![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Колониальный гнет царизма. Андижанское восстание 1898 года
Налоговый и социальный гнет усугублялся национальным неравенством, особенно в наделении земельными угодьями переселенцев, что болезненно воспринималось коренным населением. Поэтому, когда в 1898 г. ферганские узбеки и кыргызы в окрестностях Андижана и Оша поднялись против царизма, восстание приняло антирусскую направленность под лозунгами газавата. Его возглавил «святой человек» — ишан Магомед-Али Халиф Мухаммед-Сабыр оглы (сокращенно — Мадали), у него было и другое прозвище: Дукчи-ишан («веретенщик»). 17 мая 1898 г. в селении Тамчи-Булак, в 20 верстах от Оша собралось около 300 человек из Наукатской волости, были вооружены ножами, самодельными пиками, кетменями, просто дубинками. Возбуждение толпы поддерживали несколько мюридов Дукчи-ишана, а верховодил некий Оморбек Алимов. Однако среди повстанцев нашлись такие, кто предупредил царских офицеров в Оше об опасности. Решительные действия воинского начальника предотвратили кровопролитие в г. Оше и его окрестностях. Трагическая развязка произошла в Андижане. Восстание с самого начала было обречено на неудачу. Дукчи-ишан был схвачен и повешен. Жестокое наказание понесли и его ближайшие сподвижники. Но главный удар обрушился на букару. Властями по этому делу было привлечено к суду 257 кыргызов, не считая представителей других национальностей. Решением военного суда в Оше было осуждено на смертную казнь 106 человек. Правда, опасаясь нового возмущения, казнь им заменили многолетней каторгой.
31. Культура Кыргызстана во второй половине XIX – начале XX вв. Культура кыргызского народа в XIX – начале XX вв. продолжала развиваться и совершенствоваться. Ее ярким представителем стал акын Токтогул Сатылганов (1864—1933 гг.) из Кетмень-Тюбе. Токтогул стал знаменем народа в борьбе за лучшее будущее, его совестью. С его творчеством перекликаются и произведения другого акына — Байымбета Абдрахманова — Тоголока Молдо (1860—1942 гг.), который владел письмом и наряду с импровизированными устными стихами оставил стихи в собственной записи. Оба акына резко осуждали социальную несправедливость и баев-мироедов, угнетавших свой народ.Эстафету акынов-заманистов — Калыгула и Арстанбека — подхватил талантливый акын-импровизатор и письменник Молдо Кылыч Шамырканов (1866—1917 гг.). Он был одним из тех, кто внес значительный вклад в процесс перехода кыргызского поэтического искусства от изустного к письменному. В его поэмах «Эпоха скорби» и «Сказ о землятресении» ясно проявляются мировоззренческие противоречия, обусловленные приверженностью к патриархальной психологии и религиозным идеям. Появились у кыргызов и свои историки. В 1913 и 1914 гг. в Уфе и Казани в свет вышли две книги студента Казанского университета Осмоналы Сыдыкова (1877— 1940) — «Тарых-и кыргыз Шадмания» («История кыргызского раздолья») и «Мухтасар тарых-и кыргызийа» («Краткая история кыргызов»). Основанные на генеалогических преданиях — санжыре—книги повествуют о происхождении и родословной отдельных кыргызских племен, о деяниях крупных манапов. В XVIII — середине XIX в. у кыргызов почти не было школ. Лишь заезжие муллы иногда обучали детишек азам арабской грамоты на Коране. После присоединения к России в крае наряду с русскими появились так называемые русско-туземные школы. Отдельные манапы строили помещения, приглашали учителей и открывали в родных кочевьях школы. 1 сентября 1888 г. в Караколе открылась первая сельскохозяйственная школа, в которую было принято 11 кыргызских мальчиков, а в 1890 г. открылась школа в Пишпеке. Позже здесь были открыты мужская гимназия и женская прогимназия, а в Караколе — женская прогимназия. С середины XIX в. начинается изучение территории Кыргызстана, его ресурсов, истории и быта российскими учеными и путешественниками. П. П. Семенов-Тян-Шанский, Чокан Валиханов, В. В. Радлов, А. П. Федченко, Н. М. Пржевальский, В. В. Бартольд и другие своими трудами положили начало открытию Кыргызстана просвещенному миру. Этому способствовало также участие экспонатов из Кыргызстана на Всемирной выставке в Париже, работа археологической экспедиции под руководством Г. Гейкеля в Таласской долине, занимавшаяся поисками памятников рунической письменности, издание Г. Алмаши отрывков из эпоса «Манас» на Западе. Работы академика В. В. Бартольда по древней и средневековой истории кыргызов вошли в мировую науку, вызвали естественный интерес к горному краю и самобытной культуре его народа.
![]() |