![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПРОИЗВОДСТВО И РЕСУРСЫ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА 6 часть
Производство является главным источником получения благ, необходимых для жизни человека, удовлетворения его нужд и потребностей. Исходная составляющая природы человека — нужда, и ее удовлетворение есть цель любого производства. Нужда определяется как ощущаемое человеком чувство неудовлетворенности чем-то или нехватка чего-либо. Нужды людей очень разнообразны, многочисленны и сложны. Среди них выделяются физиологические, социальные и духовные нужды. Каждая конкретная нужда может по-разному восприниматься отдельными людьми. Это зависит от уровня образованности и культуры, характера и интересов каждого человека. Если же какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из создавшегося положения. Выхода может быть два: либо найти возможность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отказаться от ее удовлетворения. Нужда человека в конкретной жизни проявляется через потребности. Потребности — это прежде всего желания людей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие. В экономической литературе встречаются и другие определения потребностей. К примеру, потребности — это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, и т.д. Множество определений сущности потребностей закономерно, так как они с разных сторон отражают объективное состояние человека, которое выражается через множество объектов, способных удовлетворить нужду тем способом, который зависит от уровня культуры, жизненного уклада, традиций и особенностей личности человека или общества в целом. Понятия потребности и нужды отождествлять нельзя. Между ними существуют различия. Например, мастер-строитель может считать, что сельскому жителю нужна печка для ооогрева, работающая на твердом топливе, в то время как на самом деле ему нужен собственный дом. При появлении возможности отапливать дом за счет центрального водяного отопления, которое обойдется дешевле, у сельского жителя возникнет новая потребность (в водяном отоплении), но нужда останется прежней (собственный дом). Следовательно, можно сказать, что под потребностью понимают нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах. Потребность относится к числу первичных экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил, стимулирующих производственно-экономическую деятельность. Природа потребностей чрезвычайно разнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности, заложенные в организме человека самой природой. К ним относятся биологические потребности, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С развитием цивилизации расширяется круг таких потребностей и изменяется их характер. С другой стороны, человек - существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Следовательно, многие его потребности возникают из того, что он живет среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных групп, государства, общества порождает возникновение общественных потребностей. С образом и уровнем жизни людей теснейшим образом связаны потребности. Связь с образом жизни проявляется через характер потребностей. Они могут быть возвышенными и низменными, рациональными и иррациональными, вредными. Связь с уровнем жизни проявляется через уровень удовлетворения потребностей людей. Исходя из этого, различают реальные и нормативные потребности. Реальная потребность - это запрос конкретных людей или группы людей на получение определенного количества благ и услуг. К примеру, если женщина желает иметь пять платьев и шесть пар туфель, то это и есть ее реальная потребность. Нормативная потребность характеризуется нормой потребления, которая устанавливается исходя из анализа, расчета,, опыта и возможностей. Предположим, на сегодняшний день женщине достаточно иметь четыре платья и четыре пары туфель, чтобы элегантно выглядеть. Это и будет норма потребления одежды и обуви. Кстати, существуют целые научно-исследовательские институты, которые занимаются разработкой научно обоснованных норм потребления продуктов питания, бытовой техники, одежды, обущ и т.д. Потребности людей удовлетворяются через потребление, а чтобы потреблять, необходимо производить. Между производством и потреблением, как граничными (крайними) стадиями воспроизводственного процесса, существует тесная связь. Производство формирует потребности. Потребности в свою очередь ориентируют производство на создание новых ценностей и благ для удовлетворения определенных потребностей человека. Наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом развития производства, его технического прогресса. Как же согласовать между собой производство и потребление? Существует непреложная истина: "Потреблять можно только то, что произведено". Потреблять больше того, что произведено или запасено, невозможно. Без собственного производства благ рано или поздно наступает спад потребления со всеми вытекающими последствиями. На бытовом уровне может господствовать мнение, что уровень потребления зависит только от доходов и цен на товары. Чем выше доходы и ниже цены, тем выше и объем потребления товаров. Конечно, в реальной жизни так и происходит. Тот, у кого больше денег, может купить больше товара, и, следовательно, больше потребить, а тот, у кого денег меньше, будет и потреблять меньше. Общий объем потребления никак не может быть больше того количества товаров, которое