Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Система, многообразие и эволюций живой природы – 1824 3 часть



Организм растения представляет собой целостную систему, главными составляющими которой являются три уровня биологической организации: клетка, ткань и орган. Органы растения – и вегетативные, и генеративные – находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма. Взаимосвязь вегетативных органов во многом обеспечивается единством проводящей системы организма растения. Корни поглощают из почвы воду и минеральные вещества, необходимые для нормального существования всех клеток организма растения. В корнях образуется ряд биологически активных веществ, необходимых для синтеза хлорофилла в клетках растения. Без хлорофилла невозможен фотосинтез, и корень поставляет вещества для этого процесса.

В то же время синтез сложных органических веществ в корнях невозможен без поступления из места синтеза – листьев – органических веществ, которые необходимы всем клеткам растения для их роста и развития. Таким образом, наблюдается тесное взаимодействие наземной и подземной частей растения.

Цветение, созревание плодов и семян также невозможно без обеспечения генеративных органов питательными веществами, поступающими через цветоножку (плодоножку). Эти вещества им поставляют вегетативные органы. Например, удаление двух верхних листьев пшеницы на побеге в период выхода в трубку приводит к сокращению содержания в семенах белков и углеводов.

Наблюдается также взаимодействие генеративных органов между собой. Так, к семенам питательные вещества поступают не только из вегетативных органов, но и из околоплодника, например боба, стручка, коробочки. Плод, пока он зелёный, участвует в фотосинтезе. При этом клетки используют углекислый газ не из атмосферы, а выделяющийся созревающими семенами при дыхании.

Используя содержание текста «Взаимосвязь органов в растительном организме», ответьте на следующие вопросы. 1) Что называется органом растения? 2) В чём различие вегетативных и генеративных органов растения? 3) Каким образом осуществляется питание цветка, а затем плода растения?
89. К какой группе грибов относится мукор?
  1) дрожжевые
  2) паразитарные
  3) плесневые
  4) шляпочные
90. Выделительная система животного, изображённого на рисунке, представлена
  1) зелёными железами
  2) мальпигиевыми сосудами
  3) печенью
  4) парными почками
91. Какое животное имеет желудок, строение которого изображено на рисунке?
  1) собака
  2) свинья
  3) корова
  4) лошадь
92. По каким растительным клеткам происходит отток органических веществ от листьев?
  1) сосудам
  2) ситовидным трубкам
  3) клеткам кожицы листа
  4) механическим волокнам
93. Зародыш семени фасоли при прорастании получает питательные вещества из
  1) околоплодника
  2) почвы
  3) семядолей
  4) эндосперма
94. Какую функцию выполняют клетки кожицы листа?
  1) поглощают пары воды из атмосферы
  2) предохраняют лист от высыхания
  3) запасают воду и органические вещества
  4) придают листу прочность и упругость

95. Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.

Название растения Число устьиц на 1 мм3 Место произрастания
На верхней поверхности листа На нижней поверхности листа
Кувшинка Водоём
Дуб Влажный лес
Яблоня Плодовый сад
Овёс Поле
Молодило Каменистыесухие места

1) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?

2) Почему численность устьиц у многих растений разная? Дайте одно объяснение.

3) Как число устьиц зависит от влажности места обитания растения?

