспечивает, с учетом служебного положения этих лиц, гласность принятых к ним мер среди соответствующих категорий военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала.

Формами общей и индивидуальной профилактической работы в связи с
конкретным правонарушением могут быть:

а) обсуждение правонарушения на собраниях личного состава и служебных совещаниях с различными категориями военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала на собраниях коллектива;

б) организация бесед в воинской части и подразделениях, тематических и кинолекционных вечеров по разъяснению законодательства;

в) объявление приговора военного суда в приказе, разъяснительная работа в связи с проводимым в воинской части судебным процессом и вынесенным приговором;

г) индивидуальные беседы с лицами, склонными к нарушениям воинской дисциплины.

Могут быть также использованы печать, местное радио и другие формы и средства правовой пропаганды.

Для достижения результативности предупредительной работы в связи с
конкретным преступлением она планируется с начала производства расследования командиром воинской части совместно с военным прокурором (следователем военной прокуратуры).

В плане предусматриваются последовательность мероприятий и их исполнители из числа командования, работников военной прокуратуры, правового актива.

В случае внесения представления военным прокурором, следователем военной прокуратуры или вынесения частного определения (постановления) военным судом в адрес командира воинской части об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, командир воинской части принимает необходимые меры, о чем не позднее чем в месячный срок сообщает соответствующему органу, направившему представление (частное определение, постановление)

Розыск и задержание военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу

Розыскная деятельность командира воинской части включает в себя предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации общие и индивидуальные профилактические мероприятия, сбор данных о личности и местонахождении правонарушителя, организацию в необходимых случаях его преследования по следам совершенного преступления, иные меры раскрытия и предотвращения готовящегося или совершенного преступления, установление лица, подозреваемого в совершении преступления и розыск обвиняемого, место нахождения которого неизвестно.

Розыск и задержание военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1996 г. № ДГШ-8.

В штабах соединений, воинских частях и в гарнизонах заблаговременно
разрабатываются и утверждаются соответствующими командирами (начальниками) планы розыска и задержания военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, которые согласовываются с отделами ФСБ России в
Вооруженных Силах Российской Федерации, военными прокурорами и местными органами внутренних дел. С планом розыска и задержания военнослужащих, разработанным в воинской части, должны быть ознакомлены заместители командира части, командиры подразделений, начальники служб воинской части.

В воинских частях и гарнизонах разрабатываются инструкции группам розыска и задержания военнослужащих, патрулям, в которых определяются их обязанности, задачи и порядок их выполнения. Указанные инструкции хранятся в опечатанных пакетах у дежурных по воинским частям, дежурного помощника военного коменданта и у оперативных дежурных соединений.

О месте, времени и обстоятельствах самовольного оставления воинской части военнослужащим командир воинской части докладывает по команде, организует розыск, сообщает в местные органы внутренних дел, военную комендатуру по месту постоянной дислокации (базирования) воинской части, месту призыва (жительства) военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, и по месту возможного его нахождения, а также одновременно уведомляет соответствующего военного прокурора. Командиры воинских частей, дислоцирующихся (базирующихся) в приграничных районах, кроме того, сообщают об этом в пограничные отряды и комендатуры.

Согласно п. 5 Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу, утвержденной директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1996 г. № ДГШ-8, в случае неприбытия военнослужащего в срок при его переводе к новому месту военной службы розыск и задержание осуществляет командир воинской части по прежнему месту службы, а при расформировании воинской части — то должностное лицо, чьим приказом он был переведен к другому месту службы.

В сообщениях соответствующим органам о самовольном оставлении военнослужащим воинской части должна содержаться просьба о его задержании, должны быть указаны биографические данные, место постоянного жительства всех членов семьи этого военнослужащего, других родственников и знакомых, словесный портрет и особые приметы, форма одежды, в которой он оставил воинскую часть, наличие гражданской одежды, документов, оружия и боеприпасов (их номер и серия), а также сведения о месте, времени и обстоятельствах самовольного оставления воинской части. Одновременно по указанным адресам рассылаются фотографии военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть.