произведено. Таким образом, производство - это исходный пункт, в котором создаются продукт, а точнее, материальные блага и услуги. Будучи созданными в процессе производства, эти блага завершают свое движение в потреблении. В таких условиях возникает вопрос: является ли потребление конечной целью производства? Экономисты сходятся во мнении, что потребление является конечной целью производства только во внерыночных системах хозяйства. Однако в условиях рыночного хозяйства непосредственная цель производства — получение прибыли. Именно эта цель и позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. На практике взаимосвязь между потребностями и производством проявляется через отношения между производителем и потребителем. Производитель создает предметы потребления, потребитель их потребляет. Один без другого они существовать не могут. Характер взаимодействия между производителями и потребителями зависит от типа экономических систем, наличия товаров на рынке, степени монополизации производства и т.п. К примеру, в экономике планово-централизованного типа, где производитель заинтересован в выполнении планов, а не в удовлетворении потребностей потребителя, возникает дефицит товаров. В таких условиях потребитель становится целиком зависимым от производителя и возникает так называемый диктат производителя. В экономике с господствующими рыночными отношениями рыночные цены выравнивают спрос и предложение на товары и услуги и благодаря этому потребители и производители становятся равнозависимыми друг от друга. В условиях же конкуренции воздействие потребителей на производителей бывает столь велико, что говорят о диктате потребителей. Существуют даже специальные законодательные акты и создаются общества, направленные на защиту прав потребителей. Для экономики лучше, если оы отношения между потребителями и производителями строились на сотрудничестве, а не на противостоянии. Мировой философской и экономической наукой доказано, что теория материального производства на Земле может быть весьма точно представлена в виде спирали производства —потребления. Тысячелетия, в течение которых идет гонка по этой постоянно раскручивающейся спирали, лишили смысла вопрос о том, что лежит в ее начале, что приоритетнее - производство или потребление. В XX в. эта гонка приняла совершенно иное, в известном смысле неожиданное содержание. Если на протяжении многих веков человечество считало, что наращивание производства и потребления — это "хорошо", то сегодня такое наращивание почти "плохо". Это связано с тем, что при современных темпах потребления ресурсов и их прогнозированном увеличении подавляющее большинство важных и невозобновляемых ресурсов станет большим дефицитом, а то и вообще исчезнет. Конечно, с помощью на- учно-технического прогресса люди сумели расширить границы воображаемого экономического и экологического пространства, в котором происходит эта гонка. Однако не следует забывать, что достигнутая скорость "раскручивания" спирали сегодня значительно превышает скорость расширения этого пространства. Следовательно, реальность такова, что сложившаяся традиция неуклонного и постоянного повышения производства и потребления сегодня неприемлема, тем более несовместима с благополучием завтра. События последних десятилетий убедительно свидетельствуют в пользу именно такого вывода. Сделав такие выводы, человечеству придется признать наступление качественно новой объективной реальности. Такая реальность может быть сформулирована как соответствие потребностей человечества наличным ресурсам Земли. Отличие ее от прежней реальности заключается в том, что она выступает продуктом целенаправленной, а не стихийной, как ранее, реакции общественного сознания всего человечества на реально произошедшие изменения в условиях обитания человека. Итоговый вывод состоит в том, что дальнейший технологический прогресс будет осуществляться не по пути увеличения масштабов использования вещественной и энергетической составляющих природы, а по информационному направлению; с нацеленностью не на безграничный рост уровня жизни, а на повышение ее качества. Классификация потребностей и их структура. Прежде чем рассматривать классификацию потребностей и их структуру, мы должны иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества, и что нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей и установить его практически невозможно. Классификации потребностей уделялось внимание начиная с древних времен. По крайней мере со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время в основу классификации потребностей положены выводы американского психолога и экономиста А.Маслоу. Он считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А.Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что перечисленные потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают либо в виде треугольной пирамиды, либо лестницы потребностей. Существуют и другие теории классификации потребностей, в частности теория К.Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста, которые соответствуют классификации А. Маслоу и также имеют иерархическую структуру. Д.Мак-Югелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти, которые не имеют иерархической структуры и их взаимодействие зависит от индивидуальной психологии человека. В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные (максимальные), действительные (подлежащие удовлетворению), фактически удовлетворяемые. Абсолютные (максимальные) потребности-этопотребности, которые ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе. Действительны епотребности - это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса. Выступают они в форме платежеспособного спроса. Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса. В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на: материальные (удовлетворение физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода); духовные (удовлетворение потребностей в образовании, культуре, отдыхе, вере, творчестве и т.д.); социальные (возможности человека реализовать свои способности, занять положение в обществе, продвинуться по службе, милосердии и т.д.). С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребности. К элементарным (физиологическим) потребностям относятся те, которые связаны с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (удовлетворение в пище, одежде, жилище и т.п.). К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые непосредственно связаны с благосостоянием людей. Это и потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость и уровень безработицы, социальное обеспечение, экологическая безопасность и т.д. В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом, потребности классов, социальных групп, потребности отдельных людей (личные потребности). Потребности общества могут быть представлены в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных. Если говорить более конкретно, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д. Потребности классов, социальных групп могут быть представлены как потребности людей, объединившихся по общим интересам. К примеру, туристы нуждаются в соответствующем снаряжении, шахматисты - в шахматном клубе, любители купания — в бассейне и т.д. Личные (потребности отдельных людей) распространяются на одежду, обувь, пищу, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Словом, личные потребности - все то, что необходимо каждому человеку. Они делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. К примеру, потребность в пище - насыщаемая, потребность в одежде - менее насыщаемая, потребность в деньгах - ненасыщаемая. Потребность в познании вообще не имеет четко выраженного предела, недаром говорят: "Век живи - век учись". Семейные потребности по видам и структуре близки к личным, но могут возникнуть дополнительные потребности, связанные с семейной жизнью, например потребность в средствах по уходу за детьми и т.д. С учетом очередности удовлетворения потребностей их делят на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). К первичным потребностям относят самые насущные потребности человека, без которых он существовать не может, причем они не могут быть заменены другими. К примеру, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот, хотя одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо — грибами, животное масло — растительным. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, могут быть замещены одни другими. Например, вместо кино можно сходить в театр. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека. Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Эта классификация в большей части связана с предыдущей. В самом деле, первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, но быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить (например, потребность в питании, утолении жажды и т.д.). Вторичные потребности эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить. В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности делятся на производственны е - потребление средств производства и рабочей силы в процессе производства - инепроиз- водственные - потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное потребление. Потребности бывают также экономические и неэкономические. К экономическим потребностям относят те, для которых необходимо производство, т.е. те, которые в готовом виде не встречаются. К неэкономическим потребностям относят те потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.). И наконец, в зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности. При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно соблюдаться требование полноты. Это значит, что каждый элемент структуры потребностей должен быть отнесен к той или иной группе. Безусловно, выполнение этого требования затруднено, так как нам пока не известен полный перечень потребностей человека. Следует учитывать и то обстоятельство, что не всегда можно провести четкую грань между различными видами потребностей. К примеру, прием пищи во многих религиях и духовных учениях рассматривается не только как физиологическое, но и как духовное действие; жилище является не только защитой от непогоды, но и местом общения, духовного совершенствования и т.д. Таким образом, можно утверждать лишь то, что определенная потребность может рассматриваться исходя из сложившейся ситуации как преимущественно физиологическая, духовная или социальная. Наряду с рассмотренной общей схемой классификации потребностей могут рассматриваться и частные схемы, связанные со спецификой анализируемой проблемы. К примеру, для юриста будет естественным деление потребностей на законные и незаконные, для врача — на полезные (здоровые) и вредные и т.