Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Сфера общения и ее формы. Социальная структура общества. Типы социальных групп и социальных общностей



Что же представляет собой общение и что делает его возможным?

Онтологический смысл общения принципиально отличен от онтологического смысла производства. Производство обнаруживает и обеспечивает бытие вещей в социальном мире (его предметное существование), общение обнаруживает и обеспечивает бытие самого человека (персональное существование социального мира). Деятельность общения – это акт явления (объявление, выявление, предъявления) человеческого лица как особого бытийного начала человеческого мира. В общении становится (рождается) лицо как отличительная характеристика (свойство) человека. Объявление лица предполагает два момента: во-первых, слово (язык), во-вторых, того, к кому оно обращено. Лицо существует как слово, как призыв, как обращение, которое требует понимания, отклика, ответа, поэтому лицо существует в отношении диалога.

Если бытийным основанием человеческого мира выступает смысл, а последний существует в отнесении (§ 6), то и человек также должен приобретать значение лица в отнесении. Парадокс этого отнесения заключается в том, что оно порождает смысл того, кто само это отнесение совершает («держит»). Разрешением парадокса и выступает диалог, в котором каждый участник отнесен к другому, а через другого к самому себе. В диалоге и относительно него выстраиваются личные места (личные местоимения) – Я и Ты, Мы как участники диалога, Он и Они как не-участники, но окружение диалога. Каждый участник (и не-участник) диалога имеет смысл только в результате отнесения к другому (Я к Ты), но в отличие от вещи, которая получает смысл в отнесении, исчезая, чтобы дать место другому (§ 6), участник диалога «сохраняет» себя и представляет не Другого, а себя[3]. Быть лицом и означает иметь смысл в себе самом и объявлять его. Онтологически это означает, что лицо, т.е. определенность, которая знает свою определенность (знает себя), распространяет ее (распространяет себя), создавая в мире особое пространство под знаком своей определенности (sub specie personae – под знаком личности[4]). Это пространство и есть сфера сообщения. Оно конституировано как пространство эпифании[5] лица, что превращает пространство сообщения в поле общения, в поле обозначения и взаимодействия позиций. Отклик на призыв лица конституирует человека как человека, как узнающего лицо, а тем самым и приобретающего собственное лицо. Поэтому сфера общения и есть та область общественной действительности, в которой человек обретает свое общественное лицо и благодаря которой общество обретает свою действительность.


Эпифания лица указывает на метафизическую (онтологическую) природу человека – он есть тот, кто понимает призыв, мольбу, обращение и кто способен дать ответ на него, то есть вступить в общение. Но какой это призыв, в чем заключается ответ, как организовано общение – это уже сфера не метафизики, не сфера бытия, а область конкретности общественных отношений. Общение как социальная деятельность – это такое взаимодействие индивидов, в процессе которого устанавливается сходство, «родство», подобие, единство, общность их позиций или, наоборот, их различие, непохожесть и отчужденность. Результатом такого взаимодействия становится группирование индивидов, объединение их в группы. Группа оформляет общение, придавая ему общественную определенность. Она представляет форму существования общения в обществе.

Принадлежность человека к той или иной группе определяет тип его поведения в отношении к другим людям. Если люди принадлежат к одной социальной группе, между ними складываются отношения равенства, то есть отношения предполагающие симметричность действий – то, что может позволить себе один индивид в отношении к другому, может позволить и этот другой по отношению к первому. А если они принадлежат к разным группам, тогда нарушается симметричность действий. Поскольку контакты между людьми явление повседневное, то распознание принадлежности человека к группе, с которым устанавливается контакт, то есть распознавание его «призыва», должно происходить автоматически. На это и направлены различные знаки, показывающие принадлежность индивида к той или иной группе – форма одежды, какие-либо аксессуары (погоны, значки и т.п.), прическа, татуировки или раскраска тела (для древних племен) и т.д. Социальные знаки указывают на социальную принадлежность индивида, а тем самым и на ожидаемое от него действие и на возможное действие по отношению к нему. Таким образом устанавливается определенный общественный порядок. Сфера общения – это пространство общественного порядка, пространство ожидаемого поведения, которое определяется наличными в обществе группами и отношениями между ними.

