![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Искусство стран Западной и Центральной Европы первой половины XX века
Особенности развития художественной культуры и искусства Европы в первой половине века. Общеевропейские центры авангарда (Париж, Мюнхен, Дрезден). Истоки и корни авангарда. Тенденции протоавангарда: искусство группы «Наби», постимпрессионизм, «сезаннизм». Фовизм – одно из первых авангардных направлений XX века. Звучность и декоративность цвета, ковровый приём построения композиции. Подчёркнутая условность цвета. Творчество А. Матисса. Тема Востока и античности в творчестве художника. Рисунки и декупажи Матисса. Творчество «фовистов» А. Дерена, А. Марке, М. де Вламинка, Р. Дюфи. Творчество А. Модильяни. Близость к фовизму и черты индивидуальности. Своеобразие творчества М. Утрилло. Примитив в творчестве А. Руссо. Экспрессионизм в литературе и искусстве. Болезненное напряжение эмоций, мистика, иррационализм, гротеск и аллегория, резкий контраст цвета, деформация форм, огрубление и упрощение рисунка. Интерес к искусству примитива, древним архаическим формам. Зарождение экспрессионизма в Германии. Группа «Мост» как предтеча нового направления. Творчество Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуфа, Э. Нольде. Сохранение в живописи фигуративности. Продолжение экспрессионизма в «Синем всаднике».основатели объединения: В. Кандинский, Ф. Марк. Последователи: Маке, Кампендонг, Клее, Кубин, Кокошка. Творчество О. Дикса, А. Кубина. Связь творчества последнего с философией Ф. Кафки. Мистицизм, натурализм, иррационализм. О. Кокошка, близость его творчества к философии З. Фрейда. Чуткость экспрессионизма к человеческим страданиям, преобладание отчаяния, панического страха, мятежности. Кубизм – одно из ярких направлений авангарда 20-го столетия. Развитие сезаннистких, аналитических и синтетических принципов кубизма. Выявление первоосновы пластической формы через устойчивое сочетание простейших геометрических форм. Утрата фигуративности изображения. Творчество П. Пикассо. «Голубой» и «розовый» периоды – мир нищих, бродяг, странствующих актеров, особенности колористического решения. Увлечение архаической и примитивной культурой африканских народов. Рождение кубизма как способа пластического самовыражения художника. Проблемы формы, пространства и движения в кубистических произведениях Пикассо. Реалистическое творчество художника. Творчество Ж. Брака. Выход кубизма в беспредметность и геометрическую абстракцию. Творчество П. Мондриана. Пуризм и орфизм во Франции. Футуризм. Манифесты итальянских футуристов. Стремление к передаче повышенной динамике образов. Использование симультанности как средства передачи движения во времени. Деконструктивность и алогичность композиции. Деятельность Ф. Маринетти, К. Карра, Сент-Элиа, Северини, Боччони, Руссоло. Кубофутуризм – проявление футуризма в России. Скульптура. Длительное сохранение реалистических принципов в скульптуре как основная тенденция времени. Творчество А. Бурделя. Тяготение к конструктивному пониманию больших форм. Предпочтение грубой, резкой обработке поверхности камня. «Стреляющий Геракл» - программное произведение скульптора. Монументальные и портретные произведения Бурделя. Аристид Майоль – глубокий созерцатель природы. Женские образы как образы чистоты, здоровья, безмятежности («Помона», памятник Сезанну). Спокойствие и подчёркнутая статичность композиций. Портретная скульптура в творчестве Шарля Деспио. Передача характера и проникновение в глубины внутреннего мира человека («Мадам Стоун», «Ася»). Графика как искусство, отражающее новые условия жизни. Связь с развитием массовой печати и рекламы. Обращение к жизни трудового человека в творчестве Т.