96. Клубни картофеля формируются на
  1) боковых корнях
  2) придаточных корнях
  3) видоизменённых подземных побегах – столонах
  4) видоизменённых подземных побегах – корневищах
97. Ситовидные трубки древесного стебля входят в состав
  1) древесины
  2) камбия
  3) луба коры
  4) пробки коры
98. Заслуга Ч. Дарвина заключается в том, что он
  1) признал изменяемость видов
  2) разработал современную классификацию животных и растений
  3) доказал, что приобретённые признаки наследуются
  4) создал учение о естественном отборе
99. С помощью каких органоидов простейшие освобождаются от вредных продуктов обмена веществ, растворённых в воде?
  1) пищеварительных вакуолей
  2) сократительных вакуолей
  3)
выпячиваний цитоплазмы – ложноножек
  4) ротового углубления и клеточной глотки
100. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что они
  1) размножаются спорами
  2) неподвижные гетеротрофы
  3) не способны к фотосинтезу
  4) состоят из клеток, не имеющих ядер
101. Какая экологическая группа птиц питается исключительно насекомыми?
  1) птицы леса
  2) птицы степей и пустынь
  3) птицы открытых воздушных пространств
  4) птицы болот, пресных водоёмов и побережий
102. Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести
  1) мак полевой
  2) клевер красный
  3) ландыш майский
  4) нарцисс обыкновенный
  5) одуванчик обыкновенный
  6) тюльпан жёлтый
103. Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород домашних кур?
  1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
  2) межвидовой борьбе
  3) естественному отбору
  4) искусственному отбору
104. Зоб как видоизменение части пищевода развит у птиц, питающихся
  1) насекомыми
  2) зёрнами растений
  3) сочными плодами растений
  4) мелкими грызунами
105. Реактивным способом передвигаются
  1) морские одиночные полипы
  2) свободноживущие плоские черви
  3) морские кольчатые черви
  4) головоногие моллюски
106. К движущим силам эволюции относится
  1) приспособленность организмов к окружающей среде
  2) многообразие организмов
  3) борьба за существование
  4) образование новых видов
107. Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 26 до 32 дня?

В этот период насекомое растёт

  1) плавно, без видимых скачков
  2) очень резко на протяжении всего времени
  3) скачками, период покоя сменяется резким ростом
  4) сначала резко, а потом рост полностью прекращается
108. Вставьте в текст «Паразиты человека и животных» пропущенные термины из предложенного перечня, ПАРАЗИТЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ Наибольшее число паразитов человека и животных относят к __________(А) животным. Один из них является возбудителем малярии – это малярийный __________(Б). Малярийные паразиты внедряются в эритроциты, вызывая их разрушение. Распространяет этих возбудителей малярийный __________(В). Другой паразит человека – дизентерийная амёба. Заражение ими человека происходит путём проглатывания загрязнённой воды или пищи с находящимися в ней __________(Г).  
     

 

 
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) солнечник
2) одноклеточный
3) циста
4) плазмодий
5) сосальщик
6) многоклеточный
7) комар
8) зигота
 
109. Установите последовательность усложнения организации животных в процессе эволюции  
         

 

 
1) появление пищеварительной системы
2) возникновение кровеносной системы
3) появление трахей и дыхалец
4) развитие одноклеточных гетеротрофных организмов
5) появление в организме двух слоёв клеток
  110. Какая часть тела речного рака обозначена на рисунке буквой А?  
 
  1) хвост
  2) брюшко
  3) головогрудь
  4) грудь
 
Начало формы Конец формы  
         

 

  8D20E
111. У цветковых растений, в отличие от голосеменных,  
  1) семена созревают внутри плода
  2) имеются вегетативные органы
  3) в семени формируется зародыш
  4) созревшая пыльца переносится ветром
 
112. У цветковых растений, в отличие от голосеменных,  
  1) семена созревают внутри плода
  2) имеются вегетативные органы
  3) в семени формируется зародыш
  4) созревшая пыльца переносится ветром
 
     

ВОДОРОСЛИ

Водоросли, как правило, обитают в воде, где составляют основную массу растительности. Их клетки состоят из цитоплазмы, одного или нескольких ядер и пластид, именуемых хроматофорами. У большинства водорослей хроматофоры зелёного цвета из-за содержащегося в них хлорофилла. Они выполняют роль хлоропластов. Кроме хлорофилла хроматофор может содержать пигменты оранжевого, жёлтого, синего, красного и бурого цветов, часто маскирующих зелёную окраску водорослей. В связи с этим водоросли имеют самую различную окраску, что обеспечивает наилучшее улавливание света на различных глубинах.Способы размножения у водорослей очень разнообразны. Бесполое размножение осуществляется почкованием, делением клетки надвое, обрывками нитей. Образование спор осуществляется в специальных органах –
спорангиях или внутри вегетативной клетки. Чаще всего образуются подвижные споры –
зооспоры.Половое размножение осуществляется посредством половых клеток –

гамет, которые, сливаясь попарно, образуют зиготу. После периода покоя зигота прорастает, образуя зооспоры или новое растение. У морских водорослей зигота прорастает без периода покоя.Для большинства водорослей установлено, что развитие спор и гамет зависит от условий внешней среды. Если они благоприятны, водоросли размножаются бесполым путём; в неблагоприятных же условиях образуются гаметы.Водоросли играют огромную роль в образовании органического вещества и выделении кислорода в атмосферу планеты. Из морских водорослей получают в промышленных масштабах бром и йод, агар-агар, а также альгиновую кислоту, которую используют для получения пластика и непромокаемых тканей.

