Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Исторический аспект развития проблемы



Первые работы по ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, написаны врачами. Вопрос о лечении больных с расщелинами неба обсуждался в отечественной литературе уже в начале 19 века. В «Руководстве к преподаванию хирургии» рекомендуется применять «подделанное небо» (И.Ф. Буш, 1808-1811гг.). В 1865 году доктором Петербургского воспитательного дома Фребелиусом были получены первые сведения о частоте расщелин. Среди 180000 воспитанников было 118 детей с расщелинами. Н.И.Пирогов, Н.В.Воронцовский, П.Субботин обсуждали вопрос о том, какие показатели размеров неба благоприятствуют наиболее успешной логотерапии при гнусавости. В ходе постепенного медицинского и педагогического изучения сущности дефекта выработались два направления в педагогических методах устранения нарушений речи при открытой ринолалии.

Одно из них принято в Германии и ряде других стран. Оно исхо-дит из принципа комплексного воздействия на весь периферический речевой аппарат с акцентом на вовлечение в деятельность мягкого неба. Применяемые упражнения частично носят силовой характер. Логопе-дические занятия сочетаются с применением электро- и вибро-массажа. Наиболее яркий представитель немецкого направления – профессор Г.Гутцман. Он рекомендует проводить речевую тренировку с применением обтуратора. Улучшение небно-глоточного смыкания достигается при накладывании обтуратора или зажимании крыльев носа, т.к. в это время образуется сильное давление во рту, которое способствует подъему небной занавески кверху. Речевые упражнения рекомендуется начинать с тренировки в произнесении сочетания [апа], в котором первый звук [a] произносится голосом обычной высоты и силы, а сочетание [пa] сильнее, причем второй звук [a] произносится с особой силой и более высоким голосом.

Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М.Е Хватцевым. Он рекомендовал сложный комплекс упражнений с применениим большого количества механических приемов.

Второе направление, условно называемое французским, базирует-ся на постановке правильного дыхания и голоса (С. Борель-Мезони). Это направление основано на физиологически естественных, ненапряженных дифференцированных речевых движениях. С некоторой модификацией оно развивалось в ряде работ советских авторов.

Ф.А.Рау рекомендовал вести занятия по воспитанию правильного произношения в дооперационном периоде по общепринятой методике постановки звуков. Была сделана первая попытка дать краткую (11занятий) последовательную методику логопедических занятий с использованием приема воспитания правильного произношения звуков при зажатых крыльях носа.

По сравнению с предыдущими работами вводит много новых приемов З.Г. Нелюбова: массаж небной занавески, специальные упражнения для небной занавески (позевывание, глотание по нескольку капель воды при запрокинутой голове, покашливание при высунутом языке). Она уделяла много внимания формированию голосовыдыха-тельной струи и постановке диафрагмального дыхания. Предполагалось также широко использовать очень громкий голос, твердую атаку при произнесении звуков речи. Впервые была отмечена необходимость раз-вития слухового внимания ребенка с ринолалией к своей речи и указана возможность предотвращения возникновения тикообразных и хореичес-ких движений лица.

В работах Т.Н. Воронцовой представлены принципы, методы и система исследования лиц, страдающих ринолалией. Исследование строится на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление состояния тех или иных компонентов речи. Использование и сопоставление результатов исследования позволяют более глубоко изучить структуру дефекта, точнее диагностировать нарушение, дифференцировать приемы логопедической работы.

Для дифференциальной диагностики, для знания структуры дефекта, эффективного планирования и успешной реализации всей логопедической работы автор предлагает применять следующие объективные методы исследования:

· рентгенография – для изучения анатомо-физиологического состояния речевого аппарата, получения наиболее полных данных о структурных и функциональных особенностях неба и глотки;

· спектральный анализ – исследование голосовых функций;

· аудиторский анализ – характер нарушения звуковой стороны речи, ее разборчивости;

· рентгенотомография – изучение положения органов речи, направленности движений языка при фонации, формы резонаторных полостей, степени раскрытия рта.

· спирометрия – изучение дыхательных функций, объема вдыха-емого и выдыхаемого воздуха.

Методу рентгенографии уделяется особое внимание в работе Н.И. Серебровой. Применение этого метода показало, что эффективность логопедической работы зависит от ряда факторов: от подвижности мягкого неба и задней стенки глотки, от расстояния между задней стен-кой глотки и мягким небом, от ширины средней части глотки. Сопос-тавление этих данных еще до начала логопедической работы позволяет решить вопрос о возможности или невозможности полной компенсации речевого дефекта общепринятыми средствами. Был предложен один из вариантов логопедической работы. На занятиях больные обучались ос-новным правилам речевого выдоха. Одновременно методика предусма-тривала коррекцию голоса и артикуляции звуков. Основываясь на своих наблюдениях, автор высказывает предположение, что для нормального звучания голоса не обязательно полное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки. Если расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки меньше, чем расстояние между мягким иебом и спинкой языка, то в процессе обучения можно получить речь без носового оттенка.