А. Стейнлена. Связь с традициями массовой печати, увлечение офортом и плакатом. Грустная лирика, ирония и социальные обличения. Продолжение традиций О. Домье. политические рисунки и плакаты. Лёгкая эскизная манера, контраст цветов, широкие заливки плоскостей. Социальная тематика в творчестве К. Кольвиц. отражение пафоса революционной борьбы в графических сериях, посвящённых немецкой истории. Экспрессивность языка, монументальность композиций. Идеи революции и рабочей борьбы – основная тема графических листов Ф. Мазереля. Влияние событий 1-й мировой войны на пацифизм художника. Утрированность изобразительного языка. Показ через графические серии внутренний рост и духовное становление простого человека. Влияние 1-й мировой войны на формирование художественного нигилизма, выраженного дадаизмом. Влияние последнего на художественную практику второй половины века. Манифесты и акции дадаистов. Выставки П. Клее, Хартунга, Ф. Пикабия, М. Рея. отражение в работах дадаистов подсознательного и инстинктивного. Подражание младенческому рисунку. Антивоенные графические серии Г. Гросса и О. Дикса. Творчество М. Шагала, индивидуальность творческого метода. Художественная культура Европы и Америки между двумя войнами (1920-1930 – гг.) Эпохальные события истории и их влияние на искусство, которое превращается в средство идеологической войны. Сосуществование формалистических и реалистических направлений в данный период. Изменение характера архитектуры в связи с ростом городов и появлением новых общественно-социальных проблем. Типовые застройки, реконструкция городов, ограниченность в создании крупных архитектурных ансамблей. Творчество Ле Корбюзье. Создание пяти принципов в новой архитектуре. Корбюзье – урбанист и мечтатель: идея создания «Лучезарного города», план реконструкции центра Парижа. Школа Баухауз и её роль в развитии современной архитектуры и прикладного искусства. Родоначальник функционализма - В. Гропиус. Конструктивность и геометричность форм, отсутствие декоративных украшений. «Чикагская школа», создание ритма за счёт разности высот зданий (здания Рокфеллер-центра, Эмпайр-Стейт-Билдинг). Бессистемность застроек. Школа Франка Ллойда Райта – альтернатива конструктивизму Корбюзье. Стиль прерий (Дом над водопадом в Бер Ране). Развитие строительной техники и создание новых строительных материалов, порождение сложных криволинейных форм (спортсооружения, Нерви и Циталоцци «Малый дворец спорта в Риме»). Висячие многоэтажные дома. Использование алюминия, пластмасс, и синтетических материалов в крупном строительстве (Здание ЮНЕСКО в Париже, Национальный центр промышленности и техники). О. Нимейер – автор проекта столицы Бразилии Бразилиа. Учёт природно-климатических условий. Абстракционизм как крайнее проявление модернизма. Истоки абстракционизма. Чистая пластика Пита Мондриана. Творчество В. Кандинского. Абстрактный экспрессионизм, геометрический абстракционизм, сочетание одного и другого. Продолжение абстрактного экспрессионизма в творчестве Дж. Поллока. Супрематизм К. Малевича. Абстракционизм в США: тихоокеанская школа (М. Тоби), ньюйоркская школа (М. Ротко, Р. Мазервел, Х. Хофман). «Дриппинг», «ташизм», «живопись действия», «ядерная живопись» - разновидности послевоенного абстракционизма в Европе и США. Сущность «дадаизма» (Хартунг, Пикабия). Подсознательное и инстинктивное выражение чувств – основа нового направления. Возникновение сюрреализма. Интуитивизм (А. Бергсон), фантазия и случайность в искусстве (В. Дильтей) иррациональность творческого процесса, культ бессознательного и либидо (З. Фрейд) – идейно-теоретическая основа сюрреализма. Творчество С. Дали. Реакция на беспредметное искусство и возникновение поп-арта. Поп-арт – искусство, доступное массовому зрителю своими средствами выразительности, содержанием, предметами изображения. Видные художники поп-арта: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Джон Розенквист, Рой Лихтенберг. Боди-арт – разновидность поп-арта. Концептуальное искусство «Реди Мейд» (М. Дюшан) и его ведущая роль в искусстве 60-х гг. Оп-арт – искусство свето-цветового эффекта изображения. Роль оп-арта в прикладных видах искусства и дизайне. Кинетическое искусство, перформанс, инсталляция, гиперреализм – свидетельство развития новых видов и форм современного искусства. Новейшие технологии и современное искусство: видеоарт, компьютерное искусство. «Китч» как крайнее проявление массовой культуры.
![]() |