Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Органическая открытая ринолалия может быть приобретеннойили врожденной



Введение

Данное учебное пособие предназначается для студентов факультетов специальной (коррекционной) педагогики педагогических институтов и университетов.

Целью данного пособия является ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией.

Основные задачиданной дисциплины:

- ознакомление студентов с этиологией и патогенезом сложного речевого расстройства, каким является ринолалия;

- формирование теоретических и практических представлений о комплексном подходе к устранению данной речевой патологии;

- ознакомление с приемами медико-психолого-педагогической диагностики детей с челюстно-лицевой патологией;

- формирование умения обоснованно выбирать методики коррекционного воздействия при ринолалии.

По результатам изучения дисциплины «ринолалия» студент должен:

- иметь представление

о структуре речевого дефекта, первичных и вторичных отклонениях развития у детей с ринолалией;

- знать

теоретические основы проблемы исследования речи детей с челюстно-лицевой патологией;

основные методики коррекционной работы с детьми с ринолалией;

- уметь

- проводить логопедическое обследование детей с ринолалией;

- на основе полученных данных определять первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта;

планировать и осуществлять основные направления коррекционного воздействия.

 

Глава 1

Общие сведения о ринолалии как речевом нарушении.

Термин «ринолалия» в переводе с греческого означает речь с носовым оттенком. В отечественной логопедии ринолалияквалифицируется какнарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Наличие назального оттенка голоса отличает ринолалию от дислалии, которая характеризуется только нарушением звукопроизношения.

При сохранной артикуляции звуков, когда имеются только нарушения носового резонанса голоса, говорят о ринофонии.

 

Механизм образования звуков в норме и при различных формах ринолалии.Для нормальной фонации и произношения звуков необходима координированная работа артикуляционного аппарата, одним из активных органов которого является мягкое небо, представляющее собой слизистое мышечное образование. В зависимости от его участия в артикуляции все звуки русского языка подразделяются на ротовые и носовые. В процессе образования носовых звуков мягкое небо опущено, благодаря чему делается возможным доступ воздуха в носовую полость. При произнесении ротовых звуков мягкое небо поднимается, смещается кзади, навстречу задней и боковым стенкам глотки, смыкается с ними, проход в носовую полость закрывается, вследствие чего выдыхаемая воздушная струя направляется в ротовую полость. Таким образом, для разобщения носоглотки и ротовой полости в норме требуются согласованные действия всего мышечного аппарата.

Сила небно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Самое слабое небно-глоточное смыкание наблюдается при произнесении согласного В,самое сильное – при произнесение согласного С.

В зависимости от характера нарушения небно-глоточного смыкания выделяют несколько форм ринолалии.

 

Открытая ринолалия.

При открытой форме ринолалии ротовые звуки характеризуются повышенным носовым оттенком – гиперназализацией (от лат. nasus – нос). Открытая ринолалия может быть функциональной или органической.

В качестве причин функциональной открытой ринолалии может выступать гипофункция мягкого неба без явных признаков органического повреждения. Чаще всего она встречается у физически ослабленных детей с пониженным мышечным тонусом. Вследствие этого отмечается недостаточный подъем мягкого неба при фонации.

Органическая открытая ринолалия может быть приобретеннойили врожденной.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при парезах и параличах мягкого неба, при перфорации твердого и мягкого неба.

Врожденная открытая ринолалия чаще всего бывает обусловлена расщелиной твердого и/или мягкого неба, иногда в сочетании с расщелиной верхней губы.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения около 7% живорожденных детей имеют врожденные пороки черепно-лицевой области. Среди других пороков развития врожденные расщелины губы и неба встречаются наиболее часто и составляют до 30% врожденных аномалий (Притыко А.Г.). Отечественные специалисты называют цифру 1:300 – 1:700 новорожденных на территории СНГ. Неблагоприятная тенденция к росту рождаемости детей с данным видом патологии сохраняется.

При врожденных расщелинах верхней губы и неба изменяется механизм образования звуков, что обусловлено особенностями строения и функции небно-глоточного аппарата. Нарушается анатомическая целостность мягкого неба, которое представляет собой отдельные сегменты. При фонации они приближаются к боковым стенкам глотки и как бы сливаются с ними. Вседствие этого изоляция носовой и ротовой полостей оказывается недоступной, воздушная струя при произнесении ротовых звуков попадает в носовую полость и звуки приобретают открытый носовой оттенок – гиперназализацию.

Причины возникновения расщелин. Появление многообразных форм расщелин неба зависит от времени возникновения и действия факторов, нарушающих ход развития неба, характера этих факторов, степени нарушения хода развития зародыша.

В зависимости от времени, количественной и качественной характеристики воздействия патологических факторов, характера реакции организма происходят различные изменения в общем процессе развития плода или обусловливается неравномерное развитие тех или иных закладок.