Что же конституирует социальную группу?

Основой единения людей в группу выступает их общий интерес (сходный «призыв»), который обнаруживает себя в отношении целей, выдвигаемых действующими индивидами. Цель действия, которую выдвигает человек всегда осознана и выражает отрицательное определение ситуации, в которой человек находится (цель ставится тогда, когда возникает стремление выйти из существующей ситуации). Действуя, исходя из поставленной цели, индивид сталкивается с другими индивидами, действующими в этой же ситуации, которые преследуют свои цели. Эти цели могут совпадать или расходиться, и это их отношение обнаруживает интересы действующих индивидов. Индивид становится заинтересован в том, чтобы цели и действия другого индивида не мешали или способствовали достижению его собственных целей. Именно в этот момент и происходит объявление своего общественного лица – своего интереса.

Общение (выявление и приобретение «соратников» или «соперников») возникает на основе деятельности, цели которой выходят за ее границы и которая объективируется в своих результатах. Общение возникает на основе производства вещей. Но само общение – это такая деятельность, которая не выходит за свои границы и которая не объективируется в ни в чем, кроме себя. Результатом общения выступает установление общности (или различия) интересов действующих индивидов, то есть конституирование группы (или различение групп). И здесь мы снова встаем перед проблемой существования общности (§ 19). Как существует группа? Реально или номинально?

Для малых групп, например, таких как семья, друзья, родственники, их реальное существование очевидно: все члены группы могут находиться в сфере реального взаимодействия – на семейном или дружеском торжестве, здесь лицо другого не абстрактное понятие, а узнаваемое лицо конкретного человека, и даже, когда какой-нибудь член данной группы реально отсутствует, с ним поддерживается контакт и его принадлежность к сообществу не отвергается. Группа подобного рода существует благодаря знанию ее членами друг друга и пониманию каждым своей принадлежности к данной общности. Общение, организующее подобный тип группы, есть экзистенциальное общение, оно непосредственно входит в мир существования индивида и переживается им. На этой модели виден механизм существования малой группы: ее существование предполагает индивидов, которые могут вступать в коммуникацию друг с другом (обмениваться сообщениями), оно предполагает понимание ими основания своей общности. К группам с экзистенциальным типом общения наряду с такими малыми группами, как семья, родственники, друзья, относятся различные клубные объединения, группы по интересам и т.п.

Экзистенциальное общение предъявляет себя в коммуникации, которая представляет собой обмен сообщениями. Если общение это деятельность выявления и определения своих интересов, то коммуникация есть общественное отношение, которое, используя определенные материальные средства (звуки, изображения, жесты и другие знаковые средства), реализует контакты индивидов, в процессе которых они определяют свою общность или различия.

По модели малых групп строилось общение первых исторических форм общности. Для членов первобытного рода или племени существование их сообщества как группы также дано непосредственно. Эта группа реально существует во взаимодействии своих членов, которые знают друг друга. Даже для таких более развитых форм организации общества как античный полис возможно предъявление его реального группового существования – амфитеатр античного театра вмещал всех граждан полиса, которые обязаны были являться на театральные представления. Но уже в этом случае такое реальное предъявление групповой общности становится эпизодическим, и тогда возникает механизм предъявления общности больших групп – механизм представительства, когда от имени группы, выражая ее интересы, говорит кто-то, кого эта группа делегировала или кто берет на себя ответственность заявлять о представлении интересов группы. Так возникают социальные институты, представляющие социальный группы (§ 24.2)[6]. Через институт социальная группа существует номинально. К таким номинальным социальным группам относятся профессиональные группы (например, военные, учителя, врачи и т.п.), общественные классы, этнические группы, половозрастные группы и т.д.

