Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Оригинальные и эстрадно-цирковые (спортивно-цирковые) жанры



~Оригинальный жанр надо понимать прежде всего как ра­бочее название, - писал С. Каштелян. - Возникшее когда-то давно, видимо, по необходимости как-то назвать ту область, ко­торая никак не укладывалась в рамки привычных жанровых по­нятиЙ.

~Цирковые жанры или оригинальные жанры, - отмечает С. Макаров, - обобщенное наименование номеров, которые при всех отличительных особенностях каждого из них характеризу­ются единым выразительным средством - трюком. Номера "ори­гинального жанра", исполняющиеся в цирках, варьете, кабаре, мюзик-холлах Англии, Франции, Германии, обозначаются тер­мином "artistik" (фр.). Отсюда "artiste" - искусник, мастер, то есть человек, достигший в каком-либо деле совершенства.

В лучших номерах "оригинального жанра" виртуозная тех­ника владения трюками используется в единстве с пластикой, пе­нием, танцем, словом, музыкой. Построенные на яркой индиви­дуальности исполнителя, сложном трюке, номера "оригинального жанра" соединяют в себе момент сенсационности со зрелищнос­тью и развлекательностью»8.

ПАНТОМИМА- искусство сценического действия, которое находит исключительное выражение в движении человеческого тела, в пластике, без слов. Пантомима очень разнообразна: от классической философской пантомимы до буффонады и клоу­нады. Существует специальныЙ пластическиЙ язык пантомимы (шаг на месте, клетка, ходьба против ветра и т. д.). В пантоми­мическом номере очень часто используется прием игры с вооб­ражаемым предметом и партнером.

КЛОУНАДА- по преимуществу цирковой жанр, который, однако, исторически всегда существовал и на эстраде. Популя­рен жанр клоунады на эстраде и сегодня. Эстрадная клоунада не используется всем арсеналом выразительных средств цирка, а толь­ко частью их. Возникшая как простонародное балаганное искус­ство, клоунада сохраняет эти черты демократичности до сих пор. В основе клоунады - шутовское представление, которое испол­няет клоун (клоуны), пользующиеся для создания характера своего клоунского персонажа - маской. Внутри клоунады существуют как бы свои «специализаЦИИ. Это клоуны-акробаты, клоуны­мимы, клоуны-музыкальные эксцентрики, клоуны-дрессировщи­IШ, клоуны-эквилибристы, клоуны-жонглеры и т. д. На эстраде наиболее распространены следующие виды клоунады: клоуны­мимы, клоуны-музыкальные эксцентрики, иногда встречаются Iслоуны-акробаты и клоуны-гимнасты, жонглеры и эквилибристы.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КЛОУНАДА (ЭКСЦЕНТРИКА)'- разновид­нOCTb клоунады, которую часто выделяют в отдельный жанр; одинаково распространена как в цирке, так и на эстраде. В его основе - необычное, неожиданное, трюковое исполнение музы­кальных произведений; с этой целью «не по назначеНИЮ используЮТСЯ дрова, бутылки, бокалы с водой, пилы и т. П., на которых исполняются различные мелодии; другой прием музыкальной эк­сцентрики - игра на музыкальном инструменте необычным спо­собом (например, лежа на крышке рояля). Часто музыкальные эксцентрики играют только на отдельных частях инструмента или разбирают его по ходу номера; используются трюковые ин­струменты, из которых льется вода, летит конфетти и т. П., а так­же инструменты, которые разваливаются или взрываются по ходу исполнения музыкального номера. Часто используется при­еМ, когда артисты «разговариваЮТ друг с другом при помощи музыкальных фраз, имеющих ассоциативно-смысловую интона­IЩIO. Еще один прием музыкальной эксцентрики - игра сразу на нескольких инструментах. По существу, музыкальные эксцент­рики - это разновидность музыкальных клоунов; артисты этого жанра должны не только быть хорошими музыкантами-инстру­менталистами, но и владеть актерским мастерством, так как очень часто номера музыкальной эксцентрики предстают перед зрителями в сюжетной форме.

КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ- один из самых популярных жанров на эстраде; обладает всеми признаками и разновидностями куколь­ного театра (пальцевая кукла, кукла-перчатка, тростевая кукла, кукла-марионетка, большая планшетная кукла), но выступления строятся в форме эстрадных номеров.

