![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Статистические индексы, задачи, решаемые с помощью индексного анализа
Индекс – относительный показатель, полученный как соотношение значений того или иного признака (экономического показателя) во времени, пространстве, в сравнении с каким-либо нормативом лил плановым уровнем. Так как индекс – это всегда соотношение двух значений, то тому значению, которое сопоставляется, присваивается понятие показатель отчетного периода и рядом со значением показателя ставится 1 (единица). То значение показателя, с которым производится сравнение, называется базисным и рядом с ним ставится 0 (ноль). В индексном анализе существует ряд общепринятых обозначений: q (или Q) – физический объем продукции или товара (в натуральном выражении); p – цена единицы изделия; z (иногда С) – себестоимость единицы изделия; q∙p – стоимость товара, товарооборот; q∙z – издержки производства; t – трудоемкость единицы изделия; w – выработка. При использовании индексного анализа показателей социальной сферы могут быть использованы приведенные выше обозначения. При этом следует помнить, что необходимо различать количественные показатели и так называемые качественные (рассчитанные на ту или иную единицу). Деление на количественные и качественные показатели соответствует делению на первичные и вторичные признаки.
Индексы общие и индивидуальные. Агрегатный индекс как основная форма индексов. По степени охвата элементов изучаемой совокупности различают индексы: Индивидуальные (i) Рассчитываются по отдельным элементам. Тот показатель, изменение которого оценивается, называется индексируемым, а соответствующий индекс отражает название показателя. Индекс физического объема Так как в индексном анализе как правило проводится сравнение во времени, то эти индивидуальные индексы – показатели темпа роста. Общие индексы (сводные, I) Рассчитываются по всей совокупности элементов благодаря введению в индексы так называемых соизмерителей. Чаще всего в качестве соизмерителей используются цены, а также себестоимость и трудоемкость. Общие индексы могут быть рассчитаны в виде агрегатных индексов и как индексы средние из индивидуальных.
Агрегатный индекс выполняет две функции: - объединяет изначально несоизмеримые элементы (синтетическая функция) - позволяет оценить роль отдельных факторов в изменении сводного показателя (аналитическая). Синтетическая функция реализуется благодаря введению показателя соизмерителя (веса) в агрегатный индекс. Индекс товарооборота может быть разложен на две составляющие: 1)индекс физического объема, который позволит оценить роль изменения объемов продаж в изменении объема товарооборота в целом. Индексируемой величиной является физический объем продаж, поэтому в числителе объем продаж берется на уровне отчетного периода, а в знаменателе – базисного, а вес (цена) остается неизменной (на уровне базисного периода). В целом числитель индекса – это экономический показатель, характеризующий фактический объем продаж в неизменных сопоставимых ценах. Знаменатель – товарооборот базисного периода (объем продаж). 2) индекс цен Данный индекс будет характеризовать изменение товарооборота за счет изменения цен на товары. Произведение этих двух индексов – общий индекс товарооборота. Ряд индексов, построенных по взаимосвязанным признакам, называют системой индексов. В частности индекс товарооборота равен произведению индексов физического объема и цен. На основе полученных индексов можно рассчитать величины абсолютных изменений товарооборота, физического объема и цен
При построении индексов основной обсуждаемой проблемой является проблема выбора периода весов. Основной критерий выбора периода взвешивания – цель индексного анализа. Однако при построении системы индексов существует правило выбора периода весов: если индексируется количественный (первичный) признак, признак-вес берется на уровне базисного периода; если индексируется качественный (вторичный) признак, признак-вес берется на уровне отчетного периода. Вторая система индексов (с точки зрения популярности применения на практике) связана с изучением изменения средних величин (средних показателей) и включает в себя индекс переменного состава, индекс постоянного состава и индекс структуры. Общее изменение средней величины (например, средней цены) характеризуется индексом переменного состава На изменение средней цены влияет изменение собственно цен, а также структура продаж (доля продаж по той или иной цене в общем объеме продаж). Так как в индексном отношении структура берется за разные периоды времени, то индекс носит название индекса переменного состава.
- индекс, который изменит изменение средней цены в результате изменения собственно цен при элиминировании влияния структурных изменений
- изменение средней цены в результате изменения структуры
Индексируемый признак – структура продаж. Признак-вес – цена. Ее закрепление на уровне базисного периода позволяет элиминировать изменение цен на динамику средней цены. Величина индекса структуры, большая 1 (>100%) будет свидетельствовать о том, что в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличивается доля продукции с более высокой ценой. Если индекс < 1 (<100%), то в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличивается доля продукции с более низкой ценой. На основе системы индексов также могут быть рассчитаны показатели в абсолютном выражении. Абсолютный прирост или снижение средней цены (на сколько в абсолютном выражении выросла средняя цена по сравнению с базисным периодом) – это разность составляющий индексного отношения. Абсолютное изменение цены за счет изменения структуры:
![]() |