Используя содержание текста «Водоросли», ответьте на следующие вопросы. 1) Каковы особенности клеточного строения водорослей? 2) В чём различие полового и бесполого размножения водорослей? 3) В морях красные водоросли встречаются на бóльших глубинах, чем бурые. Причём чем больше глубина, тем водоросли краснее. Как можно объяснить такое явление?  
113. Какое строение имеет грибница пеницилла?
  1) ветвящиеся нити грибницы разделены перегородками на отдельные клетки, пластиды отсутствуют
  2) ветвящиеся нити грибницы разделены перегородками на отдельные клетки, имеются пластиды
  3) одна сильно разросшаяся клетка со множеством ядер, имеются пластиды
  4) одна сильно разросшаяся клетка со множеством ядер, пластиды отсутствуют

114. ЯБЛОНЯ

Яблоня – многолетнее растение. Дикая яблоня может жить до двухсот лет. Культурные яблони живут и развиваются до пятидесяти лет. Продолжительность их жизни, так же как и урожайность, и качество плодов, зависит от ухода и почвенно-климатических особенностей тех районов, где выращиваются яблони.

Корневая система яблони хорошо развита, и корни активно извлекают необходимые питательные вещества и воду из почвы. Кроме толстых, или, как их называют, скелетных корней, имеются ещё многочисленные мелкие корни. Основные корни уходят в почву на пять метров и глубже. От скелетных корней отходят вширь ответвления боковых корней, которые нередко достигают десяти и более метров. Отходящие от боковых корней белые корешки покрыты невидимыми для невооружённого глаза корневыми волосками, при помощи которых происходит всасывание из почвы воды и растворённых в ней питательных веществ. Корни яблони растут главным образом весной, летом их рост ослабевает и возобновляется вновь только осенью.

Яблони выращивают из семян, которые предварительно стратифицируют – пересыпают сырым песком и держат при температуре +5 ºС до посева. Из семени вырастает молодая яблоня-сеянец. После двух-трёх лет выращивания сеянцы яблони пересаживают на постоянное место произрастания. В этом случае молодое растение называют саженцем. Для передачи сортовых свойств саженцу делают прививку – пересаживают почку с сортовой яблони на ствол саженца. Существуют разнообразные способы прививок. При прививках ткани пересаженной почки и ствола саженца должны срастись, образовав единый организм. Таким образом, сортовые качества передадутся новому растению яблони.

Используя содержание текста «Яблоня», ответьте на следующие вопросы. 1) Что понимается в тексте под сеянцем яблони? 2) Почему саженцы высаживают либо весной, либо осенью? 3) Для получения высокого урожая яблок производят обрезку яблонь, удаляя весной верхние части её побегов. Каким образом обрезка позволяет увеличить урожайность?  
115. У каких животных развитие зародыша полностью завершается внутри яйца?  
  1) костные рыбы
  2) хвостатые земноводные
  3) бесхвостые земноводные
  4) пресмыкающиеся
 
116. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен.
     

 

 
ПРИЗНАК   КЛАСС ЖИВОТНЫХ
А) у части представителей в развитии имеется стадия куколки
Б)
подавляющее большинство – хищники
В) тело состоит из головы, груди и брюшка
Г) способны поглощать только жидкую пищу
Д)
число ходильных ног –

4 пары

Е) на голове могут располагаться простые и сложные глаза
 
1) Насекомые
2) Паукообразные
  117. Благодаря какому процессу можно наблюдать многообразие изображённых пород голубей?  
 