В номинальной группе общение становится в прямом смысле социальным – здесь выявление общего основания опосредовано. Индивиды, составляющие номинальную социальную группу, не вступают в непосредственные контакты друг с другом, не знают друг друга в лицо, но группа социально существует (т.е. входит в социальную структуру общества) благодаря тому, что, во-первых, реально существует репрезентация группы в локальных сообщества, которые связаны экзистенциальным общением (например, учителя данной школы которые могут собираться на общие собрания, конференции и т.п., рабочие данного предприятия, которые общаются в процессе работы и во вне рабочее время и т.п.), и, во-вторых, могут возникать представительные организации, которые объединяют локальные сообщества на определенных формальных основаниях. В номинальной группе коммуникация не охватывает всех членов данной группы, она может осуществляться или внутри локальных сообществ, репрезентирующих группу, либо между представительным органом и отдельными индивидами. Наличие моментов экзистенциального общения и коммуникации в номинальной группе служит гарантией ее существования в обществе. Номинальная социальная группа может заявлять реально о своем существовании в определенные периоды, когда ее интересы требуют предъявления или защиты (демонстрации, забастовки, митинги и т.п.).

Совокупность социальных групп образуют поле общения в обществе, организованность которого составляет социальную (статусную) структуру общества.

Социальная структура общества складывается на основе процессов социальной стратификации и социализации личности, то есть в ее основе лежат отличия (отличительные социальные качества) личностей, составляющих классы, страты (слои), социальные общности, группы. Например, выделяя в обществе мужчин и женщин, в социальном плане рассматриваются не физиологические особенности, а социальные качества в соответствии с которыми индивид соотносится с данной социальной общностью, то есть как он усвоил те нормы, ценности, социокультурные образцы, манеры поведения, исполняет в соответствии с ними социальные роли и т.п., присущие мужскому или женскому населению. Говоря о социально-территориальной структуре, в социальном плане рассматриваются не климатические и т.п. особенности, а особенности социокультурного плана, особенности распределения социальных ролей, особенности традиций общественного разделения труда и т.д. в конкретном регионе, области, стране.

Социальная структура, как правило, рассматривается как совокупность общностей людей, которые характеризуются общими условиями жизнедеятельности, общностью воспроизводства отношений между собой, относительной стабильностью социальных отношений. Это исторически сложившаяся на основе различий между людьми, устойчивая система общественных отношений (равенства-неравентства).

Ее основными подсистемами выступают:

этнодемографическая структура (по соотнесению с социальными качествами полов, возраста,расы, нации, народности, их социокультурными нормами, образцами, традициями и т.п.);

социально-территориальная структура (по характеристике исторически сложившихся территориальных общностей людей, характеризующихся общими условиями жизнедеятельности, социокультурными традициями);

профессионально-должностная структура (по месту и роли в общественном разделении труда);

социально-классовая структура (по месту в конкретном укладе общественного хозяйства, где в основе находится отношения к средствам производства);

социально-политическая структура (по способу получения и размеру доли общественного богатства или совокупного общественного продукта, то есть центральный вопрос - вопрос власти, перераспределения общественного богатства, регулирования общественных отношений).

В процессе исторического развития общественных систем принципы формирования социальной стратификации изменялись, меняя, соответственно, и социальную структуру общества. Выделяются четыре основных исторических типа социальной стратификации:

· рабство,

· касты,

· сословия,

· классы.

Самый жесткий тип стратификации это рабство. В нем раб как человек является собственностью другого человека. Эта “форма собственности” закреплялась пожизненно. Более “мягкий” тип это касты. Принадлежность к касте закреплялась, как правило, религиозно, а не экономически или политически. Касты основывались на пожизненном прикреплении человека к одной профессии и передавались по наследству. Сословия это юридическое закрепление положения человека в обществе. При этом уже нет собственности на человека. Переход из низшего в высшие сословия возможен при исключительных обстоятельствах, еще при жизни. Так, например, купцы, относящиеся не к высшему сословию, покупали дворянские титулы и переходили в высшие сословия, закрепляя принадлежность к сословию правом наследования. Переход к классам был связан с повышением открытости общественных систем, так называемому открытому обществу. Принадлежность к классу ни как не оформляется, возможен переход из одного класса в другой. Своеобразными “лифтами” служат деньги, собственность на средства производства, образование, государственная служба и т.п. Доход, престиж и власть становятся основными определителями социально - экономического положения личности, социальной группы в обществе.

