Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Колониальный гнет царизма. Андижанское восстание 1898 года



Налоговый и социальный гнет усугублялся националь­ным неравенством, особенно в наделении земельными уго­дьями переселенцев, что болезненно воспринималось корен­ным населением. Поэтому, когда в 1898 г. ферганские узбе­ки и кыргызы в окрестностях Андижана и Оша поднялись против царизма, восстание приняло антирусскую направлен­ность под лозунгами газавата. Его возглавил «святой чело­век» — ишан Магомед-Али Халиф Мухаммед-Сабыр оглы (сокращенно — Мадали), у него было и другое прозвище: Дукчи-ишан («веретенщик»). 17 мая 1898 г. в селении Тамчи-Булак, в 20 верстах от Оша собралось около 300 человек из Наукатской волости, были вооружены ножами, самодельными пиками, кетменями, просто дубинками. Возбуждение толпы поддер­живали несколько мюридов Дукчи-ишана, а верховодил не­кий Оморбек Алимов. Однако среди повстанцев нашлись такие, кто предупредил царских офицеров в Оше об опаснос­ти. Решительные действия воинского начальника предотвратили кровопролитие в г. Оше и его окрестностях. Трагичес­кая развязка произошла в Андижане. Восстание с самого начала было обречено на неудачу. Дукчи-ишан был схвачен и повешен. Жестокое наказание понесли и его ближайшие сподвижники. Но главный удар обрушился на букару. Властями по этому делу было прив­лечено к суду 257 кыргызов, не считая представителей дру­гих национальностей. Решением военного суда в Оше было осуждено на смертную казнь 106 человек. Правда, опа­саясь нового возмущения, казнь им заменили многолетней каторгой.

 

31. Культура Кыргызстана во второй половине XIX – начале XX вв.

Культура кыргызского народа в XIX – начале XX вв. продолжала развиваться и совершенствоваться. Ее ярким представителем стал акын Токтогул Сатылганов (1864—1933 гг.) из Кетмень-Тюбе. Токтогул стал знаменем народа в борьбе за лучшее будущее, его совестью. С его творчеством перекликаются и произведения друго­го акына — Байымбета Абдрахманова — Тоголока Молдо (1860—1942 гг.), который владел письмом и наряду с импро­визированными устными стихами оставил стихи в собствен­ной записи. Оба акына резко осуждали социальную неспра­ведливость и баев-мироедов, угнетавших свой народ.Эстафету акынов-заманистов — Калыгула и Арстанбека — подхватил талантливый акын-импровизатор и письменник Молдо Кылыч Шамырканов (1866—1917 гг.). Он был одним из тех, кто внес значительный вклад в процесс перехода кыргызского поэтического искусства от изустного к письменному. В его поэмах «Эпоха скорби» и «Сказ о землятресении» ясно проявляются мировоззренческие противоречия, обусловленные приверженностью к патриархальной психологии и религиозным идеям. Появились у кыргызов и свои историки. В 1913 и 1914 гг. в Уфе и Казани в свет вышли две книги студента Казанского университета Осмоналы Сыдыкова (1877— 1940) — «Тарых-и кыргыз Шадмания» («История кыргыз­ского раздолья») и «Мухтасар тарых-и кыргызийа» («Крат­кая история кыргызов»). Основанные на генеалогических преданиях — санжыре—книги повествуют о происхождении и родословной отдельных кыргызских племен, о деяниях крупных манапов. В XVIII — середине XIX в. у кыргызов почти не было школ. Лишь заезжие муллы иногда обучали детишек азам арабской грамоты на Коране. После присоединения к Рос­сии в крае наряду с русскими появились так называемые русско-туземные школы. Отдельные манапы строили поме­щения, приглашали учителей и открывали в родных коче­вьях школы. 1 сентября 1888 г. в Караколе открылась пер­вая сельскохозяйственная школа, в которую было принято 11 кыргызских мальчиков, а в 1890 г. открылась школа в Пишпеке. Позже здесь были открыты мужская гимназия и женская прогимназия, а в Караколе — женская прогим­назия. С середины XIX в. начинается изучение территории Кыр­гызстана, его ресурсов, истории и быта российскими учены­ми и путешественниками. П. П. Семенов-Тян-Шанский, Чокан Валиханов, В. В. Радлов, А. П. Федченко, Н. М. Прже­вальский, В. В. Бартольд и другие своими трудами положили начало открытию Кыргызстана просвещенному миру. Это­му способствовало также участие экспонатов из Кыргызстана на Всемирной выставке в Париже, работа археологичес­кой экспедиции под руководством Г. Гейкеля в Таласской долине, занимавшаяся поисками памятников рунической письменности, издание Г. Алмаши отрывков из эпоса «Манас» на Западе. Работы академика В. В. Бартольда по древней и средневековой истории кыргызов вошли в миро­вую науку, вызвали естественный интерес к горному краю и самобытной культуре его народа.



Просмотров 1649

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!