Одной из первых рекомендовала занятия в дооперационном пери-оде А.Г. Ипполитова. Ее система является оптимальной при коррекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонема-тическом развитии. Логопедические мероприятия направлены на активизацию мягкого неба, воспитание правильно направленной голосовыдыхательной струи, развитие правильной деятельности органов произношения, снятие сопутствующих движений лицевой мускулатуры, на постановку звуков и их автоматизацию в речи. Принципиальная новизна методики состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребенка направлено только на артикулему. Предлагается формирование условно-рефлекторной связи между артикулемой и ее рисунком. Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка.

Содержание логопедических занятий по методике А.Г. Иппо-литовой:

· формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха;

· формирование артикулем гласных звуков и фрикативных глу-хих согласных;

· дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании соноров и аффрикат;

· формирование мягких звуков.

Несколько отличной от методики А.Г. Ипполитовой является сис-тема коррекционного воздействия, предложенная Л.И. Вансовской. Общей является мысль о необходимости воспитания на начальных эта-пах кинестетических ощущений. Однако автор предлагает начинать устранение гиперназализации не с традиционного звука [а], а с гласных переднего ряда [и] и [э], выдвигая следующие доводы:

· эти гласные позволят фокусировать выдыхаемую струю воз-духа в передний отдел ротовой полости и направлять язык к нижним резцам;

· усиливается четкость кинестезий при соприкосновении с ниж-ними резцами;

· при произнесении звука [и] мягкое небо и боковые и задняя стенки глотки наиболее активны.

По мнению автора, необходимо начинать обучение неоперирован-ных больных с укрепления и тренировки артикуляционной моторики и освобождения мускулатуры лица от гримас, создания навыков пра-вильной артикуляции всех звуков русского языка – вначале гласных, потом согласных.

Подробно раскрываются принципы коррекционно-воспитательной работы:

· учет механизмов расстройства и особенностей симптоматики (состояние небно-глоточного затвора и его функция, особен-ности дыхания, фонации, моторного аппарата речи, артикуля-ционной позиции языка, губ, нижней челюсти, состояние фоне-матического слуха);

· опора на сохранные функции и анализаторы;

· единство речевых систем (например, проявляющееся в одно-временной активизации небно-глоточного отдела, аппарата ар-тикуляции и дыхания путем повышенной функциональной на-грузки этих речевых систем);

· воспитание естественного функционирования механизмов речи и опоры на закономерности фонетических структур языка (ис-пользование мягкой атаки, выбор, построение и применение ре-чевого материала как средства коррекции фонетических на-рушений);

· индивидуальный подход к ребенку в процессе коллективных занятий;

· учет возрастных особенностей.

В методике выделяется 7 разделов коррекционного воздействия:

· активизация мышц мягкого неба и глоточных мышц;

· работа над дыханием, направленным ротовым выдохом к месту активной артикуляции (в область губ и передней части спинки языка), его усилением и длительностью;

· активизация речевой моторики;

· развитие рече-слуховых дифференцировок;

· работа по формированию более открытого уклада гласных звуков переднего и заднего ряда и устранению их назальности;

· работа по устранению дислалических нарушений и назализации сонорных звуков;

· ликвидация дислалических нарушений шумных согласных зву-ков.

Логопедическое воздействие начинается с перевода артикуляции в передние и передне-средние отделы ротового резонатора путем коррек-ции гласных переднего ряда[и] [е] и усилением продолжительности ротового выдоха. После работы над гласными дальнейшим этапом является устранение назальности сонорных звуков.

З.А. Репина делает акцент в коррекционной работе на:

· активизацию мышц мягкого неба и нормализацию артику-ляционной моторики, особенно кончика и корня языка;

· исправление неправильно сформированных дыхательных навы-ков. Основное внимание уделяется получению сильного рото-вого выдоха и выработке дифференцированного ротового и носового выдоха.

Отмечается своеобразный подход к коррекции согласных звуков:

· показ и описание установки артикуляционного аппарата, вос-произведение артикуляции дефектного звука по частям и в целом и ее закрепление;

· воспроизведение артикуляциии с присутствием выдоха;

· артикуляция звуков, выдох и шепотная фонация, оканчиваю-щаяся придыханием;

· артикуляция, выдох, фонация тихим голосом, оканчивающаяся придыханием.

Автор предлагает использовать механическое раздражение ре-флексогенных зон для развития подвижности мышц мягкого неба. Например, бумажную трубочку кладут на корень языка и раздражают его. Происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого неба.

На достижение той же цели направлены приемы, описанные М.Д. Дубовым. Особое внимание автора сосредоточено на пальцевом массаже, проводимом в поперечном направлении на границе твердого и мягкого неба и обеспечивающем рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого неба.

Поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса раз-работала И.И. Ермакова. Определены следующие этапы коррекционной работы:

· дооперационный подготовительный этап;

· послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устра-нение избыточного носового резонанса;

· этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции;

· этап полной автоматизации новых навыков.

Автором особо подчеркивается важность дооперационного этапа, на котором необходимо предотвратить закрепление компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. На этом этапе особенно важно:

· подготовить небную занавеску к смыканию после операции и предупредить дистрофию мышц глотки;

· выработать направленную воздушную струю и затормозить ключичный тип дыхания;

· укрепить мускулатуру гортани;

· создать предпосылки для правильного звукопроизношения, раз-вивая оральный праксис и перемещая язык в полости рта вперед;

· дифференцировать слуховое восприятие фонем.

