Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



И ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ



К преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники УК РФ относит:

нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349);

нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350);

нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351);

нарушение правил кораблевождения (ст. 352).

Нарушение правил обращения с оружием

и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих

(ст. 349 УК РФТ

В ст. 349 УК РФ установлена ответственность за нарушения правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

Преступления образует действие или бездействие, противоречащее правилам обращения с соответствующим видом оружия, боеприпасов, радиоактивных материалов, взрывчатых и иных веществ, представляющих повышенную опасность для окружающих, повлекшее последствие в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожения военной техники либо иных тяжких последствий (ч. 1 ст. 349 УК РФ).

Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, является неосторожным преступлением. Умышленное причинение смерти, вреда здоровью граждан, равно как и умышленное уничтожение имущества и причинение другого существенного вреда обществу или государству с использованием указанных в ст. 349 УК РФ средств, подлежат квалификации по соответствующим статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности, собственности, общества, государства. Содеянное в подобных случаях не подлежит квалификации по ст. 349 УК РФ.

Ответственность за данное преступление может нести любой военнослужащий, независимо от того, были ли нарушены правила обращения с вверенными ему по службе предметами или таковые оказались у него по иным причинам.

Повышает общественную опасность нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, повлекшее по неосторожности смерть одного человека (ч. 2 ст. 349 УК РФ) либо двух и более лиц (ч. 3 ст. 349 УК РФ).

Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, по ч. 1 ст. 349 УК РФ наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет; по ч. 2 — лишением свободы на срок до пяти лет; по ч. 3 — лишением свободы на срок до десяти лет.

Нарушение правил вождения иди эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ)

В ст. 350 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной, транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 350 УК РФ), смерть человека (ч. 2 ст. 350 УК РФ), смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 350 УК РФ).

УК РФ устанавливает уголовную ответственность за два вида преступлений: за нарушение правил вождения указанных машин и за нарушение правил их эксплуатации.

Под правилами вождения, которые определяются как специальными военно-правовыми нормами, так и правилами дорожного движения, понимаются обязательные для лиц, непосредственно осуществляющих вождение боевой, специальной, транспортной машины, предписания, обеспечивающие безопасность вождения данных военно-технических средств.

Под правилами эксплуатации понимается совокупность норм, регламентирующих обязанности определенных лиц по созданию и обеспечению благоприятных условий для безопасного использования военных машин.

Военными (боевыми, специальными, транспортными) считаются любые машины (автомобили, бронетранспортеры, танки, самоходные установки, мотоциклы), используемые в воинских формированиях в интересах выполнения возложенных на них оборонных задач.

Под вождением понимается приведение машины в движение и управление ею в процессе движения вплоть до полной остановки. Нарушение правил вождения может выражаться в превышении скорости движения, нарушении правил обгона, непринятии мер к остановке в необходимых случаях и т. п.

Понятие эксплуатации машин определяется как использование боевых, специальных и транспортных машин; их техническое обслуживание и хранение. Статья 350 УК РФ охраняет только ту часть установленного порядка' эксплуатации, которая обеспечит безопасное движение машин. Нарушение правил эксплуатации выражается в выпуске в рейс технически неисправной машины; в допуске начальником или старшим машины к вождению лиц, заведомо не подготовленных либо по своему состоянию не способных осуществлять управление машиной (из-за болезни, опьянения и т. п.); в отдаче водителю распоряжений, явно противоречащих правилам эксплуатации или вождения машины; в нарушении водителем правил эксплуатации, обеспечивающих безопасность движения, не в связи с управлением машиной (например, оставление транспортного средства на проезжей части дороги в ночное время без габаритных или стояночных огней, передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения или по каким-либо иным причинам лишенному возможности обеспечить безопасность движения машины, и др.).

Нарушение правил вождения или эксплуатации машин относится к неосторожным преступлениям. Если лицо использует боевую, специальную машину в качестве орудия умышленного причинения вреда (смерти, увечья, уничтожения имущества), то оно подлежит ответственности за соответствующее преступление против личности.

К ответственности за нарушение правил вождения может быть привлечен любой военнослужащий, управляющий военной машиной, вне зависимости от наличия у него водительских прав. За нарушение правил эксплуатации может быть привлечен к ответственности только тот военнослужащий, на которого возложена обязанность по обеспечению безопасных условий эксплуатации машин (воинские должностные лица, лица суточного наряда, водители).

Нарушение правил вождения или эксплуатации машин наказывается по ч. 1 ст. 350 УК РФ арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; по ч. 2 — лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; по ч. 3 — лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ)

В ст. 351 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия.

Правила, за нарушение которых может наступить уголовная ответственность по данной статье, изложены в специальных нормативных актах, регулирующих порядок подготовки соответствующего летательного аппарата к полету, осуществления полета и эксплуатации летательного аппарата.