д. При классификации потребностей (рис. 4.1) должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения. К примеру, для материальных потребностей человека, связанных с удовлетворением его физиологических потребностей, выделяют три основных уровня: минимальный, нормальный и уровень роскоши. Минимальный обеспечивает выживание человека и возможность появления социальных и духовных потребностей. Нормальный — это оптимальный уровень удовлетворения потребностей, когда потребительский бюджет считается достаточным для гармоничного развития личности человека. Уровень роскоши — это такое удовлетворение потребностей, при котором оно становится самоцелью и(или) средством демонстрации высокого общественного положения. На этом уровне человек "живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить". Рассмотренные уровни не исчерпывают всех ступеней удовлетворения физиологических потребностей. Однако исторически доказано, что у большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру социальных и духовных потребностей. Все великие философы и религиозные деятели призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Известны по этому поводу высказывания Сократа. Увидя выставленные на продажу предметы роскоши, он воскликнул: "Сколько существует вещей, которые мне не нужны!" Многочисленными исследованиями установлено, что люди со скромными физиологическими потребностями, как правило, живут дольше и духовно активнее остальной части населения. Потребность Социальные в роскоши I________ и духовные I_________________ потребности Нормальные физиологические потребности Минимальные потребности Рис. 4.1. Структура потребностей человека Ступенчатая кривая на рис. 4.1 показывает различный уровень нормальных физиологических потребностей в зависимости от видов деятельности и социального положения людей. Для социальных и духовных потребностей также могут быть определены уровни удовлетворения, но на них существенное влияние будут оказывать индивидуальные особенности людей. Законы потребления. В широком смысле слова потребности человека безграничны. Они эластичны и постоянно меняются. Если у нас достаточно пищи и одежды, чтобы избавиться от голода и холода, мы стремимся удовлетворить другие потребности. Даже трудно представить, что когда-нибудь может осуществиться утопическая идея о "молочных реках в кисельных берегах", когда будут удовлетворены все потребности. Это невозможно хотя бы потому, что, во-пер- вых, ресурсы неравномерно размещены на нашей планете, во-вторых, даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. И даже когда основные (главные, первичные) потребности будут насыщены, люди перейдут к тому, чтобы изменять способы удовлетворения тех же первичных потребностей. Они будут лучше и разнообразнее питаться, чаще обновлять свой гардероб, превращая одежду в способ выражения индивидуальности, будут покупать более комфортабельные автомобили и т.д. Требования растут. Планка уровня жизни повышается. Одновременно мы хотим иметь больше хороших картин живописи, произведений литературы, музыки, больше путешествовать и пр., т.е. того, что расширяет наши интеллектуальные возможности, тем более, что к человеческим потребностям относятся потребности не только индивидуальные, но и семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства. Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном, так и в качественном отношении. Такую тенденцию и закономерность в экономической теории называют законом возвышения потребностей. Его действие указывает не только на стремление к количественному возрастанию потребления, но и к изменению структуры потребностей, расширению их круга, разнообразия, смещению приоритетов, развитию взаимозаменяемости, качественному совершенствованию. Прогресс человечества, рост культуры и знаний, расширяющиеся возможности научно-технического прогресса неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации. Суть закона убывающей интенсивности, или закона насыщения потребности, заключается в том, что человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности. Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя можно полностью удовлетворить, насытить, например потребность человека в операции аппендицита вполне удовлетворяется одной операцией, или еще пример: даже самому большому любителю пива для насыщения достаточно десятка бутылок. Если же говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они действительно не ограничены, беспредельны. ПРОИЗВОДСТВО И РЕСУРСЫ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА В узком смысле понятие "производство" обычно ассоциируется с процессом изготовления материальных благ для удовлетворения потребностей, в более широком — экономисты к производству относят любую деятельность людей, благодаря которой они удовлетворяют свои потребности.^Поскольку природа не может обеспечить человека комплексом удобных для потребления благ, их необходимо производить, используя не только естественные ресурсы, но и способности самого человека. Поэтому производство является объективной необходимостью и осуществляется в результате взаимодействия человека и природы и людей между собой. В экономической теории общепризнан факт, что в производство включается как создание материальных благ, так и оказание самых разнообразных услуг (образовательных, здравоохранения, услуг работников культуры и искусства, транспортных и т.