В объединениях, соединениях, воинских частях (гарнизонах) назначается руководитель розыска и задержания военнослужащего из числа офицеров, а при розыске и задержании военнослужащего, вооруженного огнестрельным оружием, или группы военнослужащих независимо от наличия у них огнестрельного оружия приказом соответствующего командующего (командира) объединением (соединения) создается оперативная группа. Оперативная группа создается в округе, на флоте, в армии, на флотилии, в корпусе, дивизии.

Для проведения розыскных мероприятий создаются группы розыска и задержания военнослужащего, резерва, которые подчиняются непосредственно руководителю розыска и задержания, а также назначаются патрули.

Обязанности должностных лиц по организации и задержанию военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть

Командир воинской части организует дознание по факту самовольного оставления части военнослужащим, охрану и осмотр его личных вещей в целях выявления мотива и цели самовольного оставления воинской части до прибытия в воинскую часть военного прокурора (следователя). Для получения дополнительных сведений опрашиваются сослуживцы, знакомые и командиры этого военнослужащего.

Розыск и задержание военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, по месту жительства организует начальник гарнизона (военный комендант) совместно с органами внутренних дел и военными комендантами железнодорожных (водных) участков и станций (портов), аэропортов. При самовольном оставлении воинской части военнослужащим с оружием в розыске оказывают содействие органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. При отсутствии в данной местности гарнизона розыск и задержание военнослужащего организует районный (городской) военный комиссар.

В соответствии с п. 11 Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу (далее — Инструкция по розыску и задержанию военнослужащих) руководитель розыска и задержания военнослужащего обязан:

организовать и осуществлять непосредственное руководство розыском и задержанием военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, обеспечивать взаимодействие между всеми привлекаемыми силами и средствами;

инструктировать личный состав, привлекаемый к розыску и задержанию военнослужащего, о порядке выполнения поставленных задач применения оружия и других средств в соответствии со ст.ст. 11, 12 УВС ВС РФ;

поддерживать связь с соответствующим командиром соединения, воинской части, начальником гарнизона, начальником оперативной группы и докладывать им о результатах розыска;

уточнять задачи на розыск и задержание в зависимости от обстановки, обеспечивать соблюдение требований безопасности участниками розыска и задержания военнослужащего. Если военнослужащий самовольно оставил воинскую часть, вооружен огнестрельным оружием и оказывает вооруженное сопротивление, то до местного населения доводятся требования безопасности.

Начальник оперативной группы обязан:

осуществлять руководство всеми силами (средствами), участвующими в розыске и задержании военнослужащего, вооруженного огнестрельным оружием, или группы военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть;

постоянно информировать руководителя розыска и задержания военнослужащего, отделы ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации,

местные органы внутренних дел, военных комендантов гарнизонов, железнодорожных (водных) участков и станций (портов), аэропортов о результатах розыскных мероприятий, при необходимости доводить уточненные задачи по розыску и задержанию;

определять порядок применения оружия и других средств в отношении военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, вооруженного огнестрельным оружием и оказывающего вооруженное сопротивление, в соответствии с требованиями ст.ст. 11,12 УВС ВС РФ;

докладывать командующему (командиру) войсками округа, флотом, армией, флотилией, корпусом (дивизией) о результатах розыска и принимаемых мерах;

уточнять необходимые требования безопасности участникам розыскных мероприятий и местному населению.

При совместных действиях групп розыска и задержания военнослужащих воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, органов внутренних дел и органов ФСБ России по непосредственному задержанию и обезвреживанию военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, вооруженного огнестрельным оружием, а также в случае совершения им преступления или оказания вооруженного сопротивления общее руководство осуществляет соответствующее должностное лицо местных органов внутренних
дел или органов ФСБ России. Руководитель розыска и задержания военнослужащего от воинской части или гарнизона в этих случаях является его заместителем.