К летательным аппаратам относятся самолеты и вертолеты различных видов, а также иные летные средства военного назначения.

Нарушение правил может выражаться в допуске к полету в сложных метеоусловиях неподготовленного экипажа, выпуске в полет самолета в опасных метеоусловиях, при которых полеты запрещены, передаче управления самолетом бортмеханику, непринятии мер к определению местоположения самолета, невыполнении мероприятий против обледенения самолета и т. д.

Смерть человека признается следствием рассматриваемого преступления независимо от того, вводил ли он в состав экипажа, находился ли погибший на борту самолета или нет.

Под иными тяжкими последствиями в ст. 351 УК РФ следует понимать причинение материального ущерба в виде разрушения летательного аппарата, не подлежащего восстановлению; уничтожение охранных сооружений, промышленных объектов, жилых домов, стоимость которых составляет особо крупный размер.

Ответственность за нарушения правил полета может нести только военнослужащий, который непосредственно осуществляет полет или руководит им в порядке исполнения возложенных на него обязанностей. К таким лицам относятся: руководитель полетов, командир корабля, члены летного экипажа (пилот, штурман, радист, бортмеханик, если они входят в состав экипажа).

Субъектом нарушения правил подготовки к полетам либо иных правил эксплуатации летательных аппаратов может быть только военнослужащий, в обязанность которого входит выполнение работ по обеспечению безопасности полета указанных военных аппаратов. К числу субъектов нарушения названных правил относятся военнослужащие, входящие в состав летного или инженерно-технического персонала экипажа корабля, выполняющие аэродромно-технические функции, задачи по метеорологическому и иному обслуживанию безопасности полета, прямые и непосредственные начальники личного состава экипажа.

Нарушение правил полетов или подготовки к ним наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ)

В ст. 352 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия.

К военным кораблям относятся суда, входящие в корабельный состав Военно-Морского Флота, а также предназначенные для выполнения обязанностей по военной службе в других министерствах и ведомствах, где такая служба предусмотрена (например, суда, предназначенные для несения пограничной службы).

К корабельному составу Военно-Морского Флота относятся боевые корабли, корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения: подводные лодки, авианосцы, крейсеры, миноносцы, торпедные катера, суда обеспечения, тральщики, плавучие базы, морские буксиры, сухогрузные и наливные баржи, катера, топливозаправщики и т. д.

Нарушение правил определяется исходя из правовых норм, которые должны соблюдаться в той или иной ситуации, и может выражаться в не определении курса и скорости корабля, глубины погружения подводных лодок, не установлении местонахождения корабля, неосуществлении маневра, буксировки и т. д.

Смерть человека или наступление иных тяжких последствий является обязательным признаком состава данного преступления. Нарушение правил вождения или эксплуатации военного корабля будет признаваться преступным независимо от того, повлекло ли оно гибель члена экипажа или других лиц, вне зависимости от их принадлежности к военной службе. К тяжким последствиям по смыслу ст. 352 УК РФ могут быть отнесены: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, гибель корабля или его значительное повреждение, делающее невозможным его полноценное использование по назначению без ремонта, крупный материальный ущерб, срыв боевого задания и т. д.

Нарушение правил кораблевождения относится к неосторожным преступлениям. Лицо, допустившее нарушение соответствующих правил, либо сознает их противоправность, но легкомысленно рассчитывает на предотвращение возможных вредных последствий, либо не сознает этого, но при данных обстоятельствах может и должно сознавать.

Ответственность за данное преступление могут нести лишь военнослужащие, на которых специально возложены обязанности по осуществлению вождения корабля или по его эксплуатации. К таким лицам, например, относятся командир корабля, его помощник, штурман, вахтенный офицер, находящийся при исполнении обязанностей по управлению кораблем, военнослужащие, ответственные за исполнение специальных функций корабля (десантирование, минирование, торпедирование и т. д.).

Нарушение правил кораблевождения наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Использованная литература

Крейс И.В. Дисциплинарная практика и ее роль в управленческой деятельности командиров и начальников // Право в Вооруженных Силах. — 1999. — № 7.

Лебедев А.Г. Дисциплинарная практика: Особенности проведения административного расследования при ее нарушениях // Право в Вооруженных Силах. — 1998. — № 6.

Военно-уголовное законодательство: Краткий учебный курс / Под ред. М.К. Кислицына. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА • М), 2002.

Преступления против военной службы: Учебник. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА • М), 2002.

Судебная практика по применению военно-уголовного законодательства Российской Федерации / Сост. О.К. Зателепин, А.И. Ноздринов / Под общ. ред. профессора Х.М. Ахметшина. — М.: «За права военнослужащих», 2001.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы. — М.: Воен. ун-т, 1999.



Просмотров 1829

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!