Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Актерское искусство и технология выразительных средств жанра



Существуют эстрадные жанры, основанные исключительно на актерском искусстве. Это, в основном, речевые жанры — мо­нолог, фельетон, миниатюра, скетч, пародия. И хотя называют­ся они речевыми, артист в таком номере использует весь комп­лекс элементов актерского мастерства — перевоплощается, дей­ствует, вступает в общение с партнером, если он есть, и со зрительным залом и т. д. Кроме того, здесь, как правило, присут­ствует драматургические построение, сюжет, предлагаемые об­стоятельства.

Иногда такие номера называют театрализованными, но, стро­го говоря, это неверно. Элементы театрализации сюда не вносят­ся, они присутствуют здесь изначально. Там, где актерское ис­кусство, — там и театр. Сама природа таких номеров основана на театральной игре, они наиболее близки искусству драматичес­кого театра.

Вместе с тем, на эстраде существует много жанров, основан­ных на проявлении какой-либо уникальной техники, на демон­страции трюков. Дело в том, что в некоторых жанрах эстрады, особенно оригинальных, важное место занимает трюковая осно­ва номера, когда сама по себе техника исполнения как таковая, техническое мастерство из-за своей сложности является предме­том искусства.

В такого рода номерах может отсутствовать сюжетная линия, характеры персонажей. И хотя часто образ создается за счет ас­социативных средств — музыки, костюма, света, — номер всегда исполняется от лица артиста в реальных обстоятельствах концер­та, а не в предлагаемых обстоятельствах, обусловленных сюже­том номера.

В трюке, как ни в какой другой момент, актер демонстрирует слож­ную, а зачастую и уникальную технику исполнения средствами, присущими жанру.

На эстраде техника исполнения, доведенная до совершен­ства, уже сама по себе является предметом восхищения зрителя.

Отточенная форма исполнения есть необходимое условие работы эстрадного актера.

Однако часто это ведет к чрезмерному вниманию только к технической стороне исполнения.

В основе подобных номеров — сложные акробатические или гимнастические элементы, исполняемые под музыку. Между тем, если одеть исполнителей в другие костюмы и сменить музыку, — радикально ничего не изменится, потому что в такого рода но­мерах отсутствует живой человеческий образ, а есть только по­каз технического мастерства в исполнении трюков. О существо­вании какой-либо сверхзадачи номера, темы его и говорить здесь не приходится.

Это относится не только к «спортивным» жанрам, но и к вентрологии, фокусам и манипуляции, психологическим опытам, жонгляжу, мнемотехнике и т. д., — то есть к весьма большому ко­личеству эстрадных жанров.

Но для того, чтобы нашлось место актерской игре, необхо­дима драматургия номера. Только тогда возникнет персонаж, тема, событие. Только тогда мы можем назвать исполнителя ак­тером. Режиссерский замысел и актерская игра уводят номер из разряда технологичных и переводят его в разряд сюжетного эст­радного номера. К таким номерам тоже иногда применяется тер­мин «театрализованный». Но, думается, точнее было бы назвать такой номер сюжетным.

История и опыт современной эстрады говорят, что ведущей тенден­цией является сочетание театральной драматургии номера и актер­ского искусства с виртуозностью технического мастерства.

И главное здесь даже не в том, чтобы органично вплести трюк в действенную канву номера, сделать его выразителем со­бытия (что само по себе — очень сложная режиссерская задача), а в том, чтобы в этом взаимодействии театра и эстрады соблюс­ти очень зыбкий баланс этого сочетания. Усиление театральной компоненты за счет трюковой, и наоборот, ведет к утратам и в том, и в другом смысле. В сюжетном эстрадном номере режиссе­ру нужно учитывать специфику выразительных средств эстрад­ного жанра, выявлять их, а не мешать им. В противном случае, театрализованный эстрадный номер грозит превратиться просто В маленькую театральную сценку-этюд.

Многожанровость эстрады весьма затрудняет нахождение общих закономерностей в разных жанрах: ну как, например, срав­нивать оригинальные и вокальные жанры, если они столь различ­ны? Между тем, эти общие закономерности существуют.