  1) борьбе с неблагоприятными условиями внешней среды
  2) естественному отбору
  3) искусственному отбору
  4) внутривидовой борьбе
 
  118. Луковица – видоизменённый побег, это доказывает наличие на ней  
 
  1) главного корня
  2) почек-глазков
  3) подземных столонов
  4) плоского стебля – донца
 
  119. Личинки земноводных сходны с рыбами тем, что у них имеются  
 
  1) грудные плавники
  2) брюшные плавники
  3) наружные жабры
  4) органы боковой линии
 
  120. Какой фактор не влияет на прорастание семян?  
 
  1) вода
  2) тепло
  3) почва
  4) воздух
 
       

121. Пользуясь таблицей «Некоторые параметры животных и человека», ответьте на следующие вопросы.

Организмы Масса тела (кг) Скорость бега (км/ч)
Гепард
Газель
Страус
Кошка домашняя
Зебра
Заяц 5,5
Волк
Человек

1) Какое копытное животное из числа приведённых в таблице имеет максимальную скорость бега?

2) Зависит ли скорость бега животного от массы тела?

3) Между какими приведёнными организмами существуют отношения «хищник – жертва»?
Начало формы Конец формы

 

   
122. Вставьте в текст «Кольчатые черви» пропущенные термины из предложенного перечня, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ К кольчатым червям относят животных, имеющих длинное __________(А) тело. Они подобно плоским и круглым червям – __________(Б) животные с __________(В) симметрией тела. У кольчатых червей имеется __________(Г) и более сложные, чем у других червей, нервная система и органы чувств. Живут кольчатые черви в морях, пресных водоёмах, почве.

 

 
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) двухслойное
2) членистое
3) кровеносная система
4) двухсторонняя
5) нечленистое
6) трёхслойное
7) лучевая
8) дыхательная система
 
  123. Какую функцию выполняет шляпка плодового тела у подберёзовика?  
 
  1) служит для привлечения животных и человека
  2) улавливает солнечную энергию, обеспечивая фотосинтез
  3) является местом образования спор
  4) обеспечивает воздушное питание
 
  124. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,  
 
  1) в семени формируется зародыш
  2) тело составляют органы и ткани
  3) осуществляется двойное оплодотворение
  4) оплодотворение происходит при наличии воды
 
  125. Какой признак в строении сходен у современных пресмыкающихся и птиц?  
 
  1) кости, наполненные воздухом
  2) сухая кожа, лишённая желёз
  3) хвостовой отдел в позвоночнике
  4) мелкие зубы в челюстях
 
 
126. Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, – это
 
 
  1) кожура
  2) шишка
  3) плод
  4) семяпочка
 
  127. Главный корень развивается из  
 
  1) боковых корней
  2) зародышевого корешка
  3) придаточного корня
  4) спящих почек
 
Начало формы
128. БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ
Все ленточные черви –
паразиты. В половозрелом состоянии они паразитируют в кишечнике позвоночных животных (зверей, птиц, рыб) и людей. Так, в кишечнике человека часто паразитирует половозрелый ленточный червь–
бычий цепень. Он состоит из маленькой головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагается четыре круглые мускулистые присоски, с помощью которых паразит прикрепляется к стенкам кишки. Тело червя достигает 4–

10 м, состоит из многочисленных члеников. Рост червя и увеличение числа члеников продолжаются всю жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Червь всасывает пищу всей поверхностью тела, органы пищеварения у него отсутствуют.

Размножение бычьего цепня происходит в организме основного хозяина –
человека. Как и большинство других плоских червей, цепень –
гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу. За сутки червь производит более миллиона яиц. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке промежуточного хозяина из яиц выходят микроскопические личинки с шестью крючками. С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючные личинки растут и превращаются в финну. Финна –

это пузырёк размером с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой. В мышцах хозяина финны могут сохранять жизнеспособность долгое время.

Используя содержание текста «Бычий цепень», ответьте на следующие вопросы. 1) В каком органе человека обитает взрослый бычий цепень? 2) Какое строение имеет финна? 3) Как современный городской житель может заразиться данным гельминтом?

Конец формы

 
           

 



Просмотров 2682

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!