ТАНТАМОРЕСКА- на ширме высотой по плечи закрепляют­ся куклы с маленькими руками и ногами. Один актер просовы­вает голову в отверстие и управляет руками куклы, а другой ­ногами. Создается комическое сочетание короткого кукольного условного тела и живого лица актера. Тантамореска всегда объе­диняется с другими эстрадными жанрами, чаще с речевыми (са­тирический монолог, пародия, куплет). Иногда исполняется ко­мический танец.

СИНХРО-БУФФОНАДА- по внешним признакам очень по­ходит на пародию. Но если в пародии (как разновидности рече­вых жанров) артист пародирует весь комплекс выразительных средств пародируемого - речь, пение, пластику, - то в синхро­буффонаде пародируется исключительно пластичеСI{ое поведе­ние персонажа. Речь или пение в синхро-буффонаде принадле­жат оригиналу пародии и чаще всего записаны на фонограмму, под которую выступает синхро-буффонист.

АКРОБАТИКА'- цирковой и эстрадно-цирковой жанр. Су­ществуют следующие виды акробатики.

Партерная- от слова parterre, т. е. - на земле:

а) прыжковая акробатика; ее элементы - кульбит (перево­рОТ в группировке вперед или назад), курбет (прыжок в стойку на руках и обратно), колесо (переворот в сторону с последовальной опорой на каждую руку и ногу), копфшпрунг (перево­рот прыжком вперед с опорой на голову), фордершпрунг (пере­воpOT прыжком вперед с опорой на руки), ляг-скач (подъеМ-ВСКОI{ положения лежа на лопатках при помощи резкого маха нога­ми), флик-фляк (переворот прыжком назад с опорой на прямые Руки), сальто (разнообразные виды переворотов тела в воздухе , опоры, в том числе с пируэтом), рондад (пере ворот вперед разворотом на 180 градусов, служит связующим элементом для перехода к прыжкам спиной к направлению разбега); включает в себя сольные и групповые прыжки, прыжки с трамплина и IIО/(КИДНОЙ доски; плечевая акробатика (групповые прыжки с переходом на плечи партнера), икарийские игры (прыжки с под­(,раеыванием партнера ногами из положения лежа на специальной подставке - тринке), прыжки на батуте'; темповая и каскад­II:IН акробатика (серии быстро чередующихся прыжков и других Ilpll,CMOB через друг друга, исполняются без остановки - в тем­"(', каскады - разнообразные прыжки-падения).

б) Силовая акробатика; она основана на использовании толь­1111 L:ИЛОВЫХ элементов без темповых движений (толчков, прыж­ков, подбрасываний). Ее разновидности: парная силовая акроба­тика (основной элемент - стойка на руках в разнообразных ви­дах и комбинациях), групповая силовая акробатика (в основе построение групповых пирамид при помощи силовых приемов).

в) Пластическая акробатика, основанная на проявлении гиб­J(ОL:ТИ (прогибы в разных вариантах вперед и назад); в профес­сиональном жаргоне иногда называется «каучук»" (прогибы на­:I:Щ) или клиш (прогибы вперед); делится на сольную, парную и I'РУППОВУЮ; основная форма выступления в этом виде акробатики - пластический этюд; довольно часто встречается на эстраде.

Вольтижная акробатика.Основана на перебрасывании и подбрасывании верхнего исполнителя нижним; бывает парной и

, Спортивно-цирковые жанры характеризуются более подробно, так как необходимо полно раскрыть трюковую специфику каждого, а это требует деталь­ного описания. Вторая причина, по которой этим жанрам уделено так много места, - раскрыть специфику их существования на эстраде в отличие от цирка: из огромного трюкового арсенала циркового искусства обращается внимание на то, что органично может быть перенесено на эстраду. Таким образом, место, от­веденное характеристике эстрадно-цирковых (спортивных) жанров, обусловле­но необходимостью систематизировать материал применительно к эстраде, чего ранее никогда не делалось. Кроме того, нужно дать человеку представление о тер­минологии, используемой в этих жанрах, которая разнообразнее, сложнее и спе­цифичнее, чем в остальных.

, Батут - специальное пружинящее устройство, способное подбрасывать IIртнста на достаточно большую высоту.