Порядок проведения розыска и задержания военнослужащего,
самовольно оставившего воинскую часть

Для непосредственного проведения розыска и задержания военнослужащего в соответствии с планом розыска и задержания военнослужащего в воинских частях (гарнизонах) создается необходимое количество групп розыска и задержания, патрулей во главе с офицерами или прапорщиками (мичманами) с включением в их состав военнослужащих, знающих разыскиваемого в лицо.

В каждом конкретном случае количество сил и средств привлекается исходя из обстоятельств самовольного оставления воинской части военнослужащим или группой военнослужащих, наличия у них огнестрельного оружия, а также масштабов района розыска и задержания.

В первую очередь в места предполагаемого нахождения разыскиваемого
военнослужащего в пределах гарнизона и в ближайшие населенные пункты,
расположенные за пределами гарнизона, направляется основная часть сил и
средств розыска и задержания военнослужащего. Одновременно устанавливается контроль на вокзалах, пристанях, в портах, аэропортах, на автомагистралях и в других районах возможного нахождения или появления разыскиваемого военнослужащего. Организуются оцепление и осмотр отдельных участков местности, заброшенных строений, чердаков, подвалов и других мест. При необходимости такой осмотр осуществляется совместно с представителями местных органов внутренних дел.

В соответствии с п. 15 Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих военнослужащий, самовольно оставивший воинскую часть, задержанный за пределами гарнизона, на территории которого дислоцируется его воинская часть, передается в военную комендатуру, а при ее отсутствии — в местные органы внутренних дел. О задержанном сообщается командиру воинской части — инициатору розыска, а также уведомляется военный прокурор, который дает санкцию на заключение под стражу или принимает решение об освобождении задержанного.

В случае избрания в отношении задержанного военнослужащего меры пресечения — заключение под стражу — он может быть передан на гауптвахту до прибытия конвоя (сопровождающих) от воинской части или военной комендатуры, в которой он проходит службу.

О задержании военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, командир воинской части обязан доложить по команде, уведомить всех должностных лиц, которым ранее направлялись поручения на розыск и задержание военнослужащего, а также соответствующего военного прокурора с представлением всех материалов о задержанном военнослужащем.

Командир воинской части в течение 10 суток осуществляет розыск военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть. По истечении указанного срока, если не имеется сведений о месте нахождения военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, командир воинской части прекращает розыск. Дальнейшие действия и розыск военнослужащего в этом случае проводятся по поручению следователя или военного прокурора.

Порядок розыска и задержания военнослужащего. самовольно оставившего воинскую часть (вооруженного огнестрельным оружием)

Розыск военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, ведется до его задержания, явки с повинной или получения достоверных данных о его гибели в ранее указанном порядке. Похищенное им в воинской части огнестрельное оружие должно быть найдено и возвращено в воинскую часть.

Для розыска и задержания военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, решением старшего начальника выделяются броневая и другая техника, вертолеты, а также могут применяться розыскные собаки.

Согласно п. 19 Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих
личный состав группы розыска и задержания военнослужащего должен быть вооружен огнестрельным оружием, обеспечен сигнальными средствами, одет в бронежилеты и шлемы стальные, иметь противогазы. Группа розыска и задержания действует, как правило, на бронетехнике. В состав группы розыска и задержания включаются снайперы.

Заряжание оружия, выданного личному составу, привлекаемому к розыску и задержанию военнослужащего, производится по команде старшего группы розыска и задержания.

При задержании военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, при оказании им вооруженного сопротивления может быть применено оружие, при этом должны строго выполняться требования ст.ст. 11 и 12 УВС ВС РФ.

При обнаружении военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, на местности, в укрытии или в помещении руководитель розыска и задержания военнослужащего должен принять меры по оцеплению этого места (района), потребовать от военнослужащего оставить оружие на видном месте и отойти от него на расстояние, исключающее возможность им воспользоваться.

В соответствии с п. 27 Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих оружие может применяться, если иными способами и средствами подавить сопротивление, изъять оружие и задержать военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, невозможно. Применению оружия, как правило, должно предшествовать предупреждение о намерении его применить.

Команду на производство предупредительного выстрела и применение оружия на поражение военнослужащего подает руководитель розыска и задержания военнослужащего.



Просмотров 4638

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!