д.). В экономической литературе существуют различные трактовки понятия "производство". Это объясняется тем, что между производством машин и выступлением артистов, чтением лекций и проведением бухгалтерской ревизии есть существенные "технологические" различия. Согласно марксистской экономической теории производство выступает решающей сферой хозяйственной деятельности. Если марксистская теория рассматривает распределение и обмен как связующие звенья между производством и потреблением, то западная — как решающие сферы хозяйственной деятельности. Само же слово "экономика", по их мнению, появляется лишь тогда, когда возникает обмен, а распределение осуществляется при помощи объективных рыночных (целевых) сигналов. Для марксистской теории характерно деление производства на материальное и нематериальное (духовное), на производственную и непроизводственную сферы деятельности экономики. К материальному производству относятся те сферы экономики, в которых изготавливаются материальные предметы, вещественные ценности, оказываются материальные услуги (к примеру, перевозка груза, стирка белья), выполняются строительные, монтажные, земельные, ремонтные работы. К нематериальному производству относятся сферы, где создаются духовные блага и услуги (образование, здравоохранение, культура, искусство и др.). В принципе такое деление имеет право на существование, если исходить из первичности и вторичности удовлетворения человеческих потребностей. Общепризнанным в экономической литературе является то положение, что производство представляет собой процесс создания не только товаров, но и услуг путем переработки сырья, материалов, использования оборудования и труда работников. Следовательно, конечным результатом производства являются товары и услуги. Чтобы их получить больше и дешевле, необходимо наиболее рационально использовать все имеющиеся элементы производства. От этого зависят уровень издержек производства и прибыль субъектов хозяйствования. На рациональное использование элементов производства огромное влияние оказывают применяемые технологии. Технология - это совокупность способов и методов, основанных на научных знаниях и используемых при обработке сырья, материалов, полуфабрикатов, а также при сборке готовых изделий определенными орудиями труда. Технологические методы изготовления товаров и услуг постоянно совершенствуются в процессе развития и накопления научных знаний. Для экономистов важно в них ориентироваться, так как от применяемой технологии и методов производства, машин и оборудования во многом зависит увеличение выпуска продукции при прежних или меньших количествах ресурсов. Главным направлением повышения эффективности производства и решения проблемы "затраты — выпуск" в условиях ограниченности ресурсов является использование энерго- и трудосберегающих, без- и малоотходных технологий, развитие биологических и электронных технологий. С технологией тесно связана применяемая в производстве техника (машины, оборудование, приборы, инструменты и др.). Источником любого производства являются ресурсы, которыми располагает то или иное государство. Экономическая теория характеризует ресурсы как совокупность природного, социального и духовного в процессе производства товаров, услуг и иных ценностей. Ресурсы принято делить на четыре группы: 1) природные — естественные, имеющиеся в природе экономические, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна. Они в свою очередь делятся на исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые; 2) материальные (капитальные) — все созданные руками человека средства производства (орудия и предметы труда), которые сами являются результатом производства и находятся в материально-вещественной форме; 3) трудовые — экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. Трудовые ресурсы обычно оцениваются по трем параметрам: социально-демографичес- кому, профессионально-квалификационному и культурно-образова- 4) финансовые (инвестиционные) - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает общество и в состоянии выделить их на организацию производства. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия "поступления и расходов", распределения денежных средств, их накопления и использования. Значимость отдельных видов ресурсов определялась в зависимости от применяемой технологии производства. Например, в доин- дустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном — материальным, в постиндустриальном — интеллектуальным и информационным ресурсам. Различают базовые и производные ресурсы. К базовым относят природные, материальные и трудовые ресурсы, так как они присущи производству на любой исторической ступени его развития. К производным относятся финансовые ресурсы, появившиеся с возникновением товарного производства, рыночных отношений. Наряду с понятием "ресурсы производства" в экономической литературе используется понятие "факторы производства". Что же общего и каковы различия между этими понятиями? Общим является то, что как ресурсы, так и факторы являются одними и теми же природными и социальными силами, с помощью которых осуществляется производство. Различие состоит в том, что к ресурсам относят те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство, а к факторам — ресурсы, уже реально вовлеченные в процесс производства. Следовательно, понятие "ресурсы" более широкое, чем "факторы". Понятие "факторы" производства применяется тогда, когда ресурсы вовлечены в непосредственный процесс производства и взаимодействуют между собой. Значит, факторы есть не столько производственные ресурсы, сколько производственный потенциал экономики.
![]() |