Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Искусство стран Западной и Центральной Европы первой половины XX века



Особенности развития художественной культуры и искусства Европы в первой половине века. Общеевропейские центры авангарда (Париж, Мюнхен, Дрезден). Истоки и корни авангарда. Тенденции протоавангарда: искусство группы «Наби», постимпрессионизм, «сезаннизм».

Фовизм – одно из первых авангардных направлений XX века. Звучность и декоративность цвета, ковровый приём построения композиции. Подчёркнутая условность цвета. Творчество А. Матисса. Тема Востока и античности в творчестве художника. Рисунки и декупажи Матисса. Творчество «фовистов» А. Дерена, А. Марке, М. де Вламинка, Р. Дюфи. Творчество А. Модильяни. Близость к фовизму и черты индивидуальности. Своеобразие творчества М. Утрилло. Примитив в творчестве А. Руссо.

Экспрессионизм в литературе и искусстве. Болезненное напряжение эмоций, мистика, иррационализм, гротеск и аллегория, резкий контраст цвета, деформация форм, огрубление и упрощение рисунка. Интерес к искусству примитива, древним архаическим формам. Зарождение экспрессионизма в Германии. Группа «Мост» как предтеча нового направления. Творчество Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуфа, Э. Нольде. Сохранение в живописи фигуративности. Продолжение экспрессионизма в «Синем всаднике».основатели объединения: В. Кандинский, Ф. Марк. Последователи: Маке, Кампендонг, Клее, Кубин, Кокошка. Творчество О. Дикса, А. Кубина. Связь творчества последнего с философией Ф. Кафки. Мистицизм, натурализм, иррационализм. О. Кокошка, близость его творчества к философии З. Фрейда. Чуткость экспрессионизма к человеческим страданиям, преобладание отчаяния, панического страха, мятежности.

Кубизм – одно из ярких направлений авангарда 20-го столетия. Развитие сезаннистких, аналитических и синтетических принципов кубизма. Выявление первоосновы пластической формы через устойчивое сочетание простейших геометрических форм. Утрата фигуративности изображения. Творчество П. Пикассо. «Голубой» и «розовый» периоды – мир нищих, бродяг, странствующих актеров, особенности колористического решения. Увлечение архаической и примитивной культурой африканских народов. Рождение кубизма как способа пластического самовыражения художника. Проблемы формы, пространства и движения в кубистических произведениях Пикассо. Реалистическое творчество художника. Творчество Ж. Брака. Выход кубизма в беспредметность и геометрическую абстракцию. Творчество П. Мондриана. Пуризм и орфизм во Франции.

Футуризм. Манифесты итальянских футуристов. Стремление к передаче повышенной динамике образов. Использование симультанности как средства передачи движения во времени. Деконструктивность и алогичность композиции. Деятельность Ф. Маринетти, К. Карра, Сент-Элиа, Северини, Боччони, Руссоло. Кубофутуризм – проявление футуризма в России.

Скульптура. Длительное сохранение реалистических принципов в скульптуре как основная тенденция времени. Творчество А. Бурделя. Тяготение к конструктивному пониманию больших форм. Предпочтение грубой, резкой обработке поверхности камня. «Стреляющий Геракл» - программное произведение скульптора. Монументальные и портретные произведения Бурделя. Аристид Майоль – глубокий созерцатель природы. Женские образы как образы чистоты, здоровья, безмятежности («Помона», памятник Сезанну). Спокойствие и подчёркнутая статичность композиций. Портретная скульптура в творчестве Шарля Деспио. Передача характера и проникновение в глубины внутреннего мира человека («Мадам Стоун», «Ася»).

Графика как искусство, отражающее новые условия жизни. Связь с развитием массовой печати и рекламы. Обращение к жизни трудового человека в творчестве Т.А. Стейнлена. Связь с традициями массовой печати, увлечение офортом и плакатом. Грустная лирика, ирония и социальные обличения. Продолжение традиций О. Домье. политические рисунки и плакаты. Лёгкая эскизная манера, контраст цветов, широкие заливки плоскостей. Социальная тематика в творчестве К. Кольвиц. отражение пафоса революционной борьбы в графических сериях, посвящённых немецкой истории. Экспрессивность языка, монументальность композиций. Идеи революции и рабочей борьбы – основная тема графических листов Ф. Мазереля. Влияние событий 1-й мировой войны на пацифизм художника. Утрированность изобразительного языка. Показ через графические серии внутренний рост и духовное становление простого человека.

