Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Единицы языка и речи как объекты лингвистики



Ф. де Соссюр говорил, что в языке «нет ничего, кроме различий». Язык бывает письменным и устным. Материал письменной и устной речи различен. Тем не менее, это один язык. Это значит, что связь устной и письменной речи и есть материя языка (единицы).

Единицы языка рассматриваются по принципу от простого к сложному и наоборот. Так, выделяют уровни (ярусы) языка. Уровнем языка называется та часть его системы, которая имеет соответствующую одноименную единицу. Таким образом, существуют: фонемный, морфемный, уровень слов, уровень словосочетаний, уровень предложений, так как есть одноименные единицы – фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение. Верхним уровнем является уровень предложений. В каждом предложении отмечается минимальное единство признаков лица, интонации, показывающих относительную законченность мысли в высказывании. По акад. В.В. Виноградову: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е. неделимая далее на речевые единицы) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Словосочетание, по Виноградову В.В., как единица языка отличается двумя признаками: наличием грамматической формы и способностью передавать расчленено единое понятие и образ.

Слово представляет собой единство целого, последовательного звучания и определенного, закрепленного за этим звучанием понятия и образа.

Морфема представлена определенным фонетическим комплексом, с которым связано значение, используемое в словообразовании и словоизменении.

Фонемы лишены собственного значения, но звуки, объединяемые фонемами, приобретают звукоизобразительное значение, что отражается в этимологии слов. Фонемы служат для различения значений слов и их форм, а также для различения словообразовательных и этимологических значений.

Можно отметить пять признаков, которыми различаются ярусы:

1. Относительная закрытость списка единиц яруса.

2. Наличие ассоциативно-этимологического значения, т.е. значения, когда мысль ищет ассоциацию с целью создать новое значение (типа «арбуз» – круглая ягода, «арбузик» – светильник круглой формы в речи ребенка).

3. Непрерывность звучания, т.е. единая протяженность звука. Так, фонема представляет собой пучок дифференциальных признаков. Слово, характеризуемое ударением, цельно по звучанию.

4. Наличие номинативного значения – способность именовать вещь.

5. Раздельная оформленность частей единиц уровня, когда связь между частями представлена особыми средствами выражения, а целая мысль выражается расчленено.

Таким образом, уровни показывают самые существенные свойства языка, а связь между ними через общие признаки – основы языкового механизма.

После распределения единиц языка по уровням происходит деление каждого уровня на классы и подклассы. Так, слова делятся по частям речи, словосочетания – по классам словосочетания, морфемы – по классам морфем (полные и пустые, словообразовательные и словоизменительные, корневые и некорневые), фонемы – на гласные, согласные и т.д. Различение языковых единиц внутри каждого класса дает следующую картину. Класс фонем (фонемный уровень) содержит от 12 до 80 единиц. Класс морфем (морфемный уровень) содержит не больше 5000 единиц, но в реальном употреблении находятся 2500 – 3000 морфем. Класс слов (словный уровень) – открытый. Он обычно насчитывает несколько десятков тысяч слов, находящихся в употреблении. Класс словосочетаний (уровень словосочетания) разделяется на словосочетания – лексические единицы (фразеологизмы, идиомы и сложные термины) и словосочетания, не относящиеся как целое к лексическим единицам и содержащие только грамматические конструкции, свободно заполняемые лексическим материалом. Класс предложений (уровень предложений) в основном содержит не более трех десятков грамматических форм предложений. Но в этом классе представлены цельные или относительно цельные воспроизводимые единицы. Например: пословицы, формулы приветствия, проклятия, команды и т.д.

Чем выше ярус, тем больше в нем возможностей свободного создания единиц в речи. На уровне фонем создать новую единицу говорящий не может. На уровне морфем говорящий иногда вводит новую морфему путем переразложения или заимствования. На уровне слов достаточно представлены авторские высказывания и неологизмы. Большая часть словосочетаний образуется автономно по правилам, а предложения воспроизводятся в полном составе лишь изредка и в особых условиях общения.

Принцип ограничения числа языковых единиц и создания новых связан с социальным характером языкового общения, требующего распространения знания языковых единиц потенциально на весь коллектив людей, пользующихся языком. Препятствием к увеличению количества единиц одного уровня являются следующие факторы: 1) ограничение памяти людей сроками обучения языку; 2) известная ограниченность и специализация предметов речи; 3) возможности, которыми обладает человек для использования звуков речи; 4) необходимость отделить один язык от другого.

Исходя из вышеизложенного, определим состояние языковой системы:

Фонология – это о морфемах и звуках, их составляющих.

Словообразование – это учение о сочетании морфем в их отношении к составу слов.

Лексикология – это учение о сочетаниях слов в их отношении к смысловым структурам частей предложений и предложений на фоне таких единиц, как термины, фразеологизмы.

Грамматика – это учение о словах в их отношении к синтаксическим формам словосочетаний (и эквивалентным им формам предложений).

 



Просмотров 1106

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!