Было бы ошибочным считать, что все перечисленные выше типа стратификации отрицают друг друга полностью. В современном классовом обществе существуют и рабовладельческие, кастовые, сословные отношения или так называемые их пережитки. Как, например, назвать отношения собственности в существующих публичных домах, когда у человека нет ни каких прав, его перепродают из заведения в заведение? Как, например, назвать отношения, ограничивающие права крестьянина в СССР в период 30-50 гг., когда они не имели паспортов, то есть не обладали полнотой гражданских прав? Еще мы можем констатировать, что сохранились и сословные отношения, например, в Англии, да и в нашей стране набирает силу “дворянское движение”.

 

Социальная общность и социальная группа

Социальная общность — это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.Общности разных видов и типов - это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.

В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Одни виды общностейнепосредственно и исключительно порождаются общественным производством (производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональная группа);иные вырастают на этнической основе (народности, нации),и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и другим; факторами; объективной основой третьих видов — социально-демографических — общностей выступают естественные демографические факторы — пол, возраст; имеются еще виды общностей, возникающие на различных, присущие им объективных основаниях.

Исторически первыми видами общностибыли возникшие сразу же с образованием человеческого общества такие объединения, как семья, род, племя.Объективную основу их образования составляли и кровнородственное единство и совместная производственная деятельность, и зародившиеся в тех условиях общие этнические признаки. С переходом от первобытнообщинного строя к общественному устройству основанному на частной собственности, существенные изменения претерпевает семья, возникают новые общности: социальные классы и другие социальные группы, а на иной основе образуются общности социально-этнические-народности и затем нации. Разделение труда порождает профессиональные группы, несущие на себе отпечаток конкретного социально-экономического строя (сравнить, на пример, средневековые цехи и корпорации). Возникают, приобретают все большее значение такие общности, как трудовые коллективы.

Под социальной группойпонимается совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Понятие «социальная группа» является общесоциологическим обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как единого целого на отдельные структурные составляющие. Понятие социальная группа является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и других общностей,так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни и др.

Социологи конца XIX — начала XX в. (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ч. Кули, Ф. Теннис и др.) предпринимают первые попытки создания социологической теории групп в виде двух концепций, в которых проблема группы решалась или путем соотнесения групповых процессов с индивидуальным поведением, или признанием существования некой «мистической групповой связи», имеющей независимую «реальность саму по себе».

Общегуманистический подход к обществу в современной социологии признает значимость всех социальных групп, поскольку различие в их положении приводит к разным интересам, согласование которых является основной целью социальной политики общества.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от:

размеров групп,

социально значимых критериев; ~ типа идентификации с группой.

Номинальные группы.Их выделяют только для статического учета населения, и поэтому у них есть второе название — социальные категории.

Пример:

— пассажиры пригородных автобусов;
— состоящие на учете милиции;
— бездетные, многодетные и малодетные семьи;
— имеющие временную или постоянную прописку;
— имеющие двойное гражданство;
— проживающие в отдельных или коммунальных квартирах.

Социальные категории— искусственно сконструированные для целей статического анализа группы населения, и поэтому такие группы называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.

Реальные группы.Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существенные признаки:

пол — мужчины и женщины;

доход — богатые, бедные и зажиточные;

национальность — русские, англичане, эвенки, турки;

возраст — дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

родство и брак — холостые, женатые, родители, вдовые;

профессия (род занятий) — водители, учителя, военнослужащие;

место жительства — горожане, сельские жители.
Эти и некоторые другие признаки относятся к числу

социально значимых.

Поскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно (биологические пол и возраст или хозяйственно-экономические доход и профессия), но осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлежность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, целостные ориентации.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют два типа и называют их главными:

стратификационные — рабство, касты, сословия классы;

этнические — расы, нации, народы, народности, племена, кланы;

территориальные — выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

За реальными группами находятся агрегаты.Так называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа болельщиков, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, по этому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам

58. Структура общественного производства

Одним из существенных моментов ушедшего ХХ столетия является кризисное состояние науки. Кризис коснулся как естественнонаучных направлений, так и общественных.

То, что касается естественнонаучных направлений, прежде всего, отражается в застое ведущей области естествознания – физики. Это выражается в том, что во второй половине ХХ столетия и в настоящее время практически никаких новых открытий в естественнонаучных областях нет, а громкие обещания будущих достижений в таких направлениях, как получение энергии путем термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, магнитной гидродинамики и т.п. не выполнены. Некоторое исключение можно сделать для физики твердого тела, поскольку здесь продвинуты полупроводниковые технологии, но и они основаны на достижениях предыдущих десятилетий и носят не столько фундаментальный, сколько прикладной характер. Что касается фундаментальной науки, то здесь наблюдается полный провал: никаких достижений нет уже более полувека.

Отсутствие продвижений в фундаментальных исследованиях привело к технологическому консерватизму, т.е. к иcпользованию одних и тех же технологий, развитие которых носит не качественный, а количественный характер. Отсюда возникают и представления о всевозможных кризисах – энергетическом, сырьевом, продовольственном, экологическом и т. п., которых можно было бы избежать, если бы использовались иные технологии. Но технологический консерватизм ведет к исчерпанию известных ресурсов и в условиях гипертрофированных товарно-денежных отношений приводит к разнообразным кризисам.

То же касается и общественных наук. Непонимание происходящих в обществе процессов привело в свое время к принятию серии ошибочных решений в развитии советского общества. Итогом явились кризис социализма во всем мире и изменение политической карты мира.

В целом все это можно охарактеризовать как кризис общественного производства, и для того, чтобы это понять, нужно рассмотреть его структуру и основные процессы, которые определяют его развитие.

Общественное производство возникло в связи с необходимостью производства предметов потребления, без которых человек и общество существовать не могут. Несмотря на то, что характер производства по мере развития общества менялся, его структура всегда оставалась одной и той же.

Для того чтобы производить предметы потребления, нужны средства производства (орудия труда или техника), которые реализуют определенную технологию. Для создания технологии нужно естествознание, дающее объективные сведения о природе. Природные ресурсыявляются материальной базой технологий, средств производства и предметов потребления (Рис 1)

 

Рис. 1. Структура общественного производства

Все звенья производственной цепи охвачены прямыми и обратными связями:

– для существования людям нужны предметы потребления, исходным материалом для которых является природное сырье и природная энергия (прямая связь), после использования предметов потребления, преобразованные сырье и энергия возвращаются в природу (обратная связь);

– предметы потребления возможно изготовить только с помощью средств производства (прямая связь), но сами предметы потребления оказывают влияние на выбор средств производства (обратная связь);

– средства производства являются конечным звеном определенных технологийи целиком от них зависят (прямая связь), но конкретный выбор средств производства оказывает влияние и на выбор конкретных технологий (обратная связь);

– технологии определяются уровнем знаний о природе, т.е. состоянием естествознания, а также производственными возможностями общества (прямая связь), но потребности технологий заставляют изучать природу направленно (обратная связь);

– естествознание определяется объективными законами природы(прямая связь), но из природы выбираются только те данные, которые нужны для общественного производства, а также данные, необходимые для общей ориентации человека в природе (обратная связь). Знания, не освоенные технологиями, со временем неизбежно утрачиваются.