Факторы, влияющие на возникновение расщелин:

1. Генетические – неблагоприятная наследственность, наличие расщелин у прямых или косвенных родственников;

2. Биологические – заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз);

3. Химические – контакт с вредными веществами: ядохими-катами, кислотами, экологическое состояние окружающей среды, влияние алкоголя, никотина, наркотиков, бесконтрольный прием лекарственных препаратов, в частности перенасыщение организма плода витамином А и прием препаратов группы кортизонов;

4. Социальные – стрессовые ситуации, психические травмы;

5. Эндокринные заболевания матери.

Классификация врожденных расщелин верхней губы и неба. Классификации данного порока развития многообразны и рассмотрены в отечественной и в зарубежной литературе. Все формы расщелин могут быть сведены к двум основным: сквозным и несквозным (изолированным). Различие их состоит в размере и расположении.

 

Расщелины неба
Сквозные Несквозные (изолированные)
Односторонние   Двусторонние Полные Частичные Скрытые

 

Рисунки

Сквозные расщелины характеризуются тем, что несращение проходит сквозь губы, альвеолярный отросток, твердое и мягкое небо. Сквозные двусторонние расщелины проходят по обеим сторонам межчелюстной кости между ней и альвеолярным отростком. Сошник и носовая перегородка обычно развиты достаточно, мягкое небо развито плохо, зев расширен. При сквозной односторонней расщелине межчелюстная кость обычно хорошо развита и соединена с непораженной стороной альвеолярного отростка. Мягкое небо развито достаточно хорошо. В зависимости от того, с какой стороны произошло сращение, расщелину называют правосторонней или левосторонней.

Несквозные (изолированные) расщелины разделяют небо пополам. Полные несквозные расщелины характеризуются тем, что несрастание доходит до области резцового отверстия. Альвеолярный отросток развит хорошо, мягкое небо подтянуто к боковым стенкам глотки, ткани его развиты недостаточно, зев очень широкий.

Частичные несквозные расщелины могут быть по величине близкими к полным, а иногда величина их бывает незначительной.

К группе несквозных расщелин относят скрытые расщелины твердого неба, которые также называются подслизистыми или субмукозными. Такая расщелина не видна, так как она затянута слизистой оболочкой. Для ее выявления необходимо попросить ребенка широко открыть рот и резко сказать А. При наличии расщелины задняя поверхность неба слегка втягивается в виде треугольника.

Сроки хирургического лечения.Операция по коррекции верхней губы – хейлопластика проводится в первые месяцы жизни ребенка. Конкретные сроки определяются после комплексного обследования, влючающего осмотр хирурга, педиатра, невролога, ортодонта. Пластика неба (велопластика – пластика мягкого неба, уранопластика – пластика твердого неба) проводится в разные сроки с учетом общего физического состояния ребенка. Существуют различные мнения по вопросам возрастной шкалы оперативного вмешательства. До недавнего временисчиталось целесообразным проводить такие операции не ранее 2–3-летнего возраста, т. к. существовавшие способы пластики врожденных расщелин неба не могли предотвратить нежелательные последствия ранних оперативных вмешательств, выражающихся в различных деформациях зубочелюстной системы. В последние годы временные показатели велопластики и уранопластики значительно снижены. Специалистами Научно-практического Центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы (г. Москва) разработан способ пластики расщелин неба в раннем возрасте – на первом году жизни. Это способствует развитию речи в правильных анатомических условиях и дает возможность предотвратить формирование стойкого патологического речевого стереотипа.

Основной целью оперативного вмешательства является восстано-вление анатомической структуры, и как следствие – функции неба. Однако оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает анатомо-физиологические условия для формирования правиль-ного произношения. После пластики неба у детей сохраняется пато-логическая поза языка в полости рта, нарушение деятельности мышц мягкого неба, смешанный фонационный выдох, что ведет к расстройству тембра голоса и специфическому нарушению звукопроизношения. В связи с этим особую значимость приобретает принцип комплексного медико-психолого-педагогического подхода к устранению речевого дефекта. Коррекционная работа с детьми с врожденной челюстно-лицевой патологией требует систематического, последовательного комплексного воздействия специалистов: хирургов, ортодонтов, педиатров, логопедов, а в ряде случаев невропатологов, психологов, оториноларингологов, физиотерапевтов.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Дайте определение ринолалии.

2. В чем отличие ринолалии от ринофонии и механической дислалии?

3. Охарактеризуйте механизм образования ротовых и носовых звуков в норме и при различных формах ринолалии.

4. Какие формы ринолалии вы знаете?

5. Каковы причины функциональной открытой ринолалии?

6. Назовите причины приобретенной и врожденной органической ринолалии.

7. В чем заключаются особенности механизма небно-глоточного смыкания в норме и при врожденных расщелинах неба.

8. Охарактеризуйте факторы, влияющие на развитие врожденных расщелин верхней губы и неба.

9. Охарактеризуйте классификацию врожденных расщелин верхней губы и неба.

10. Чем отличаются сквозные расщелины от несквозных (изолированных)?

11. Что собой прдставляет субмукозная расщелина неба? Каков способ ее выявления?

12. Каковы оптимальные сроки хирургического вмешательства?

 

Глава 2



Просмотров 3427

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!