Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПРОДУКТ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОИЗВОДСТВА. СВОЙСТВА ПРОДУКТА



Понятие продукта, или блага. В результате взаимодействия фак­торов производства создается определенный продукт (благо), пред­назначенный для потребления. Между терминами "продукт" и "бла­го" существуют некоторые различия. Продукт - это просто полезная вещь или услуга, идущая на воспроизводство факторов производ­ства. Поскольку продукт — результат человеческого труда, хозяй­ственной деятельности, его называют экономическим продуктом. Экономический продукт, представленный в материально-вещес- твенной форме, выступает как материальный продукт, или продук­ция, а представленный в духовной, информационной форме - интел­лектуальный продукт либо продукт в виде выполненных работ и ус­луг.

Благо — это все то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу, доставлять удовольствие. Благом можно назвать только тот продукт, который удовлетворяет ту или иную потребность человека.

Работой в экономике называют трудовую деятельность, само су­ществование которой рассматривается как продукт деятельности, как полезный и нужный ее результат, подлежащий оценке и оплате. Так, строительные, ремонтные, монтажные, уборочные работы — это не только определенный вид деятельности, но и ее продукт.

Услуги — один из весьма распространенных видов работ, эконо­мической деятельности, результатом которой является изменение качества существующих вещей (стрижка, стирка, ремонт, реставри­рование, обучение, лечение и т.п.).

Экономический продукт в виде услуг — это новое качество, воз­никающее в процессе и благодаря данной экономической деятель­ности.

Все указанные формы и виды экономического продукта можно разделить на два класса — промежуточный продукт, подлежащий дальнейшим производственным преобразованиям, и конечный про­дукту поступающий в сферу своего конечного использования.

Каждый продукт характеризуется двумя свойствами: способ­ностью удовлетворять потребности человека и обмениваться на другие продукты исходя из их полезности и воплощенных в них затрат живого человеческого труда. Первое свойство проявляется через натурально-вещественную сторону продукта, обладающего соответствующими механическими, химическими, физическими и другими полезными свойствами, которые делают продукт способ­ным удовлетворять потребность. Это могут быть не только вещи как таковые, но и услуги связи, торговли, образования, здравоохра­нения и т.п.

Второе свойство проявляется через стоимостную форму продук­та и является результатом затраченного живого и овеществленного (прошлого) труда. Это общественная сторона продукта, которая про­является при обмене на другие продукты или деньги. В этом случае продукты принимают форму товара, стоимость которого состоит из стоимости затраченных на его производство средств производства (текущих материальных затрат и амортизации), оплаты труда работ­ников, добавленной стоимости.

С точки зрения характера потребительских свойств продукты труда подразделяются на вещественные продукты труда и услуги (материальные и нематериальные). В соответствии с функциональ­ным назначением в процессе общественного воспроизводства про­дукты делятся на средства производства и предметы потребления. Средства производства возвращаются в процесс производства, ни­когда из него не выходят и используются для замены изношенных, для расширения производственных мощностей, модернизации и ре­конструкции действующих основных фондов.

Предметы потребления используются для удовлетворения лич­ных потребностей человека и воспроизводства рабочей силы. Они постоянно выходят из процесса производства и никогда туда не воз­вращаются. В определенных социально-экономических условиях средства производства принимают форму капитала, а предметы пот­ребления - форму дохода. Исходя из такого деления общественного продукта на практике иногда все материальное производство делят на I подразделение (производство средств производства) и II подраз­деление (производство предметов потребления).

Анализ складывающихся пропорций между I и II подразделения­ми общественного производства показывает, в каком направлении развивается экономика: либо в направлении социально ориентиро­ванной рыночной экономики (темпы роста II подразделения опере­жают темпы роста I), либо производство осуществляется ради само­го производства (темпы роста I подразделения опережают темпы роста II). Последний тип экономики называют милитаризованной или экономикой нерыночного типа.

Различают индивидуальный и общественный продукт. Индиви­дуальный продукт — это результат труда отдельного работника. Это связано с тем, что тот или иной продукт обладает свойствами исклю­чительности или конкурентности (например, одежда, обувь, мебель и т.п.).

Общественный продукт - это результат труда совокупного ра­ботника, предоставляемый гражданам на равных началах. Такие про­дукты или услуги не могут быть оказаны отдельными лицами без предоставления их другим лицам (например, оборона, бесплатное образование, общественное посещение парков, музеев и т.п.).

