![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Драматургическое оправдание трюка
В целом ряде жанров мастерство ИСполнителя находит свое ""III(снтрированное выражение в трюке. ВаЖНОЙ задачей режиссера при постановке сюжетного эстрадного "омера является логическая мотивировка возникновения трюка, оправдание его появления, - то есть трюк должен быть драматур1I1'II'СКИ обоснован. Можно сказать, что трюк должен нести действенный смысл, выражать сценическое действие. Вообще, логичное и оправданное вплетение трюка в действие - одна из самых важных проблем в создании сюжетного эстрадного номера, с которой сталкивается режиссер. Но начать заниматься этой работой в ходе репетиционного процесса - обречь себя и артиста на провал. премию получил номер С. Каштеляна в исполнении жонглера булавами Б. Оплетаева %Тёркин в бане~. Традиционный рекви:шт жонглера - булавы - был здесь задекорирован под три банных веника, которыми с неподражаемой удалью и юмором %парился» герой. Техника жонглирования осталась классической (более того, она была довольно про ста, ибо три булавы не есть самый сложный уровень трюкового мастерства в этом жанре). Однако эта трюковая техника стала выразителем сценического действия. Конечно, сделать такой номер было бы невозможно, если бы режиссер в своем сценарном замысле изначально не прибег к сюжету, который органично включал такой ход. В этом смысле сюжет может диктовать следующий прием: замену традиционного реквизита артиста каким-либо бытовым предметом. Многие манипуляторы прибегают к разнообразным трюкам тасования игральных карт. Однажды автор, ставя номер в жанре манипуляции, предложил актрисе заКлеить одну сторону карт зеркальной пленкой, отчего вместо банальной карточной колоды в руках у исполнительницы оказался как бы набор небольших зеркалец. И сразу вслед за этим был найден сценарный ход для этого сюжетного номера %Красавица и зеркала1>. Девушка манипулировала зеркалами (картами), выбирая из них то, в котором она смотрится краше. Затем в сюжете возник мотив волшебного зеркальца (но это уже дальнейшая сценарная разработка). Хочется подчеркнуть: театрализация номера стала возможной, когда на этапе формирования сценарного замысла был найден бытовой аналог актерского реквизита, что позволило драма тургически обосновать использование трюков. Приемы, которые позволяют сделать такое драматургической обоснование, разнообразны. Выше были приведены два из них, ниже рассмотрим еще один. Но надо подчеркнуть, что часто они переплетаются, используются комплексно, один как бы автоматически тянет за собой другой. Драматургическое оправдание трюковой составляющей эстрадного номера должно формироваться уже на этапе замысла и работы над сценарием. В эстрадном номере целого ряда жанров режиссеру-сценаристу необходимо добиваться того, чтобы артист «разговаривал», общался, воздействовал на партнера, оценивал, добивался осуществления сценической задачи через трюк В более общем плане можно сказать, что трюк должен работать на тему, идею, сверхзадачу эстрадного номера. Одним из приемов, посредством которого трюк становится выразителем сценического действия, является следующий: режиссер находит какие-то бытовые действия и движения, которые напоминают или похожи на трюковые движения. Это весьма распространенный прием: так, например, <шоваР1>, демонстрируя виртуозность приготовления кулинарного блюда, столь же виртуозно жонглирует ножами (имитируя резку и рубку продуктов), перебрасывает в технике жонгляжа кухонную утварь. Каждое движение - трюк, но одновременно это и сценическое физическое действие: ловко переставить кастрюлю, разрезать на лету яблоко, воткнуть в кусок мяса вилку, которая перед этим несколько раз перевернулась, рассортировать, подбрасывая, хорошие и плохие апельсины и т. д. И т. п. Несмотря на то, что прием этот является своего рода %классичеСКИМ1>, найти такой действенный аналог трюковому движению весьма сложно, так как его нельзя выдумать вообще, абстрактно, а нужно опять-таки отталкиваться от индивидуальной техники артиста. С большим успехом пользовался этим приемом режиссер оригинального жанра С. Каштелян, который в большинстве своих номеров прибегал к сюжетной театрализации. На УII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в оригинальном жаНре первую
![]() |