При всей несхожести оригинальных (эстрадно-цирковых) и вокально-эстрадного жанров, и здесь и там присутствует специ­фическая техника. В оригинальных жанрах она выражается, как правило, в трюке; в вокально-эстрадном — в особенностях во­кальной техники, в уровне и своеобразии мастерства вокалиста.

В тех эстрадных жанрах, где сама техника исполнения, тех­нология выразительных средств жанра лежит вне актерского мастерства, перед режиссером всегда будет существовать пробле­ма соединения этой специфической техники с актерским искус­ством, с созданием драматургии эстрадного номера.

 

Основные положения для конспектирования:

- номер является основой искусства эстрады; в связи с этим можно квалифицировать режиссуру эстрадного номера как ве­дущую составляющую режиссуры эстрады в целом;

- в постановке эстрадного номера режиссер должен руковод­ствоваться основными принципами, которые являются про­екцией определения признаков эстрадного номера;

- короткометражность (ограниченные временные рамки) номе­ра заставляют режиссера мыслить краткой и яркой формой, отбрасывая все идеи, воплощение которых требует продолжи­тельного времени; эмпирически сложилось правило, что но­мер не может длиться более десяти минут;

- в режиссуре эстрадного номера большое значение имеют, в основном, яркость, остроумие, комическое начало, трюк; но­мера глубокого психологического содержания, требующие от зрителя особой сосредоточенности и внимания, на эстраде встречаются редко;

- в эстрадном номере не могут участвовать более четырех че­ловек, не допускается сложное сценографическое оформление и реквизит; эти требования к постановке номера диктуются одним из основных его признаков — лаконичностью;

- эстрадный номер отличает качество мобильности; его фор­мальная сторона — способность к быстрому и неутомитель­ному передвижению с площадки на площадку; сущностная сторона признака мобильности эстрадного номера связана со спецификой природы импровизации на эстраде;

- режиссер-постановщик эстрадного номера создает закончен­ное и самостоятельное произведение зрелищного искусства; эстрадный номер должен иметь возможность быть показан как отдельно, так и в разных программах и концертах, и на раз­ных площадках; нельзя отнести к понятию «эстрадный номер» зрелище, которое может быть исполнено и понято публикой только в контексте крупной формы;

- при постановке эстрадного номера важно соблюдать различие между эстрадным и концертным номером; эстрадный номер отличается от концертного использованием в нем специфи­ческих выразительных средств эстрадного жанра, или их ком­плекса;

- история и опыт современной эстрады требуют, чтобы поста­новка номера отвечала ведущей тенденции развития эстрады, в соответствии с чем одной из главных задач режиссера но­мера является соединение специфической технологии выра­зительных средств конкретного жанра с актерским искусст­вом, с созданием драматургии эстрадного номера.

 

 

ГЛАВА 2

Жанры эстрадного номера

Жанр определяет тип художественного произведения в един­стве специфических свойств его формы и содержания. Он обоб­щает черты, свойственные определенным группам произведений искусства.

Основные жанры в драматургии — трагедия, комедия, дра­ма. Список этот часто дополняется прилагательными (сатиричес­кая, лирическая, бытовая и т. д.), появились смешанные дефи­ниции, как, например, трагикомедия и др.

Трудно не согласиться с образным определением Г. Товсто­ногова: «Всякое произведение тем или иным способом отражает жизнь. Способ отражения, угол зрения автора на действитель­ность, преломленный в художественном образе, и есть жанр»1.

Но в каждом виде искусства система жанров своеобразна. В отношении эстрады надо добавить: многообразна, как, вероят­но, ни в каком другом виде искусства. «Жанр есть общая катего­рия морфологии искусства, — отмечает М. Каган, — и его много­значность и многоплановость глубоко закономерны, так как по­рождены многогранностью структуры искусства. Каждый вид ис­кусства имеет собственный „набор" жанров, в котором рядом с жанрами для целого семейства искусств находятся жанры, спе­цифические только для того или иного вида»2.