Элементы общественного производства – естествознание, технологии, средства производства и предметы потребления создаются и используются людьми, т. е. человеческим обществом. Без участия человека ни одно из звеньев общественного производства, кроме самой природы, существовать не может, и все общественное производство и сами люди целиком зависят от природы. В совокупности все звенья рассмотренной производственной цепи являются производительными силами.

Важной проблемой историко-экономической науки является проблема факторов экономического развития человечества.

1. Многие ученые в качестве ведущего выделяют фактор научно-технического прогресса: под его влиянием происходят принципиальные сдвиги в системе хозяйства и в самом обществе, которое переходит на качественно новый этап своего развития: от аграрного— к индустриальному и затем постиндустриальному.

2. Чрезвычайно существенным является прогресс в средствах коммуникации, в число которых включают прежде всего язык — разговорный и письменный, служащий средством мышления, выражения и общения. Другими средствами коммуникации являются деньги, дороги, печать, почтовое, телефонное, телеграфное, телетайпное, телефаксное сообщение, электронные системы связи, книги, журналы и особенно газеты, радио и телевидение. На современном этапе особенно важен прогресс в создании и функционировании информационных систем. Очевидно, что чем более развиты средства коммуникации, тем больше возможностей для быстрого развития имеет общество. Канадский ученый Мак-Люэн, давая прогноз о дальнейшем историко-экономическом развитии человечества, утверждал, что именно с помощью информационных технологий творческий процесс будет коллективным и распространится на все человечество.

3. Уровень экономического развития страны также напрямую зависит от степени обеспеченности энергией и вида энергии, наиболее активно используемого в народном хозяйстве. В целом человеческое общество обнаруживает тенденцию к использованию все более мощных источников энергии, начав с энергии огня в первобытную эпоху и дойдя до энергии термоядерного синтеза на современном этапе. Человечество постоянно занято поисками новых, более эффективных и чистых видов энергии, и от того, насколько успешными будут поиски в этом направлении, зависит не только экономическая судьба отдельных стран, но и всего мирового сообщества. Представляется, что значение этого фактора так же, как и коммуникационного, будет с течением времени усиливаться.

4. В отличие от энергетического фактор природный, по-видимому, оказывал значительно более сильное воздействие на ход экономического развития в прошлом, чем в настоящем. Географическое положение местности, ее климатические и геодезические условия диктовали человеческому обществу определенную структуру хозяйства, направленность и специфику хозяйственной деятельности. Однако с течением времени люди научились нейтрализовать неблагоприятное воздействие климата, компенсировать недостаток природных богатств, и чем выше уровень экономического развития общества, тем менее значимым следует признать этот фактор. Можно предположить, что и в последующем роль этого фактора будет ослабевать, если иметь в виду его совокупное влияние, однако роль отдельных его составляющих — полезных ископаемых, флоры, фауны, водных ресурсов, пр. — может быть весьма значительной.

5. Большое значение для хозяйственной эволюции имеет фактор демографический, прежде всего такие его характеристики, как общая численность населения, его плотность, половозрастная структура, уровень рождаемости, смертности, миграционной мобильности. Русский ученый М.М. Ковалевский утверждал, что рост народонаселения — это вообще главный двигатель народного хозяйства. В целом опыт экономической истории свидетельствует о том, что, по-видимому, существует некоторый оптимальный для данных конкретных условий уровень численности и плотности населения, при котором обеспечиваются наиболее быстрые темпы экономической эволюции, при отклонениях от него темпы роста замедляются, однако в целом недостаток населения действительно представляется более неблагоприятным фактором, нежели его избыток.

6. Многие ученые в качестве важнейшего фактора, влияющего на хозяйственное развитие, выделяют психологию людей, их субъективные оценки хозяйственной реальности, личные мотивы деятельности, состояние нравственности.

Другие ученые подчеркивают важность такого фактора, как национальная психология, система правовых отношений, религиозные воззрения. Безусловно, важную роль играет экономическая политика государства.



Просмотров 1311

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!