Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Культурное строительство в Кыргызстане в 20-е гг. XX в



После установления в Кыргызстане советской власти наряду с другими преобразованиями началось и культурное строительство. Самым тяжелым наследием царизма была поголовная неграмотность кыргызского народа .Без ее ликвидации невозможно было поднять образовательный и культурный уровень коренного населения. Так, в 1921 г. в Каракольском уезде открылось 20 школ грамоты, в которых обучалось 1100 человек, а в Пишпекском — 59 школ и кур­сов ликбеза и число обучающихся в них постепенно увели­чивалось. Образование Киргизской автономной области, а затем — автономной республики, разработка национальной письмен­ности, выход на кыргызском языке газеты «Эркин Тоо», ставшей своеобразной «азбукой», составление первого бук­варя для взрослых, организация добровольного общества «Долой неграмотность» — все это послужило благоприятными условиями для развертывания ликвидации неграмот­ности. В результате всенародной борьбы за грамотность в 1934—1937 гг. в рес­публике было охвачено обучением более 400 тыс. неграмот­ных и малограмотных. К концу 1938 г. общая грамотность в Кыргызстане со­ставляла уже 70%, а среди населения в возрасте от 9 до 49 лет — 80%, в том числе среди мужчин — 89,4%, среди женщин — 74,4%. Образование кыргызской государственности, создание на­циональной письменности и другие факторы подготовили благоприятные условия для дальнейшего развития школьного образования. Особенно бурное развитие народное образование в рес­публике получило в 30-е годы. Этому во многом способст­вовал рост ассигнований на эти цели. В 1930/31 уч. г. было введено всеобщее обязательное начальное обучение, что оз­наменовало новый этап в развитии школьного образования, но и потребовало больших усилий. К концу второй пятилетки здесь в основном завершилось все­общее обязательное обучение: в эти и последующие годы на­ряду с всеобщим обучением большое внимание уделялось расширению сети неполных и средних школ. В середине 20-х годов в республике открываются первые средние специальные учебные заведения. В 1925 г. организу­ются столь необходимые Кыргызстану 2 сельскохозяй­ственных и 2 педагогических техникума. В последующие годы открывались все новые иновые средние специальные учебные заведения. К концу 1940 г. в Кыргызстане насчитывалось уже 33 техникума, в том числе 11 сельскохозяйственных, 8 медицинских, 6 педагогических, 3 — готовящих специалистов промышленности, строительства итранспорта, 3 — выпускающих работников экономики и права, 2—работников искусства. В октябре 1932 г. в столице республики открылся Кыр­гызский педагогический институт, положивший начало раз­витию высшего образования.. С каждым годом в республике крепла и расширялась сеть высших учебных заведений, росли число студентов ипрофессорско-преподавательский состав. Появляются первые газеты в Кыргызстане — «Пишпекский листок», «Голос пролетариата», «Токмакский вест­ник». На страницах уездных газет печатались декреты Со­ветского государства, решения и распоряжения центральных и местных властей, хроника местной жизни. В 1924 г. была разработана кыргызская письменность на основе арабской графики, 7 ноября этого же года вышла первая в истории народа газета на кыргызском языке «Эр-кин Тоо» («Свободные горы»), положившая начало разви­тию национальной печати, книгоиздательского дела и про­фессиональной литературы. Наряду с периодической печатью в эти годы в республи­ке налаживается книгоиздательское дело, чему способство­вало организованное в 1926 г. Кыргызское государственное издательство. Постепенно увеличиваются количество изда­ваемых книг, их объем и тираж. Всего в 1928—1940 гг. выпущено около 2600 названий книг. Большую помощь республике оказывали издательства Мо­сквы и Казани.

Мощным средством массовой информации является ра­дио. В 1926 г. во Фрунзе был построен первый радиоузел на 80 радиоточек. А в 1930 г. в Кыргызстане, в городах и в сельских районах, насчитывалось их уже29. Работа тогда сводилась главным обра­зом к ретрансляции передач иногородних станций, редко это были передачи из радиостудии и чтение материалов из республиканских газет и журналов. В 20-х годах начинаются отдельные археологические обследования исто­рических памятников, сбор этнографических материалов и кыргызского фольклора, в том числе запись героического эпоса «Манас» из уст выдающегося манасчи С. Орозбакова.

В апреле 1924 г. при Наркомпросе Туркестанской АССР была создана Кыргызская научная комиссия, которая про­делала значительную работу по созданию национальной письменности, подготовке к изданию лучших образцов уст­ного народного творчества. Летом 1926 г. во Фрунзе открывается Центральный му­зей (ныне Исторический музей) Кыргызстана. Он был пер­вым научно-просветительским учреждением и являлся опор­ной базой для краеведческих работ. Национальная профессиональная литература начинается с создания письменности на кыргызском языке и печати. Процесс ее становления и дальнейшего развития связан с именами К. Тыныстанова, С. Карачева, А. Токомбаева, К. Баялинова, М. Токобаева и других кыргызских писате­лей. Основными темами были Октябрьская революция, совет­ская власть, В. И. Ленин, происходящие в кыргызском об­ществе преобразования, национальное возрождение, соци­альное освобождение, раскрепощение женщин, борьба с пе­режитками прошлого и т. д. Профессиональное кыргызское искусство — театральное, музыкальное, изобразительное и киноискусство — появилось только в годы советской власти. В 1926 г. была организована Кыргызская музыкально-драматическая студия, которая одновременно была и учеб­ным заведением, и творческим коллективом. Через четыре года она преобразуется в государственный театр. В 1936 г. на базе этого театра организуются Кыргыз­ский музыкально-драматический театр и Кыргызская госу­дарственная филармония. В тесной связи с театральным искусством зародилась и окрепла кыргызская профессиональная музыка — начиная с песни и романсов до симфонических произведений, оперы и балета. Ее развитие связано с именами таких талантливых композиторов, как А. Малдыбаев, М. Абдраев, А. Тулеев, А. Аманбаев, К. Молдобасанов, Н. Давлесов, Т. Эрматов, С. Медетов, В. Власов, В. Фере, П. Шубин, М. Раухвергср и многие другие.

 



Просмотров 2282

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!