Но не только природная многожанровость эстрады представ­ляет сложность в анализе общих закономерностей режиссуры эс­традного номера. Дело еще и в том, что искусством эстрады тер­мин «жанр» трактуется неоднозначно.

 

Определение понятия «эстрадный жанр»

По аналогии с драматургией, эстрадные номера подразделя­ются на определенные группы по общности их эмоционального

I 1|)(ч.а: комедийный номер, лирический номер и т.д. Как и в лю-| и 1.\| виде режиссерской деятельности, на эстраде нельзя создать произведение искусства вне жанра. В намеренно упрощенном ■ мысле это можно определить так: на какой тип эмоциональной реакции публики рассчитан номер.

Другое значение понятия «жанр» на эстраде определяют вы­разительные средства, посредством которых создается художественный образ.

На первый взгляд, это второе значение кажется формальным. Однако оно неразрывно связано с первым.

Например, пантомима сама по себе считается эстрадным жанром. Про артиста пантомимы говорят, что он работает в жан­ре пантомимы. Но в то же время пантомимический номер может |ц.1ть решен и как драма, и как фарс...

Таким образом, на эстраде сложилось неоднозначное пони­мание термина «жанр»:

объединение номеров по признаку выразительных средств, при помощи которых создается художественный образ (сло­во, пение, танец, гимнастика, фокусы и т. д.);

объединение номеров по характеру их эмоционального воз­действия на зрителя: комедийный, драматический, лиричес­кий и др. номера.

П практике эстрадного искусства под жанром подразумевают преж­де всего объединение номеров по признаку общности выразитель­ных средств.

Этим термин «жанр» на эстраде отличается от общеэстетического, это утвердившаяся трактовка его на эстраде, которая оснащена традицией. Принадлежность к тому или иному эстрад­ному жанру зависит, прежде всего, от выразительных средств, ко­торыми пользуется актер при создании номера.

Выразительные средства эстрадного жанра являются как бы визитной карточкой номера. Но в любом из жанров можно вы­делить и его подвиды. На эстраде каждый жанр сам по себе до­статочно многогранен, и часто это зависит не только от истори­чески сложившихся канонов, но и от индивидуальности испол­нителя. Иногда яркая творческая индивидуальность артиста способна раздвинуть традиционные рамки жанра. «Эстрадное искусство объединяет разнообразные жанровые разновиднос­ти, - писал Евг. Кузнецов, - общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной де­монстрации, в кратковременности действия, в концентрирован­ности его художественных выразительных средств»3. Существуют следующие эстрадные жанры:

- речевой (разговорный) жанр;

- вокальный жанр;

- оригинальный и эстрадно-цирковой жанры;

- инструментальный музыкальный жанр;

- танцевальный жанр.

Так сложилось, что названия этих жанров употребляют в единственном числе. Хотя правильнее для речевого и оригиналь­ного - множественное число, потому что каждый из них подраз­деляется на множество более узких направлений.

В номере любого жанра присутствует элемент актерской игры. В одних ее место более весомо. Это речевые жанры, в ко­торых искусство эстрадного артиста наиболее тесно соприкаса­ется с искусством актера драматического театра. В инструмен­тальных музыкальных жанрах ведущее место, естественно, зани­мает музыка. Но вне актерского мастерства ни один номер любого жанра на эстраде существовать не может.

Уже приводился пример, что даже выступление дирижера или классического музыканта-инструменталиста может нести в себе игровой элемент. Но обращаться к нему нужно с осторож­ностью и только тогда, когда это позволяют сделать сам жанр и, главное, индивидуальность исполнителя. Если блистательный музыкант во время исполнения музыки начинает что-то неуме­ло играть актерски (вот где правильнее было бызать «начи­нает изображать, - это вызывает только раздражение и в ре­зультате губит прекрасный музыкальный номер.

Актерское мастерство исполнителя номера не должно зату­шевывать выразительные средства жанра, а естественным обра­зом сливаться с ними, образуя органичный синтез актерского ис­кусства и технологии выразительных средств определенного эс­традного жанра.



Просмотров 1635

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!