Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основные особенности письменной речи. Виды письма



По сравнению со звуковым языком письмо сравнительно молодо. Появление его вызвано усилением потребности людей в общении на расстоянии, пространстве и времени. Древнейшие виды письма – это наскальная живопись, послания и надгробные надписи, предметы домашнего обихода.

Письмом современная наука называет систему начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи.

Письменность – это совокупность рукописных и печатных произведений, документов, выполненных при помощи того или иного письма.

Непрерывное усложнение трудовой деятельности, межгосударственных отношений, развитие мореплавания, торговли – все это связано с общением людей во времени и пространстве. Звуковая речь данному общению служить не может. Например, нельзя передать сообщение устно на расстояние 5 км.: звуковая речь, даже очень громкая, не может быть услышана, понята, если говорящий и слушающий находятся далеко друг от друга (о применении радио, телефона и других технических средств мы здесь не говорим).

Современные виды письма возникли в результате неоднократных поисков. Первоначальными средствами удержания в памяти были предметы природы. Сюда относятся охотничьи предупредительные знаки и символика самих предметов, умение читать по следам. Некоторые предметы начинают выступать как символы. Широко известно, что символом мира являлась трубка, которую поочередно курили представители враждующих племен. Символом дружбы и знаком добросердечного приветствия у славянских племен было и сохраняется у современных народов поднесение гостю хлеба и соли и т.д.

Наука знает три главных типа письма, исторически сменявших один другой – пиктографию, идеографию, фонографию.

Пиктография – картинное письмо (от лат. pictus – писанный красками, гр. graphō – пишу). Данным термином обозначается такое письмо, знаки которого (пиктограммы) представляют собой схематические рисунки, наглядно изображающие предметы и явления действительности (изображения человека, птицы, дерева, хижины и т.д.). Предшественниками пиктографии были наскальная живопись и предметы домашнего обихода. В числе особенностей пиктографии отличают две очень существенных для понимания того, почему она с течением времени была заменена более совершенным письмом: 1) сочетание пиктограмм передает более или менее полно содержание высказывания, но не передает его языковую структуру (последовательность слов, их форму, их звучание и т.д.); 2) чем отвлеченнее содержание высказывания, тем труднее (а часто невозможно) «изобразить» его набором пиктограмм.

Пиктографическое письмо еще сохраняет связь с живописью, сами пиктограммы выцарапывались на скалах, камнях, рогах, костях животных, на бересте. Пиктограмма сохраняет наглядность, зрительный образ, однако отличается от рисунка тем, что она условна, имеет постоянное значение.

Сейчас пиктография не используется как основной тип письма. Однако пиктограммы широко используются на витринах, в рекламах (на олимпиадах, фестивалях), как дорожные знаки и т.д., сюда же относятся различные нагрудные значки, фотографии, эмблемы на документах.

Идеография(логография). Утрачивая зрительный образ и превращаясь в немотивированный знак, пиктограмма становится идеограммой (логограммой), а пиктография – идеографией (логографией) – от греч. idea – идея, понятие, grapho – писать; буквально – писание понятий.

Анализ древнейших идеографических писем показывает, что идеограмма возникла на базе рисунка и пиктограммы, особенно при изображении конкретных понятий: дом, человек, вода. Древнейшими идеографическими системами письма являются египетская, шумерская, китайская, ацтекская, майя. Наиболее распространенным и устойчивым, дошедшим до нашего времени является китайское идеографическое письмо. Оно состоит из иероглифов. Сложение иероглифов отражает основной способ словообразования – сложение корней. В полных словарях китайского языка насчитывается более 40 тыс. иероглифов, в современных текстах от 2 до 5 тыс.

Любопытной разновидностью идеографического пись­ма является клинопись,по происхождению не менее древ­няя, чем египетские иероглифы. Эта система письма упот­реблялась в Месопотамии, а позднее распространилась по всей Передней Азии. Клинопись иногда называют письме­нами на глине, поскольку материалом для этого письма служили глиняные плитки. На них при помощи деревян­ного или тростникового резца выдавливались нужные гра­фические знаки. При легком нажиме писцом на резец на мягкой глине оставалось характерное углубление, утолщенное вверху, в месте нажима, и все более заостренное и у менее глубокое внизу, по следу оттягивания резца. Такие углубления по своему внешнему виду напоминали клинья, поэтому система письма и получила название клинописи.