групповой, но чаще используется групповая, т.к. парная вольтиж­ная акробатика значительно снижает возможности использова­ния трюков и зрелищность номера. На эстраде встречается, но редко, т. к. требует достаточной высоты площадки.

Воздушная акробатика. Элементы и трюки воздушной акро­батики исполняются на снарядах, подвешенных к колосникам (на сценической площадке) и к куполу (в цирке). Этот вид ак­робатики - по преимуществу цирковой жанр, но встречается и на эстраде, особенно в специально оборудованных зданиях мю­зик-холлов.

а) акробатика на рамке - небольшом подвешенном прямо­угольнике;

б) акробатика на штамберте (закрепленная на высоте пере­кладина) - различные пирамиды на снаряде, похожие на пира­миды партерной акробатики.

ГИМНАСТИКА

Партерная гимнастика. Ее элементы исполняются на снаря­дах, закрепленных на манеже (в цирке) или на планшете сцены (на эстраде). Используются турники, кольца, брусья и другие специальные снаряды, которые часто трансформируются по срав­нению с чисто спортивными - бывают круглыми, шестигранны­ми, треугольными, многоуровневыми и т. д. Разновидностью жанра является партерный полет, аппаратура которого состоит из трапеции инеподвижной рамки-ловиторки; на эстраде партер­ный полет практически не встречается.

Воздушная гимнастика. Номера в этом преимущественно цирковом жанре исполняются на снарядах и аппаратах, подвешен­ных к куполу (в цирке) или колосникам (на сценической площад­ке). На эстраде такие номера требуют специально оборудованных помещений, поэтому если и исполняются, то чаще всего в стацио­нарных мюзик-холлах. Воздушная гимнастика включает в себя разделы: гимнастика на трапеции (одинарной, двойной или доп­пель-траппе, групповой); гимнастика на корд де волане - провис­шем канате; гимнастика на корд де пареле - вертикально вися­щем канате; гимнастика на воздушных турниках; гимнастика на рам­ке; гимнастика на бамбуке - металлическом шесте, подвешенном вертикально; воздушные полеты - на эстраде не исполняются.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ- жанр, основанный на ловкости, на уме­нии подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или разных предметов. Жанр очень популярен не только в цир­1«:, но И на эстраде. Различают следующие виды жонглирования:

соло-жонглирование, где реквизитом служат палочки, мячи, Illарики и шары, булавы; нужно различать жонглирование (подбрасывание и ловля) и выбрасывание (только одновременное Набрасывание предметов, без их ловли); рекордным классом яв­1IIIется жонглирование восемью одинаковыми предметами (на репетиции некоторым артистам удавалось жонглировать десятью предметами, в представлениях это не удавалось - мешало вол­11I~llие) и выбрасывание одиннадцати; при жонглировании разными предметами их количество сокращается чаще всего до трех, II~I'I'!> разных предметов в жонглировании - чрезвычайно высокий класс мастерства;

групповое жонглирование - основано как на приемах соло­-жонглирования, так и на приемах перекидки предметов; наибо­лее распространенный реквизит для группового жонглировавания'- булавы, палочки, кольца;

антипод - жонглирование ногами; антиподисты выступают, IIt'Ж;t на специальной подушке-подставке (тринке); в этом виде '1\(lIII'лирования применяется не только подбрасывание предме­11111,110 И различные их вращения; реквизит антиподистов - бо­11"(' крупные предметы - шары, барабаны, цилиндры, шестигран­IIIIКИ; для театрализованных номеров в этом жанре часто исполь­1\' IIIТСЯ бытовые предметы - стулья, кровати, ширмы, чемоданы, lIiН"l'ольные лампы, тумбочки и т. д.

