Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Принципы обследования детей с ринолалией



1. Принцип комплексности. Ринолалия, возникающая на почве врожденных расщелин верхней губы и неба, является сложным речевым нарушением, требующим комплексного медико-психолого-педагогического подхода к его преодолению. В обследовании таких детей помимо логопеда принимают участие хирург, ортодонт, педиатр, ЛОР, невролог, генетик, психолог. Это продиктовано тем, что расщелины являются причиной анатомических расстройств речевого аппарата, которые ведут к функциональным проблемам и оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка, вызывая нарушения дыхания, питания, слуха и речи.

Органические нарушения в строении органов артикуляции требуют обязательной консультации хирурга-стоматолога. В дооперационный период хирург является ведущим специалистом, определяющим сроки, этапы и методы лечения данной категории больных. Однако и в послеоперационный период наблюдение у хирурга является обязательным. В некоторых случаях после оперативного вмешательства наблюдается расхождение швов, что приводит к образованию дефектов переднего или среднего отделов твердого неба. В качестве причин могут выступать нарушения микрофлоры в области, подвергшейся вмешательству, ухудшение общего соматического состояния ребенка. В таком случае требуется повторная операция и консультация хирурга необходима для определения тактики дальнейшего лечения.

Полноценной коррекции звукопроизношения при ринолалии могут препятствовать многочисленные нарушения зубного ряда, сопровождающие расщелину. В некоторых случаях на правильность произношения звуков оказывает влияние ношение ортодонтического аппарата. Поэтому при обследовании необходимо получить заключение ортодонта.

В процессе обследования необходимо получить заключение оториноларинголога о характере слуховой функции, состоянии носоглотки: нет ли воспалительных процессов, полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки, выявить уровень снижения слуха.

Консультация педиатра требуется для решения вопроса о планировании нагрузки на логопедических занятиях.

Возможные органические и функциональные нарушения в состоянии ЦНС своевременно помогает выявить осмотр невролога и психолога.

Таким образом, для наиболее успешного коррекционного воздействия на детей с ринолалией необходима совместная работа специалистов разного профиля.

2. Принцип системного подхода. Речь является сложной функциональной системой, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Важно обратить внимание не только на исследование первичных нарушений в структуре дефекта, но и на возможное наличие вторичных проявлений. Помимо подробного и тщательного изучения строения и функции артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции, следует уделить внимание обследованию фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, общему уровню речевого развития ребенка, с тем, чтобы исключить присутствие фонетико-фонематического или общего недоразвития речи, задержки речевого развития.

3. Принцип индивидуального подхода. Обследование детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба проводится только в индивидуальной форме. Это обусловлено тем, что нарушения в структуре дефекта носят различный характер и в задачи, стоящие перед логопедом, входит определение индивидуальных особенностей состояния речевой функции в каждом конкретном случае.

4. Принцип учета ведущей деятельности возраста. Обследуя детей с ринолалией, следует помнить о том, что приемы и материал обследования будут несколько различаться в зависимости от того, в каком возрасте находится ребенок. При обследовании дошкольника, основным занятием которого является игра, в большом количестве используются игрушки, речевые и подвижные игры, красочный дидактический материал, соответствующий возрасту (предметные, сюжетные картинки). Само обследование может проводиться в игровой форме. Ведущей деятельностью школьного возраста является учеба. В соответствии с этим предлагаемый материал должен иметь иную направленность, возможно использование элементов школьной программы, например, чтение стихотворений. Однако и в данном случае не исключается использование различных логопедических игр и соответствующего дидактического материала.

Медико-психолого-педагогическая диагностика включает изучение данных анамнеза, логопедического и психолого-педагогического статуса.

 



Просмотров 2259

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!