Слоговымназывается такое письмо, в котором каж­дый графический знак обозначает слог. Графические знаки слогового письма называются силлабемами.Слоговое письмо возникло позже идеографического письма. Появ­ление слогового письма относят к III—I тысячелетиям до н.э., а некоторых его систем - даже к I тысячелетию н.э.

Одной из древних слоговых систем письма было шу­мерское письмо позднего периода. Оно насчитывает более 3000 лет. Близким ему было ассиро-вавилонское письмо, так как ассиро-вавилоняне получили свою письменность от шумеров. И в том, и в другом письме слоговые фоно­граммы объединялись в одной системе с многочисленны­ми идеограммами.

Идеографическое письмо обладает рядом преимуществ по сравнению с пиктографическим письмом. Идеография точнее отражает тот язык, который она обслуживает, передает на письме не только содержание речи, но и членит ее на отдельные слова. Вместе с тем идеографическое письмо обладает и рядом существенных недостатков. Прежде всего, это громоздкий характер идеографических систем, порождающий сложность их усвоения. К недостаткам идеографии относится и трудность передачи грамматических форм слов. Грамматические значения в идеографическом письме приходится передавать специальными значками (ключами), которые также надо запоминать, что еще бо­лее усложняет использование идеографии. Эти и некоторые другие недостатки послужили основной причинойперехода от идеографических систем письма к слоговым и буквенно-звуковым системам письма.

Если пиктограмма изображает предмет, то идеограмма обозначает значение слова. Широкое распространение идеограммы получили при записи счета и алгебраических понятий:

5 + 5 = 10 Данная арифметическая запись одинаково понятна и русскому, и немцу, и англичанину и т.д. С помощью данных идеограмм могут общаться люди, говорящие на разных языках. Идеограмма передает значение слова, а не его звучание. Если то же самое понятие передать средствами звукового языка, взаимопонимание нарушится: пять плюс пять равно десять или fünf und fünf ist zehn.

Преимущество идеографии – компактность письма: одним знаком обозначается целое слово, для обозначения которого в фонографии требуется несколько знаков. Древнейшие цифры появились в Вавилонии и Египте. В настоящее время более распространенными цифровыми системами являются арабская и римская. Арабские цифры возникли в Индии, в Европу они были занесены арабами (отсюда их вторичное название).

Фонография(гр. phone – голос, звук, graphō – пишу). Знаки фонографического письма (фонограммы) обозначают звуковые элементы слова, т.е. слоги или звуки (фонемы). В зависимости от этого принято различать 2 разновидности фонографии: слоговое письмо (индийское) и буквенное - звуковое письмо (русское, английское), так как буквы обозначают здесь в основном звуки речи. В отличие от пиктограмм и идеограмм буква не имеет предметно-понятийного содержания.

Буквенно-звуковым обычно называют такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный типовой звук- фонему. Поэтому буквенно-звуковое письмо иногда называют также фонемографическим. Графическими знаками этого типа письма являются буквы. Буквенно-звуковое письмо выступает в двух разновидностях: константно- звуковой разновидности и вокализовано-звуковой.

 

Графические системы

История письма – это не только история начертания букв, но вместе с тем, и история становления современных алфавитов, графики, орфографии языков, имеющих буквенное письмо.

Терминомграфика (графо – письмо) обозначается часть науки о письме, изучающая начертание букв и соотношения между буквами и звуками. Графикой называют также алфавиты разных языков, имея в виду особенности начертания букв и соотношения этих букв со звуками. Русская графика не принадлежит к числу сложных, более сложными являются графические системы французского, английского, немецкого языков.

Почти 75 % современного населения Земли пользуются буквенным письмом, которое образует 4 наиболее распространенные семьи алфавитов: латинскую (30 %), славяно-кирилловскую (10 %), арабскую (10 %) и индийскую (25 %). Особое место занимают слоговые языки. В слоговых языках основной единицей является слог (Китай, Юго-Восточная Азия). Эти языки имеют простую структуру слога: соглас. + полуглас. + глас. + полуглас.