Классификация благ. Известно, что, для того чтобы удовлетво­рить ту или иную потребность человека, необходимо иметь опреде­ленный набор благ. Все многообразие благ можно объединить под общим названием - экономические блага.

Экономическими благами являются только те вещи и услуги, ко­торые способны удовлетворять какие-либо человеческие потребнос­ти и являются результатом хозяйственной деятельности. Их по-дру- гому называют ограниченными. К ним относятся такие блага, на ко­торые в данный момент спрос превышает предложение и потребле­ние которых поэтому приходится "рационировать" путем установле­ния соответствующей цены. Созданные природой и предоставляе­мые человеку блага в неограниченном количестве называются естес­твенными или свободными. Количество свободных благ даже при ну­левой цене превышает потребность в них людей в данный момент, как, к примеру, свежий воздух или песок, которого в избытке на мор­ском побережье, солнечное тепло, морская вода для купания и т.п.

Все многообразие благ можно классифицировать на различные группы исходя из определенных признаков (рис. 4.6). По функцио­нальному назначению и роли в воспроизводстве блага подразделя­ются на потребительские (конечные), идущие на потребление, и про­изводственные (инвестиционные), используемые в производстве (ма­шины, станки, оборудование и т.п.). Их называют еще прямыми и косвенными.

По роли в потреблении блага делятся на предметы первой необхо­димости (пища, одежда, жилье и др.) и предметы не первой необходи­мости (изделия из драгоценных металлов, картины, яхты и др.).

По продолжительности использования в воспроизводственном процессе блага бывают долговременные и недолговременные (разового пользования). К первым относятся те блага, которые потребляются постепенно в течение их длительного использования (здания, соору­жения, оборудование, станки, машины и т.п.), ко вторым — блага, удовлетворяющие потребность один раз (продукты питания, сырье, материалы, топливо и т.п.).


По источникам возникновения

* Экономические (ограниченные) ^ Естественные (свободные)


 

 


По функциональному * Потребительские (конечные, прямые) назначению и роли в ^ воспроизводстве

По роли в потреб­лении

По продолжительнос­ти использования

^ Производственные (инвестиционные, косвенные)

д Предметы первой необходимости

■с

Предметы не первой необходимости Я Долговременные (длительного пользования)

Недолговременные ( разового пользования)


 

 


По характеру удов­летворения потреб­ностей

» Взаимосвязанные (субституты) ^ Взаимодополняемые (комплементы)


* Настоящие ^ Будущие
С учетом фактора времени

 

 


К Частные
Общественные

В зависимости от ко­личества потребителей


 

 


Р и с. 4.6. Классификация благ

По характеру удовлетворения потребностей блага подразделяют- я на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (ком- лементы).

К взаимозаменяемым относятся блага, которые могут заменять руг друга в удовлетворении одной и той же потребности, например ефть и газ как топливо, цемент и известь как строительные материа- ы, масло и сыр как продукты питания.

К взаимодополняемым относятся блага, которые удовлетворяют акую-либо потребность только при совместном их использовании, апример машина и бензин, чай и сахар и др.

С учетом фактора времени блага бывают настоящие и будущие. 1астоящие - это блага, находящиеся в непосредственном распоря- сении субъектов хозяйствования в каждый данный момент, буду­щие — блага, которыми хозяйствующий субъект будет распоряжать- я в будущем.

В зависимости от количества потребителей, пользующихся бла­гами, они делятся на частные и общественные. К частным относятся те блага, которыми пользуются исключительно отдельные потреби­тели, а к общественным — блага, которые идут на пользу всем.

Являясь благом, услуги также имеют свою специфическую клас­сификацию. Статистика дает следующую классификацию услуг: бы­товые услуги (по направлениям), связи, культуры, содержание детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные, здравоохра­нения и образования, правового характера, финансово-кредитной системы, учреждений физической культуры и спорта.

С учетом ограниченности благ по сравнению с потребностями, которые они призваны удовлетворять, некоторые блага могут ис­пользоваться для удовлетворения нескольких потребностей, точно так же, как и отдельные потребности могут удовлетворяться за счет нескольких благ. Все это зависит, во-первых, от редкости благ и, во-вторых, от уровня полезности (ценности) блага. Поэтому общес­тво должно постоянно решать две проблемы: как увеличивать про­изводство и как повышать полезность (ценность) благ в условиях ог­раниченности ресурсов.



Просмотров 1497

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!