ДРЕССУРА (ДРЕССИРОВКА)- жанр, основанный на подчине­1111).1 животных воле человека или использовании их инстинк­1IIIIIIOrO поведения и условных рефлексов для создания такого 1I1I("Jaтления; отдельные разделы дрессировки - дрессировка illlЩllЫХ и домашних животных, иногда выделяют дрессировку ~II'IIКИХ животных. Особо сложная разновидность жанра - дрес­'1IpllBKa смешанных групп животных, в особенности хищников, IIMI'("I'C с такими видами, которые в живой природе являются их 1I11(IЫ1IСЙ. Основной метод работы дрессировщика - выработка \' 11\ IIIIOТНЫХ И птиц устойчивых условных рефлексов на основе 11, IIрИрОДНЫХ инстинктов, которые заставляют их выполнять IIlIlн')(еленные действия; на эстраде этот жанр представлен до­1111111,1 f() широко, но, в отличие от цирка, на эстраде почти отсут­I IIIY!'T работа с хищниками и не представлена дрессура больших групп животных; чаще эстрадный артист-дрессировщик работа­ет с одним или небольшой группой домашних животных или птиц; часто артисты других жанров используют элементы дрес­сировки в некоторых фрагментах своих номеров; номера с дрес­сировкой нередко делаются сюжетными, что позволяет ставить небольшие сюжетные сценки, создавать впечатление диалога артиста и животного и т. д.

ЭКВИЛИБР- основой мастерства исполнителей в этом жан­ре является удержание равновесия, номера строятся на демон­страции умения удерживать равновесие в необычном положении, на необычном снаряде; эквилибристика подразделяется на два вида - партерную и воздушную;

партерная эквилибристка- исполняется непосредственно на манеже (в цирке) или на настиле площадки (на эстраде); разли­чают следующие виды партерной эквилибристики:

а) ручной эквилибр, в основе которого - равновесие в стой­ке на руках (на двух или на одной) в различных положениях, на разных опорах, как в статике, так и в разнообразных вращениях;

б) эквилибр с першами и лестниuами; перш - длинный шест (наиболее часто применяется перш из дюралевых труб); баланси­рование першей осуществляется в вертикальном положении на лбу (лобовой перш), на поясном упоре (поясной), на плече (плечевой), на одной руке (ручной), в зубнике (зубной), на ногах (ножной); этот вид эквилибра исполняется как соло, так и в паре или группе; в последнем случае функции исполнителей разделяются на верхне­го (балансировщика) и нижнего (держащего перш или лестницу);

в) эквилибр на переходной лестниuе, т. е. на такой лестни­це, которая укреплена вертикально на площадке с помощью ра­стяжек; иногда лестницы устанавливаются в два яруса - одна над другой или в форме стремянки; на переходных лестницах экви­либристы работают парой - верхний и нижний; основные трю­ки верхнего - стойки на руках, на голове и на одной руке в раз­личных комбинациях с нижним;

г) эквилибр на вольностоящих лестниuах; здесь снаряд ни­чем не закреплен; номера чаще исполняются группой и включа­ют в себя элементы парной акробатики, жонглирования; суще­ствуют три вида вольностоящих лестниц - одинарная (до 3-х метров), двойная (до 2,2 метра), редко используется третья лес­тница (меньшего размера со специальными упорами); эквилибр вольностоящих лестницах существует как чисто цирковой, так 11:)страдно-uирковой жанр;

д) эквилибр на канате (канатоходиы); в эстрадно-цирковых Жанрах представляют интерес только партерные канаты, укреп­ляемые на небольшой высоте; канаты могут закрепляться не кольцо вертикально, но и наклонно; иногда используют шпрунг­11II11aTbI, которые на концах снабжены специальными амортиза­торами, что позволяет подбрасывать артиста вверх; балансиро­вание осуществляется с помощью длинного шеста-балансира; 11I'llOлняемые на канате трюки подразделяются на отрывные осо­("'11110 на шпрунг-канате) и неотрывные; номера исполняются как (0,/10, так и группой; групповой эквилибр на канате позволяет исполь,зовать арсенал акробатических трюков, жонглирование; воз­~II ))1(110 сочетание эквилибра на канате с эквилибром на перше;

е) эквилибр на проволоке - выделен в отдельный жанр, так Лощадь опоры минимальна; различают натянутую (тугую) 11(:lIободно висящую про волоку, которая прогибается под тяже­11'1,10 артиста; проволока бывает одинарная и двойная, горизонтальнаяая и наклонная; часто балансировщик помогает себе специ­альным веером, зонтиком и т. П.; В этом виде эквилибра часто исполНЯЮТСЯ танцы на проволоке (тугой); свободно висящая Ill'Оllолока дает большие возможности для клоунады, т. к. шат­IIOIH нроволока очень выигрышна в театрализованных номерах ко­М('ЮIИНОГО плана;