Алфавит– совокупность букв какого-либо фонографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. Само слово алфавит образовано от названий двух первых букв греческого алфавита: альфа и бета, греч. альфа и вита. Аналогично образовано слово азбука (аз + бука). Создатели алфавита – финикийцы.

Латиница. Отличительный признак: звуков было больше, чем букв, поэтому появилась необходимость усовершенствования латинского алфавита. Были введены диакритики и лигатуры. Диакритики использовались для уточнения или изменения звукового значения латинских букв; особенно много диакритик в португальском и чешском языках. Они также встречаются во французском языке для различения слов. Например: – там, тут, la – артикль и местоимение. В немецком, английском, французском языках встречаются диакритики в виде апострофов: l´heure, d´une, it´s.

Лигатура – звук, передаваемый сочетанием двух или более букв. Многобуквенные сочетания используются для передачи согласных звуков, обозначаемых, например, в русском языке буквами х, ч, ш, щ: в немецком языке ch, tsch, sch, schtsch; в английском – kh, tch, ch (sh), stch (sch).

Латинское письмо – буквенное письмо, которым пользовались древние римляне, лежит в основе письма большинства народов Западной Европы. Современный латинский алфавит имеет два типографских вида: латиница (антика) и готический шрифт (фрактура), первый является господствующим.

Кириллица. Славянский алфавит возник в конце XI-начале X веков. Создание азбуки было связано с именами братьев Кирилла и Мефодия. Кириллица является творческой переработкой византийского алфавита (греческого). Славянское письмо (кириллица) было разработано на основе добавления к 14 буквам византийского греческого алфавита еще 19 букв для славянских фонем (щ, ш, ч) из еврейского письма. Графика кириллицы претерпевала изменения с 10 по 18 вв. Русское письмо есть гражданский шрифт, кириллица – церковное религиозное письмо. Пережила кириллица несколько реформ (1708-10, 1735, 1758, 1918) – были исключены все буквы, ненужные для передачи фонем русской речи.

Существовало другое славянское письмо – глаголица, которое вымерло в позднем средневековье. Оно употреблялось славянами-католиками (хорваты, словенцы).

Изучением письма занимается наука палеография(греч.palaios – древний) – изучает создание знаков письменности и их развитие.

Итак: большинство современных национальных систем письма базируется на алфавитах латинском, славяно-кирилловском (кириллица, русский алфавит), арабском, индийском (слоговом).

Орфография и ее принципы

Орфография – правописание. Это собрание правил для нормативного написания слов и их частей. Орфография также устанавливает слитное / раздельное написание слов, правила переноса, сокращения слов, охватывает пунктуацию.

Принципы орфографии

Морфологический принцип – принцип обозначения одинаковым способом позиционно-чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое единообразие морфемы. Фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются теми же буквами, что и фонемы в сильных позициях. Например, дуб – дубы; вода – воду (чередование фонем [б] и [п], [о] и [а] на письме не отражается). Этот способ применим к русскому письму, его еще называют фонемным или фонематическим принципом (с точки зрения московской фонологической школы).

Фонетический принцип – на письме отражаются позиционные чередования фонем, т.е. фонемы слабых позиций обозначаются буквами на основе прямого соответствия: фонема – адекватная ей буква. Графическое единство морфемы при этом не сохраняется. Ср. «бесполезный» и «безболезненный» (белорусский, сербохорватский языки).

Традиционный принцип (историко-традиционный) – фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для обозначения данной фонемы, ср. печаль, дебют, язык, мятеж и др.(русс. яз., англ., французс. яз.). Этот принцип также называют символическим.

 

Обязательная литература

1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1983. – С. 169 – 182.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. – С. 139 – 158.

Дополнительная литература

1. Гируцкий А.А Введение в языкознание Минск: Тетра - Системс 2005.-С.224-250.

2. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.

 

 

ТЕМА 6

Фонетика языка

План лекции

1. Фонетика и фонология. Три аспекта звука.

2. Классификация гласных и согласных.

3. Фонетические процессы.



Просмотров 2641

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!