![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
Административная реформа[45] ориентирует органы власти и подведомственные организации на количественную оценку результатов деятельности вообще и принимаемых решений в частности. Как указывалось ранее для реализации установок административной реформы необходима работа в коммуникативной модели управления. Коммуникативные тенденции нашли отражение и в новом понимании эффективности социального управления. В соответствии с ним речь идет, действительно не только об эффективности средств достижения целей, но и об эффективности самих целей.
þ «Высказывая мнение об административных программах, мы разделяем оценку на две части: (1) каковы цели, в соответствие с которыми будет осуществляться некий план; (2) насколько эффективным в действительности будет этот план», — пишет, например Г.Саймон[46].
Новая социальная интерпретация рациональности находит свое отражение, прежде всего, в процедурах оценки эффективности по этим двум аспектам. Как оценить эффективность целей управления? По мнению Саймона, оценка состоит, во-первых, в определения того, какие и чьи ценности лежат в основе целей и насколько они соотносятся с ценностями граждан. При этом выявление этого соответствия тем сложнее, чем больше задач одновременно решает орган управления, и чем больше число групп, чьи интересы он представляет. Другой аспект оценки эффективности — оценка эффективности выбранного метода реализации. Эта процедура не менее сложна. Старое понимание эффективности, ориентированное только на экономический анализ «затраты-выгоды», применим только для отдельных аспектов государственного управления. В целом результативность государственного управления определяют в рамках целевого подхода, т.е. измерения степени достижения целей управления. Поскольку и сама система целей представляет собой, с одной стороны, объект оценки с точки зрения ее эффективности, а с другой — предмет согласования различных позиций и ценностей, оценка результативности возможно только в рамках расширенного понимания рациональности и эффективности, с позиций социальной эффективности. Так М.Хольцер подчеркивает, что анализ «затраты-выгоды» в государственном управлении происходит в рамках дихотомии социальная справедливость — экономическая эффективность. При этом оценка результативности или производительности в государственном секторе производится на основе следующих критериев: оценке прямого внешнего «выпуска» (количества и качества услуг), измерения внешних косвенных данных (повышения качества жизни населения), оценке внутреннего продукта (повышение квалификации и уровня переподготовки кадров).[47] Подобная оценка, как и оценка эффективности целей административных программ, может быть осуществлена только в постоянном диалоге с населением, поскольку именно удовлетворение потребностей населения является, в конечном счете, конечным критерием эффективности. Такой диалог, необходимый и при постановке целей и при оценке результатов программ, может осуществляться в формах социальных экспертиз и всевозможных общественных советов, посредством специально организованных постоянных опросов населения, через деятельность депутатов и общественных организаций, благодаря усилиям средств массовой информации и политических объединений. Осуществление всех этих форм сотрудничества власти и общественности, происходящего в контексте функционирования и развития гражданского общества, и представляет собой осуществление договорно-переговорной идеологии установления принципов социальной справедливости. Оказывается, что повышение рациональности и эффективности государственных решений напрямую связано с процессом демократизации, укрепления самоуправления и построения гражданского общества. Итак, при оценке эффективности государственного управления применяются модели экономической и, главным образом, социальной эффективности. Для оценки эффективности государственного решения используется понятия «целевой эффективности». Совершенствования методологии и методики оценки эффективности решений приобретает особую актуальность в контексте задач административной реформы. !Задание 5. Определите условия развития процедуры оценки эффективности в контексте задач административной реформы. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы стадии организационного этапа принятия государственного решения? 2. Какова роль прогнозирования в оценке альтернатив? 3. Перечислите приемы выбора альтернативных проектов в органах власти. 4. Раскройте процедуры оценки и утверждения решений в Государственной Думе. 5. Каково содержание стадии издания (утверждения) актов управления? 6. Каковы особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики? 7. Раскройте суть программно-целевого планирования. 8. В чем суть судебного контроля государственных решений? 9. Покажите содержание общественного контроля. 10. Перечислите основные модели оценки эффективности. 11. Дайте определение понятия «целевой эффективности» 12. Какие требования предъявляет к оценке эффективности решения административная реформа.
Библиографический список (основной)
1. Административное право: Учебник / Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. / ‑ 3-е изд . ‑ М., 2008 ‑ 816с. 2. Парламентское право России: Курс лекций / Под редакцией О.Н Булакова., И.Н.Рязанцева ‑ М.: Юстинформ – С. 101 – 135. 3. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учеб. для бакалавров / И. А. Василенко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. ‑ 5-е изд., перераб. и доп. ‑ Москва : Юрайт, 2013. – С. 357 – 395. 4. 5. Ременников, В. В. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.— С. 109—123. 6. Саймон, Г. А., Смитбург, Д. У., Томпсон, В.А. Менеджмент в организациях.— М.: РАГС, 1995.— С. 195—210. 7. Юкаева, В. С. Управленческие решения: Учеб. пособие.— М.: Издательский дом «Дашков и К», 1999 — С. 232—285.
Библиографический список (дополнительный)
1. Бухалков, М. И. Внутрифирменное планирование: Учеб.— М.: ИФРА-М, 2000.— 392 с. 2. Кулакова, Т.А. Политика изменений: административные реформы и взаимодействие государства и общества / Т. А. Кулакова ; С.-Петерб. гос. ун-т. ‑ Санкт-Петербург : Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. - 381 с. 3. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления : учеб.-метод. комплекс : учеб.-метод. пособие для студентов магистратуры вузов / Е. В. Охотский ; Моск. гос. ун-т междунар. отношений МИД СССР. - Москва : Юрайт, 2013. ‑ 701 с. 4. Эффективность государственного управления.— М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский экономический журнал, издательство АО «Консалтбанкир», 1998.— 848 с.
![]() |