Анализируя собственный опыт работы, автор делает вывод, что благодаря профилактическим мерам удается быстрее активизировать небно-глоточный затвор после операции и вырабатывать кинестезии неназализованной речи в наилучших, близких к норме условиях. Тогда ребенок включает кинестезии небно-глоточного смыкания в правильно организованный двигательный стереотип. В противном случае движения неба затормаживаются для приспособления к патологическим дыха-тельному и артикуляционному стереотипам.

Начинать послеоперационную логопедическую работу по устранению расстройств речи следует спустя 15-20 дней. Работа после операции направлена главным образом на то, чтобы приучить больного пользоваться в процессе речи новыми анатомическими условиями. На послеоперационном этапе обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

После разработки доступного небно-глоточного смыкания, овла-дения направленной воздушной струей, произнесением гласных без носового резонанса и постановки дыхания приступают к коррекции согласных звуков.

Вопросам ранней коррекционной помощи детям с челюстно-лицевой патологией посвящены работы Т.В. Волосовец. Впервые представлена система исследования и коррекции речи у детей с врож-денными расщелинами верхней губы и неба в возрасте 1-3 лет. Охарактеризованы особенности речевого онтогенеза, выражающиеся в отсутствии интенсивного лепета. Наиболее типичные лепетные звуки [п], [б], [т], [д] артикулируются беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей.

Автор указывает на влияние ведущей деятельности возраста на речевое развитие и предлагает проводить коррекционное воздействие на детей в процессе формирования предметно-игровой деятельности. Разработана дифференцированная система индивидуальных логопедических занятий с ребенком в домашних условиях, в стационаре и в специальных группах детских дошкольных учреждений.

Проблемами комплексного изучения и устранения речевых рас-стройств у детей с челюстно-лицевой патологией за рубежом зани-мались D.C. Wilson, H.I. Morris, B.J. McWilliams, E.T. Mc Donald, C. Van Riper, M.E. Morley и т. д.

Само понятие “ринолалия” в отечественных и зарубежных источниках определяется различным образом.

В исследованиях D.C. Wilson и H.I. Morris предложена классификация нарушений речи у детей с челюстно-лицевой патоло- гией в зависимости от качества функционирования структур небно-глоточного кольца.

Группа 1 –отсутствие небно-глоточной недостаточности, носовой эмиссии и гиперназальности, такие больные нуждаются только в коррек-ции звукопроизношения.

Группа 2 –пограничная небно-глоточная недостаточность. Эта группа состоит из двух подгрупп. В первой подгруппе полного закрытия клапана не достигается, во второй оно достигается, но не всегда.

В группу 3входят больные с небно-глоточной недостаточностью, которые абсолютно не способны во время речи направлять поток возду-ха в полость рта.

В современной отечественной литературе нарушения, описанные в первой группе, относятся к дислалиям.

Представляется интересным взгляд зарубежных авторов на взаимосвязь гиперназализации и дефектов артикуляции. Из-за нечеткой артикуляции речь детей, имевших нормальное строение небно-глоточной области, воспринималась как гиперназальная. Палатографи-ческие и рентгенографические исследования выявили привычное сопри-косновение языка с твердым и мягким небом даже при произношении гласных звуков. Mc Donald и Baker высказывают точку зрения, что гиперназализация является следствием неправильной артикуляции.

В зарубежной литературе наиболее полно разработаны и представлены программы лечения больных с небно-глоточной недоста-точностью (D.C. Wilson, B.J. McWilliams, B.J. Philips и др). В данном случае ведущим расстройством признается изменение тембра голоса – открытая назализация, придающая смазанное, глухое звучание всей речи. Основные задачи коррекционно-педагогической работы – нормализация резонанса, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата и воспитание навыков правильного голосоведения.

Таким образом, историографический анализ позволяет сделать вывод о том, что помощь детям с открытой ринолалией, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, до настоящего времени представляет собой проблему для логопедии, психологии и целого ряда наук медицинского цикла.

 

Контрольные вопросы.

1. Кем написаны первые работы по ринолалии?

2. Дайте сравнительную характеристику немецкого и французского направлений коррекционной работы по устранению ринолалии.

3. Дайте характеристику объективным методам исследования лиц, страдающих ринолалией, представленным в работах Т.Н. Воронцовой.

4. Охарактеризуйте содержание логопедических занятий по методике А.Г. Ипполитовой.

5. В чем заключаются особенности системы коррекционного воздействия, предложенной Л.И. Вансовской?

6. Опишите методику коррекции звукопроизношения при ринолалии по И.И. Ермаковой.

7. Какие особенности раннего речевого развития впервые выявлены в работах Т.В. Волосовец?

8. В чем состоит различие взглядов отечественных и зарубежных авторов на понятие «ринолалия»?

9. В чем особенности зарубежных методик по коррекции ринолалии?

Глава 3



Просмотров 1851

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!