ж) эквилибр на шаре - бывает сольный и групповой; вто­l'0j'l сложнее, но более зрелищный, т. к. позволяет дополнитель­но привлечь арсенал выразительных средств акробатики и жонглирования;

:1) эквилибр на катушке (катушках) - здесь в качестве снаря­11;111 реквизита используется полый цилиндр (или несколько) дли­lIoi'1 /(0 30 см и 1S см в диаметре, а также дощечка, которая кладет­ круглую поверхность катушки; жанр очень распространен на эстраде; основной трюк - балансировка в различных положе­ниях на нескольких катушках, свободно стоящих друг на друге; 1I\II11JJибр на катушках часто сочетается с жонглированием.

АТЛЕТИКА- в основе жанра лежит демонстрация необыч­ной физической силы; в старом цирке одним из видов атлетики 11111,/1:\ борьба; сегодня атлетика подразделяется на два вида - силовые жонглеры и атлеты:

 

силовые жонглеры- номера этого жанра строятся на под­брасывании тяжелых предметов; чаще всего артисты работают соло или парой; в качестве реквизита используют гири, ядра, штанги, исполнители гнут железные пруты и гвозди, разгибают подковы и т. Д.;

атлеты- номера этого жанра демонстрируют физическую силу в образно-художественной форме: это - русские богатыри, античные атлеты, оживающие скульптуры и т. п.

фОКУСЫ- в основе этого жанра создание иллюзии появле­ния, перемещения (в том числе и полеты), исчезновения пред­метов, животных и даже людей; номера этого жанра популярны на эстраде и очень часто театрализованы - артист создает харак­тер, место действия, присутствует событийный ряд, он часто вступает в непосредственное общение со зрителями, как в разго­воре, так и приглашая их на эстраду для демонстрации фокусов; в номерах чаще всего артистам помогают ассистенты, которые выполняют функции не только непосредственного помощника, но и призваны в нужный момент отвлекать внимание зрителей; жанр подразделяется на два вида - манипуляцию и иллюзию:

манипуляция(второе название - престидижитация)осно­вана исключительно на виртуозной технике пальцев, ловкости и координации рук; в качестве реквизита используются, как прави­ло, небольшие предметы - карты, шарики, монеты, платки и т. П.; во время выступлений манипуляторы пользуются специальны­ми отвлекающими движениями, которые называются пассами;

иллюзияоснована на использовании специальной аппарату­ры, которая позволяет артисту вводить зрителя в заблуждение (ширмы, короба, зеркала, столы и т. д.); выразительная иллюзия чаще всего возможна, когда с артистом работает группа ассистен­тов, часто используются двойники-близнецы; выступления ил­люзионистов, из-за большого количества участников, аппарату­ры и реквизита, чаще всего проходят не в форме номера, а в виде аттракциона, занимающего целое отделение концерта; характер­ной особенностью таких номеров является использование арти­стов-лилипутов.

ВЕНТРОЛОГИЯ (ЧРЕВОВЕЩАНИЕ)- этот жанр основан на умении говорить без помощи артикуляции губ, что создает впе­чатление, будто слова произносит не один человек, а несколько; чаше всего вентрологи выступают с куклой, с которой артист ведет репризный диалог, при этом кукла «говорит» за счет чрево­вещания, а артист - своим голосом; иногда, хотя и очень редко, вентрологи выступают с «говорящими животными»; при работе над жанром требуется соблюдать особую деликатность и чувство меры, чтобы не ВОЗНИI<ало ощущения «занимательной патологии».

ИМИТАЦИЯ (или звукоподражание)- этот жанр необходи­мо отличать от разновидности того же названия в разговорных жанрах; в оригинальных жанрах это именно имитация звуков, IIРИ помощи которых создаются звуковые картинки (например, ,\ Утро в деревне» - поют петухи, мычит корова, слышны голоса II'I'IЩ и т. д.); часто номера этого жанра исполняются в форме "'Iеловек-оркестр», когда артист подражает голосам и тембрам различных инструментов оркестра,

