![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Понятие о знаке. Типы знаков
Язык как знаковая система особого рода. Об искусственных языках. Понятие о знаке. Структура знака. Типы знаков. Знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы, языковые знаки. Свойства языкового знака: произволъность и линейность. Основные функции знаков по отношению друг к другу: различителъная, конструктивная, классифицирующая. Основные функции знаков к объектам сознания: номинативная, дейктивная, зкспрессивная, сигнификативная, моделирующая, прагматическая. Типологическое членение знаков. Система языка. Семиотика. Искусственные языки зсперанто, воляпюк, идо, окциденталь, интерлингва. Интерлингвистика. Отличителъные признаки искусственного языка от естественного.
Вопросы и задания: 1. Что такое знак? Какова его структура? 2. Каковы основные типы знаков? 3. Каковы основные свойства знаков? 4. Каковы основные функции и знаков по отношению друг к другу? 5. Каковы основные Функции знаков к объектам сознания? 6. В чем состоит типологическое членение знаков? 7.Какие знаки называют детерминированными и недетерминированными, безусловными и условными? 8. Что такое система языка? 9. Каким образом можно выяснить значение того или иного знака в системе? 10. Какие искусственные языки Вы можете назвать? 11. В чем состоит основное различие искусственного языка от естественного? 12.Почему искусственный язык, несмотря на логичность и разумность его системы, не может выполнять роль полифункционального языка человечества?
Литература 1. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. М.:Тетра-Системс, 2005.-С. 5-9; 29-37; 40. 2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – С. 90-91. 3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987. –– С. 95-100. 4.Лингвистический энциклопедический словарь/ гл. ред. В.Н.Ярцева.–М.:Советская энциклопедия, 1990. – 685с. 5.Емец Т.В. Тестовые задания к курсу «Введение в языкознание», Магнитогорск. 1998,С.11-14. 6. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.
СЕМИНАР 4: Единицы языка и речи Единицы языка и речи как объекты лингвистики. Синтагматика и парадигматика в языке и речи.
Единица языка и речи. Уровни /ярусы/ языка: фонемный, морфемный, уровень слов, уровень словосочетаний, уровень предложений. Отличительные признаки уровней /ярусов/ языка. Определения единиц языка. Распределение единиц языка по уровням. Распределение каждого уровня /яруса/ по классам и подклассам. Класс фонем, класс морфем, класс слов, класс словосочетаний, класс предложений. Факторы, препятствующие увеличению количества единиц одного уровня. Состояние языковой системы. Фонология. Грамматика. Словообразование. Лексикология. Парадигматика и синтагматика. Определения парадигмы, синтагмы. Парадигмы образуют порядки первый, второй, третий. Парадигматические и синтагматические отношения.
Вопросы и задания: 1. Что понимают под единицами языка и речи? 2. Что такое уровень (ярус) языка? Какие уровни (ярусы) языка Вы можете назвать? 3. Каковы отличительные признаки уровней (ярусов) языка? 4. Каким образом происходит распределение каждого уровня на классы и подклассы? 5. Как определяют (какие разделы) состояние языковой системы? 6. Что понимается под синтагматикой и парадигматикой? 7. Какие отношения называют синтагматическими, а какие парадигматическими?
Литература 1.Гируцкий А.А. Введение в языкознание. М.: Тетра-Системс, 2005.-С. 5-9; 29-37; 40. 2.Березин Ф.М., Головин Б.Я. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – С. 202-219. 3.Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1975. – С. 227-229. 4.Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990. – С.150-173. 5.Лингвистический энциклопедический словарь/ гл. ред.В.Н.Ярцева.–М.:Советская энциклопедия, 1990. – 685с. 6.Емец Т.В. Тестовые задания к курсу «Введение в языкознание», Магнитогорск. 1998, С.15-18. 7. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.
СЕМИНАР 5: Письменная речь Основные особенности письменной речи. Виды письма. Графические системы. 3. Орфография и её принципы. Письмо. Основные этапы развития письма. Письменность. Пиктография и пиктограмма. Идеография и идеограмма. Фонография и фонограмма. Консонатно-звуковое (слоговое) письмо, его особенности. Вокально-звуковое /буквенное/ письмо, его особенности. Алфавит. Происхождение алфавитов. Лигатура и диакритический знак (диакритика). Графика. Графические системы. Орфография. Отличие график от орфографии. Принципы орфографии: фонетический, морфологический, историко-традиционный, символический.
Вопросы и задания: 1.Каковы основные этапы развития письма? Что называют пиктографией и пиктограммой? Идеографией и идеограммой? Фонографией и фонограммой? 2.В чем заключаются особенности консонантно-звукового /слогового/ и вокально-звукового /буквенного/ письма? 3.Что понимают под термином "алфавит"? Каково происхождение современного русского алфавита и алфавита изучаемого Вами иностранного языка? 4.Что такое лигатура, диакритический знак /диакритика/? 5. Что такое графика? 6. Что такое орфография, чем она отличается от графики? 7.В чем заключаются фонетический, морфологический, историко-традиционный и символический принципы орфографии? В одинаковой ли степени они используются в разных языках? 8.Какой принцип орфографии является основным в русском языке и в языке, который Вы изучаете как иностранный? Литература 1.Гируцкий А.А. Введение в языкознание.- М.: Тетра-Системс, 2005.-С. 224-250. 2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. – С. 169-182. 3.Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987. – С. 139-158. 4.Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. М.: Просвещение, 1991. – С. 71-79. 5.Емец Т.В. Тестовые задания к курсу «Введение в языкознание», Магнитогорск. 1998, С. 22-24. 6. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.
СЕМИНАР 6: Фонетика языка
![]() |