Влияние 1-й мировой войны на формирование художественного нигилизма, выраженного дадаизмом. Влияние последнего на художественную практику второй половины века. Манифесты и акции дадаистов. Выставки П. Клее, Хартунга, Ф. Пикабия, М. Рея. отражение в работах дадаистов подсознательного и инстинктивного. Подражание младенческому рисунку. Антивоенные графические серии Г. Гросса и О. Дикса.

Творчество М. Шагала, индивидуальность творческого метода.

Художественная культура Европы и Америки между двумя войнами (1920-1930 – гг.)

Эпохальные события истории и их влияние на искусство, которое превращается в средство идеологической войны. Сосуществование формалистических и реалистических направлений в данный период.

Изменение характера архитектуры в связи с ростом городов и появлением новых общественно-социальных проблем. Типовые застройки, реконструкция городов, ограниченность в создании крупных архитектурных ансамблей. Творчество Ле Корбюзье. Создание пяти принципов в новой архитектуре. Корбюзье – урбанист и мечтатель: идея создания «Лучезарного города», план реконструкции центра Парижа. Школа Баухауз и её роль в развитии современной архитектуры и прикладного искусства. Родоначальник функционализма - В. Гропиус. Конструктивность и геометричность форм, отсутствие декоративных украшений. «Чикагская школа», создание ритма за счёт разности высот зданий (здания Рокфеллер-центра, Эмпайр-Стейт-Билдинг). Бессистемность застроек. Школа Франка Ллойда Райта – альтернатива конструктивизму Корбюзье. Стиль прерий (Дом над водопадом в Бер Ране). Развитие строительной техники и создание новых строительных материалов, порождение сложных криволинейных форм (спортсооружения, Нерви и Циталоцци «Малый дворец спорта в Риме»). Висячие многоэтажные дома. Использование алюминия, пластмасс, и синтетических материалов в крупном строительстве (Здание ЮНЕСКО в Париже, Национальный центр промышленности и техники). О. Нимейер – автор проекта столицы Бразилии Бразилиа. Учёт природно-климатических условий.

Абстракционизм как крайнее проявление модернизма. Истоки абстракционизма. Чистая пластика Пита Мондриана. Творчество В. Кандинского. Абстрактный экспрессионизм, геометрический абстракционизм, сочетание одного и другого. Продолжение абстрактного экспрессионизма в творчестве Дж. Поллока. Супрематизм К. Малевича. Абстракционизм в США: тихоокеанская школа (М. Тоби), ньюйоркская школа (М. Ротко, Р. Мазервел, Х. Хофман). «Дриппинг», «ташизм», «живопись действия», «ядерная живопись» - разновидности послевоенного абстракционизма в Европе и США.

Сущность «дадаизма» (Хартунг, Пикабия). Подсознательное и инстинктивное выражение чувств – основа нового направления. Возникновение сюрреализма. Интуитивизм (А. Бергсон), фантазия и случайность в искусстве (В. Дильтей) иррациональность творческого процесса, культ бессознательного и либидо (З. Фрейд) – идейно-теоретическая основа сюрреализма. Творчество С. Дали.

Реакция на беспредметное искусство и возникновение поп-арта. Поп-арт – искусство, доступное массовому зрителю своими средствами выразительности, содержанием, предметами изображения. Видные художники поп-арта: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Джон Розенквист, Рой Лихтенберг. Боди-арт – разновидность поп-арта. Концептуальное искусство «Реди Мейд» (М. Дюшан) и его ведущая роль в искусстве 60-х гг. Оп-арт – искусство свето-цветового эффекта изображения. Роль оп-арта в прикладных видах искусства и дизайне. Кинетическое искусство, перформанс, инсталляция, гиперреализм – свидетельство развития новых видов и форм современного искусства. Новейшие технологии и современное искусство: видеоарт, компьютерное искусство. «Китч» как крайнее проявление массовой культуры.

 



Просмотров 1935

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!