![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Состояние звукопроизношения
Произношение гласных звуков не страдает. Согласные звуки нарушены по следующим характеристикам. [п], [п`], [б], [б`],[ф], [ф`], [в], [в`] – произношение не нарушено; [т], [т`], [д], [д`] – работают боковые края языка; [с], [с`], [з], [з`], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ] – ларингеально-фарингеаль-ные звуки; [к], [к`], [г], [г`], [х], [х`] – произношение не нарушено; [л] – губной звук; [р], [р`] – звуки отсутствуют. Уровень фонематического восприятия снижен, что выражается в избирательном нарушении дифференциации свистящих-шипящих-аффрикат, а также нарушено восприятие звуков по типу носовые-ротовые. Нарушений лексико-грамматического строя не выявлено. При психолого-педагогическом обследовании выявлены наруше-ния внимания (рассеянность, плохая концентрация), вербальной памяти, логического мышления (четвертого лишнего выделила после повторного объяснения). Ребенок моторно неловкий, не справляется с выполнением общеразвивающих упражнений, грубо нарушены тонкие дифференци-рованные движения рук (не выполнила упражнения пальчиковой гим-настики). В данном случае структура речевого дефекта осложнена стертой дизартрией. Наличие специфических расстройств артикуляционной моторики в виде нарушений мышечного тонуса по типу дистонии, тремора, девиации языка является признаком дизартрии и свидетельствует о присутствии органических нарушений. У детей с ринолалией, не имеющих осложнений в виде дизартрии, артикуляционные нарушения (замедленный темп при выполнении движений и плохая переключаемость) носят функциональный характер и свидетельствуют не о расстройстве тонуса мышц языка, а являются компенсаторным приспособлением ребенка к своему дефекту. Иннервация речевой мускулатуры при этом остается сохранной. Нарушения звуков у девочки более разнообразны по сравнению с детьми с ринолалией, не имеющими выраженных дизартрических проявлений. Наблюдается боковое произношение переднеязычных, что является особенностью произношения данных звуков при дизартрии. Патологический артикуляционный стереотип, приводящий к несформированности слуховых дифференцировок у детей с ринолалией, в данном случае усугубляется слабостью напряжения мышц, аритмичностью движений, быстрой утомляемостью речевой мускулатуры. Такие осложнения в структуре фонетического дефекта являются дополнительным фактором, увеличивающим вероятность расстройства фонематического восприятия. Нарушение интонационной выразительности при чтении стихотворений, несоблюдение темпо-ритмической организации речи, слабая выраженность эмоциональных оттенков также являются характерным признаком дизартрии. Заключение: ринолалия, стертая дизартрия, рекомендованы индивидуальные занятия с логопедом в амбулаторных условиях.
Контрольные вопросы.
1.Организация комплексного исследования детей с челюстно-лицевой патологией. 2.Назовите принципы, лежащие в основе обследования детей с ринолалией. 3.В чем заключается реализация принципа комплексности при обследовании детей с челюстно-лицевой патологией? 4.Что включает медико-психолого-педагогическое исследование детей с ринолалией? 5.Какие сведения необходимо получить во время сбора анамнестических данных? 6.Почему является важным получение сведений о протекании беременнности, родов, раннем физическом и речевом развитии? 7.Перечислите направления логопедического обследования детей с челюстно-лицевой патологией. 8.Опишите схему обследования артикуляционного аппарата. 9.Охарактеризуйте приемы обследования физиологического и фонационного дыхания. 10. Каким образом можно получить представление о характере нарушения голосовой функции? 11. Каковы особенности обследования звукопроизношения детей с ринолалией? 12. Как можно обследовать просодическую сторону речи у детей с ринолалией? 13. В чем особенности обследования фонематического восприятия детей с челюстно-лицевой патологией? 14. Как обследуется состояние лексико-грамматического строя? 15. Какие направления логопедического обследования являются наиболее актуальными при изучении детей с ринолалией? 16. Почему необходимо исследовать психологическую базу речи у детей с детей с челюстно-лицевой патологией? 17. Охарактеризуйте приемы педагогического исследования детей с ринолалией.
Глава 5
![]() |