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СВИСТ- искусство исполнения мелодии (' IIОМОЩЬЮ свиста, Такой свист является своего рода трюком, так как исполнение мелодий возможно в необычном музыкальном ,диапазоне, отличном от привычных тесситур вокального голоса; 110 этой причине относится к оригинальным жанрам. Часто со­1/I,aCT необычную и оригинальную мелодическую трактовку му­Il.\Iсального произведения. В качестве музыкальной основы ис­IIО.1lЫУЮТСЯ произведения короткой музыкальной формы (или фрагMeHTbI больших форм, - например, ария из оперы), попур­pll. Обязательным условием является популярность и узнавае­мость музыки, как современной, так и классической. Как прави­110, артист выступает в сопровождении концертмейстера, неболь­11101'0 ансамбля или под инструментальную фонограмму,

МНЕМОТЕХНИКА- основана на искусстве запоминания, 11110гда ее еще называют «отгадыванием мыслей на расстоянии»; "омер обычно работается парой - один исполнитель стоит на эстраде и «отгадывает», к кому из зрителей подошел его партнер, ,'1'0 профессию, пол, возраст, как зовут этого зрителя, какой у него 11 руках предмет, и т. Д.; В таких номерах действует скрытая фор­Ма;, передачи ответов - фразы-вопросы строятся таким образом, '!то по их построению «отгадывающий» получает подсказку: на­пример, если говорится: «Ну, скажи, кого я взял за руку», то IIIН'ЮIИцание «ну!» в начале фразы для «отгадывающего» озна­'1:11''1', что это девушка; если же вместо «ну!» звучит «вот!», это 'II<"IIH - юноша и т. Д.; В качестве таких тайных знаков используются и определенный порядок слов в вопросе; по существу угадывание:!> происходит за счет зашифрованного кода, известно­го только артистам, но которому придается вид нормального разговора; жанр требует тренировки памяти, так как надо быть готовым к самым неожиданным вопросам и, следовательно, по­мнить редко употребляемые кодовые слова.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ- очень похожи на мнемотехни­ку, но включают в себя более тонкую систему обмена знаками; здесь имеет значение не только речь, но движения, мимика, ин­тонация; часто в этом жанре используется гипноз.

ЖИВАЯ СЧЕТНАЯ МАШИНКА (МАТЕМАТИЧЕСКИЙ НОМЕР)­демонстрация искусства быстрого и точного счета; артисты, ра­ботающие в этом жанре, должны обладать природными способ­ностями такого рода и уметь вести непринужденный разговор со зрительным залом.

ХУДОЖНИК-МОМЕНТАЛИСТ- демонстрация искусства создать моментальный портрет одного или нескольких зрителей (чаще всего в форме дружеского шаржа); исполнитель должен об­ладать не только собственно художественными, но актерскими способностями, так как жанр требует живого импровизирован­ного общения с публикой.

ИГРА С ЛАССО И АРКАНАМИ- демонстрация ловкости в захватывании различных предметов при помощи реквизита, указанного в названии жанра; близко к этому жанру примыкает ИГРА С КНУТАМИ,разница в том, что здесь предметы чаще не захваты­ваются, а сбиваются кнутом или бичом, причем в довольно опас­ных ситуациях, - например, кнутом выбивается сигарета изо рта ассистента, сбивается с головы яблоко и т. П.; по преимуществу ­цирковой жанр, но встречается и на эстраде.

ДЪЯБОЛО- в основе жанра лежит игра со специальным вол­чком в форме небольшой катушки; волчок раскручивается тон­ким шнурком, который прикреплен к двум палочкам; исполни­тель, держа эти палочки, подбрасывает и ловит волчок-дъяболо обратно на шнурок, делает различные вращения; такие номера чаще исполняются парой, что позволяет добавить к трюковому арсеналу различные перекидкИ.

ИГРА С ХУЛА-ХУПАМИ (БОЛЬШИМИ ОБРУЧАМИ)-- исполня­ется только женщинами; основные трюки - вращение одного, а затем нескольких обручей вокруг тела и частей его - шеи, рук, ног; используется и жонглирование большими обручами; успех

таких номеров в большой степени зависит от совершенства и красоты телосложения молодой артистки, кpyroBыe и быстрые движения тела которой должны быть эротичны, так как сам по себе трюковой арсенал жанра однообразен и весьма ограничен в комбинациях; на эстраде жанр встречается довольно часто.

