![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов (кейнсианского креста)
Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика Бюджетно-налоговая политика – система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей Цели регулирования: Общие макроэкономические - обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции; По срокам: краткосрочные и долгосрочные В зависимости от фазы цикла: стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия): Краткосрочные: преодоление циклического спада экономики (увеличение государственных расходов, снижение налогов) Долгосрочные: расширение совокупного предложения и стимулирование экономического роста (налоговая реформа, оптимизация структуры государственных расходов) сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция): Краткосрочные: ограничение циклического подъема экономики и сдерживание инфляции спроса (снижение госрасходов и повышение налоговых ставок) Долгосрочные: применение может привести к снижению совокупного предложения и стагфляции Основные концепции бюджетно-налоговой политики Классическая школа фискальная политика не является стабилизационной и рассматривается как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций приводит лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике Монетаризм налоги рассматриваются как инструмент воздействия на количество денег в обращении при бюджетном дефиците происходит продажа государственных облигаций, что влияет на содержание портфеля активов экономических субъектов (финансовых и реальных). Рост стоимости государственных облигаций рассматривается как рост благосостояния, что вызывает рост потребления (эффект имущества) либо влечет рост требований к доходности акций и снижает их привлекательность (эффект субституции), что снижает уровень инвестиций в реальные активы Экономика предложения сокращение налогов влияет на совокупное предложение снижение налоговых ставок стимулирует деловую активность и ведет к увеличению налоговых поступлений увеличение государственных расходов в инфраструктуру снижает частные расходы, повышает эффективность производства и влечет рост совокупного предложения в долгосрочном периоде Кейнсианская школа
При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика Новое равновесие после фискальных мероприятий устойчиво только в краткосрочном периоде
изменение расходов, зависящее от уровня доходов, характеризуется движением по кривой совокупных расходов угол наклона кривой совокупного спроса характеризует влияние прироста дохода на уровень совокупного спроса и определяется значением mpc
Это изменение показывает мультипликатор автономныхрасходов Прирост уровня национального дохода характеризуют отрезки BC+DF…, которые характеризуют движение в сторону равновесного выпуска При чем первоначальный прирост национального дохода равен приросту автономных расходов, т.е. BC=AB. В дальнейшем убывание эффекта автономных инвестиций определяется углом наклона кривой совокупных расходов, т.е. прямо зависит от значения mpc где a+I+G – соответственно, потребительские, инвестиционные и государственные автономные расходы, не зависящие от величины дохода.
Дискреционная фискальная политика. Государственные закупки. Мультипликатор государственных расходов. Социальные выплаты (трансферты) и их влияние на совокупный выпуск. Мультипликатор трансфертов Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции в период спада в целях стимулирования совокупного спроса создается дефицит государственного бюджета в следствии роста государственных расходов и/или снижения налогов в период подъема для предотвращении инфляции спроса создается бюджетный излишек в следствии роста налогов и снижения государственных расходов Недискреционная фискальная политика (политика встроенных стабилизаторов) – бюджетно-налоговая политика, не предполагающая изменения экономической политики (ставок налогов, уровня бюджетного дефицита), при которой изменения бюджетно-налоговых характеристик происходит автоматически, под влиянием экономического цикла позволяет снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и объема производства, не прибегая к частым изменениям экономической политики экономических спад влечет снижение налоговых поступлений, рост социальных расходов государства, т.е. рост бюджетного дефицита; в период подъема происходит обратный процесс Государственные расходы государственные закупки (изменяют уровень совокупного спроса и национального дохода) государственные инвестиции государственное потребление товаров и услуг выплата из бюджета заработной платы трансфертные расходы (перераспределяют национальный доход) субсидии, пособия домашним хозяйствам социальное обеспечение (расходы на начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, противоэпидемические мероприятия, культурные мероприятия) Результаты фискальной политики – воздействие на совокупный спрос (кейнсианский подход) изменение уровня государственных закупок изменение величины налогов и трансфертов
рост трансфертов (субсидий) компаниям повышает их располагаемые доходы и используется для финансирования дополнительных инвестиционных расходов снижение налогов на доходы домохозяйств и компаний обусловливает рост их располагаемого дохода и используется для увеличения потребительских или инвестиционных расходов Мультипликатор государственных расходов –отношение прироста ВВП к приросту обусловивших его государственных расходов Величина мультипликатора прямо зависит от предельной склонности экономики к потреблению
Трансфертные платежи имеют меньший в эффект по сравнению с государственными расходами: первоначальный влияние госрасходов полностью трансформируется в рост ВВП; трансферты повышают уровень располагаемого дохода потребителя, рост расходов в этом случае снижается на величину сберегаемой части дополнительного дохода Мультипликатор трансфертов – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов
где Y–T+tr – располагаемый доход (Yd); T – налоги; tr – трансферты.
![]() |