Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Искусство Западной Европы второй половины ХIХ в



Реализм – ведущее направление в европейской культуре и искусстве этого периода. Создание теоретической программы реализма. Критический реализм как особое проявление реализма середины XIX столетия. Тема национальной истории, пейзажа, бытовой картины. Мастера барбизонской школы и становление французского реалистического пейзажа (Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Нарцисс Диаз, Констан Тройон). Культ естественного природного мотива, работа на открытом воздухе. Поэтизация крестьянского труда в творчестве Франсуа Милле. («Веятель, «Сеятель»). Типичность и характерность образов. Эпическая монументальность композиций («Сбор колосьев», «Человек с мотыгой»). Обобщенность живописной манеры. Густав Курбе – вождь французских реалистов. Борьба против салонного искусства. Значительность и монументальность образов («Дробильщики камней», «Похороны в Орнане»). Обращение к теме провинциальной жизни. Меткость портретных характеристик. Многожанровость в творчестве Г.Курбе (портрет Ш. Бодлера, композитор Г. Берлиоз за роялем, «Здравствуйте, господин Курбе). Использование контрастов и сдержанность колорита. Обращение к анималистике, марине («Козули у ручья», «Волна»). Деятельность Курбе в дни Парижской коммуны.

Социально-критический характер творчества О. Домье. Домье как график. Ирония и гротеск его карикатур. Работа в журнале «Карикатура». Создание образа борца-революционера («Руки прочь! Свобода печати!»). Обращение к бытовым темам (серия «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы»). Показ жизни большого города в живописи («Прачка», «Любитель эстампов», «Вагон 3-го класса»). Широкая обобщённая манера письма, сдержанность колорита, кадровое построение композиций.

Архитектура. Влияние на её развитие роста городов. Преобладание инженерно- технических сооружений и зданий репрезентативного характера. Эклектика – преобладающий стиль в архитектуре. Утрата цельности в городских ансамблях. Снижение качества композиций в городских застройках. Выработка специфического языка в архитектуре этого периода.

Расцвет салонного искусства как результат проявления реакции на поражение Парижской коммуны. Рост условно-стилизаторских и мистико-символических тенденций в творчестве Пюви де Шавана и религиозно-мистических композициях Г. Моро.

Бунт молодых французских художников против салонного и академического искусства. Традиции и новаторство в творчестве Э. Мане. Особенности его живописи в колорите и композиции. Обновление языка живописи в творчестве молодого поколения. Традиции барбизонцев как основа пленэрной живописи импрессионистов. Эстетическая программа и живописная система импрессионистов. Ограниченность творческого метода импрессионистов. Творчество К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, Э. Дега. Импрессионизм в скульптуре О. Родена: подчеркнутая эскизность и незавершённость, использование естественной фактуры материала как средства выразительности. Роль искусства О. Родена в формировании новаторства в скульптуре начала 20-го века.

Постимпрессионизм как явление в искусстве рубежа веков. Индивидуальность и своеобразие творчества постимпрессионистов. Отход от фиксации сиюминутных состояний окружающего мира. Метод пуантилизма Ж. Сёра и П. Синьяка (неоимпрессионизм). Сезанн, его творческий метод и живописная система: устойчивые закономерности цветовых созвучий и форм, интерес к материальной предметности. Конструктивная передача формы; обобщённость рисунка. Влияние на дальнейшее развитие искусства 20-го века. Экспрессионизм В. Ван Гога. Цветовой строй живописи и фактуры живописной поверхности. Графика Ван Гога. Синтетизм П. Гогена. Поиски красоты и гармонии в естественной жизни «природного» человека. Обобщение форм и линий. Монументальность полотен за счёт использования больших цветовых плоскостей. Графика и живопись А. Тулуза Лотрека. Выразительная гротесковая острота и своеобразие рисунка. Мир лотрековских образов. Работа над театральной афишей.

Истоки зарождения стиля модерн как идеи синтеза искусств под эгидой архитектуры, как реакция на засилье эклектики. Новые строительные материалы, декоративность, обращение к историческим стилям (направленность национального романтизма в европейских странах). Особенности проявления модерна в различных странах Европы (Ар Нуво, Либерти, Югендстиль, Сецессион).

Развитие символизма и рост стилизаторских тенденций (О. Редон, А. Бёклин). Проявление символизма и экспрессионизма в творчестве норвежского художника Э. Мунка и швейцарского художника Ф. Ходлера.

 

Литература для дополнительного чтения и изучения темы

Основная:

Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX в. М., 1981.

Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. М., 1962.

Дополнительная:

Вентури Л. Художники Нового времени. М., 1956.

Ревалд Д. История импрессионизма. М.; Л., 1959.

Ревалд Д. Постимпрессионизм. М.; Л., 1962.

Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. Л.,1962.

Кожина Е.Ф. Романтическая битва. Л., 1969.

Калитина Н.н. Французская пейзажная живопись 1870 – 1970. Л., 1972.

Калитина Н.Н. «Эпоха реализма» во французской живописи XIX в Л., 1972.

Рейтерсвард О. Импрессионисты перед публикой и критикой. М., 1974.

Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. Очерки. М., 1975.

Импрессионисты. Их современники. Их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. М., 1976.

Куликова И. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978.

Мёрфи Ричард. Мир Сезанна: 1839-1906 /пер. с англ. М. Шейнкера. М., 1998.

Уоллэйс Роберт. Мир Ван Гога: 1853 – 1890/ пер. с англ. О. Рязановой. М, 1998.

 

 



Просмотров 1780

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!