ВРАЩАЮЩИЕСЯ ТАРЕЛОЧКИ (КИТАЙСКИЕ ТАРЕЛОЧКИ)­нOMepa этого жанра строятся следующим образом: исполнитель lIa нескольких тростях (рекорд - 22), которые установлены на !lодставке, раскручивает тарелки, которые в силу естественных прИЧИН постепенно замедляют вращение и стремятся упасть; чтобы не допустить этого, исполнитель постоянно подкручивает трости; от исполнителя требуется актерское умение заставить зрителеЙ переживать - упадут или не упадут тарелочки, успеет 11,11 и не успеет он подкрутить трости.

СВЕРХМЕТКИЕ СТРЕЛКИ- артисты этого жанра демонстриру­10'1' уникальную меткость в стрельбе из разного оружия, не обязатеЛЬНО огнестрельного; на профессиональном жаргоне жанр иногда называют «Вильгельм Телль».По преимуществу цирковой жанр, на эстраде встречается, но очень редко, что вызвано, в первую очередь, невозможностью обеспечить требования безопасности.

Танец на эстраде

Основные положения для конспектирования:

- понятие <1жаНР1> на эстраде имеет двойственное толкование: первое - объединение номеров по признаку выразительных средств, при помощи которых создается художественный об­раз, второе - объединение номеров по характеру их эмоцио­нального воздействия; режиссер номера создает художествен­ный образ посредством специфических выразительных средств определенного жанра, а также определяет характер эмоцио­нального воздействия номера;

- традиции эстрадного искусства определяют эстрадный жанр в первую очередь как специфику выразительных средств но­мера;

- синтетический эстрадный номер следует определять как но­мер определенного жанра с использованием вспомогательных выразительных средств; создавая синтетический эстрадный номер, режиссер должен выделить главное выразительное средство жанра, отводя другим вспомогательную роль;

- актерское мастерство исполнителя номера не должно затуше­вывать выразительные средства жанра, а естественным обра­зом сливаться с ними, образуя органичный синтез актерско­го искусства и технологии выразительных средств эстрадно­го жанра;

- специфика отдельных жанров, представленная и классифици­рованная во 2-й главе, отражает специфику подхода режис­сера к постановочной работе над номером определенного жан­ра в отборе выразительных средств.

- емые произведения подбираются таким образом (особенно в сольном инструментальном исполнительстве), чтобы музыкант мог продемонстрировать виртуозную технику владения инстру­ментом; театрализация в этом жанре - редкость, но известны успешные примеры даже оркестрового исполнительства в теат­рализованной форме.

Особое место в эстрадном вокальном и музыкальном инст­рументальном исполнительстве занимает джаз, но подробная характеристика его - прерогатива музыковедов. Впрямую темы данного учебного пособия касается эстрадный джаз-оркестр, от­личительной особенностью которого является, помимо репертуа­ра, общение оркестрантов и дирижера с публикой, раскованная ма­нера поведения на эстраде вплоть до исполнения танцевальных элементов, разыгрывание небольших сценок, даже сюжетных.

Это короткий номер, который проявляется в разновиднос­тях жанров собственно хореографического искусства: классичес­кий, народный, историко-бытовой, характерный, бальный, мо­дерн, джаз-танец, стэп и т. д. В эстрадном танце часто использу­ется выразительный арсенал других жанров эстрады, особенно акробатики и пантомимы. Поэтому эстрадный танец часто стре­мится ввести в структуру номера трюк Нередко эстрадный та­нец выстраивается в форме сюжетной сценки.

в этой книге не будут подробно рассматриваться жанры ин­струментальной эстрадной музыки, куклы на эстраде и эстрад­ный танец. Каждый из этих жанров отражает мощную проекцию отдельных видов искусств (кукольный театр, танец, музыка) на эстраду. И работа над номерами этих жанров - дело специалис­тов в этих жанрах. Балетный номер ставит всегда балетмейстер, над музыкальным номером работает дирижер. Номер с куклой может поставить только специалист в области кукольного теат­ра. Однако первый раздел учебного пособия, думается, может быть полезен и для этих специалистов, так как здесь анализиру­ются общие законы создания эстрадного номера (особенно его драматургии), которые одинаковы во всех жанрах.

 

 



Просмотров 1355

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!