Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПРОИЗВОДСТВО И РЕСУРСЫ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА 2 часть



Задачи и функции экономической теории. Задачи экономичес­кой теории как науки и учебной дисциплины определяются ее пред­метом и функциями. Можно выделить познавательную, практичес­кую и мировоззренческую функции экономической теории. Познава­тельная функция состоит в том, что в категориях и принципах, зако­нах и закономерностях экономическая теория выражает самые су­щественные процессы общественного развития, обеспечивает позна­ние сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распреде­ления, обмена и потребления, всех элементов и структур народного хозяйства. В центре внимания экономической теории находится че­ловек с его потребностями и интересами, отношением к другим чле­нам общества, к материальным элементам производительных сил.

Исходной ступенью познания экономики является выделение экономических категорий. Экономические категории — это выраже­ние в обобщенной абстракции общественно-производственных отно­шений, производительных сил и их взаимосвязей. Это наиболее су­щественные, причинно-следственные качественные признаки и чер­ты явлений и процессов. Основные категории рыночной экономи­ки — товар, деньги, экономические блага, полезность, спрос, предло­жение, цена, финансы, кредит и др. Высшая ступень познания эконо­мики — выражение ее развития в экономических законах.

Экономические законы устанавливают существенные причин- но-следственные взаимосвязи, взаимодействия общественно-про­изводственных отношений, проявляющихся объективно в действиях субъектов отношений (работников, потребителей, продавцов и поку­пателей, бизнесменов и хозяйственников). Существуют объектив­ные экономические законы возвышения потребностей, роста про­изводительности труда. В рыночной экономике действуют законы спроса и предложения, стоимости, закон возрастания вмененных из­держек, закон денежного обращения и др.

Экономические принципы — частные обобщения процессов разви­тия общественных явлений, хозяйственной деятельности, выступаю­щие как формы реализации, использования экономических законов. "Экономикс" не проводит различий между этими понятиями, в час­тности между законами и принципами, называя их обобщениями или констатацией "закономерностей в экономическом поведении инди­видов и институтов"[1].

В марксистской политической экономии принципы выделялись в планировании, распределении и экономическом стимулировании, организации заработной платы и в некоторых других сферах. Эконо­мические теории дают обобщения в системе категорий, законов, принципов, множества фактов и явлений в определенной системе. Это "модель, упрощенная картина или схема какого-либо сектора экономики... Теории — хорошие теории — основываются на фактах и потому они реалистичны"[2].

Существуют теории производства, теории потребления, теории ценообразования, теории монополии и фирмы и теории по другим принципиальным вопросам экономических и организационных от­ношений жизни общества.

Не следует смешивать экономическую теорию как науку, выра­жающую в системе понятий, категорий и законов объективные сущ­ностные процессы всей экономической жизни общества, и экономи­ческие теории, дающие определенные подходы отдельных ученых или школ (направлений) в науке к раскрытию (объяснению) взаи­мосвязей отдельных явлений и процессов. Так, существуют теория денег и теории (металлическая, номиналистическая, количествен­ная) денег, теория стоимости и теории (трех факторов, трудовая, спроса и предложения) стоимости.

Экономическая теория имеет огромное практическое значение, т.е. выполняет практическую функцию. Во-первых, она приводит в систему, в определенный порядок всю массу явлений и процессов экономической жизни, во-вторых, создает заинтересованность и воз­можность в действиях индивидов и, в-третьих, вырабатывает прин­ципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной эконо­мики. Экономическая теория обосновывает ориентиры хозяйствен­ной деятельности, эффективные направления использования ресур­сов, пути и способы объективного воздействия через экономические формы (категории) на удовлетворение потребностей. Кроме того, она вырабатывает механизм хозяйствования, его структуру и элемен­ты, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики, оп­ределяющие их целесообразное поведение. При этом выделяются достижения и недостатки отдельных процессов. В "Экономиксе" проводится различие между позитивной (изучает то, что есть) и нор­мативной (изучает то, что должно быть) экономикой.

Экономическая теория и экономическая политика. Экономичес­кая теория, обобщая факты развития экономики, дает возможность не только определить целесообразность и приоритетность удовлетворе­ния потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспектив­ные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую страте­гию и экономическую политику. Основываясь на экономической тео­рии, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации целей и социально-экономичес­ких задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты эко­номической стратегии и направления, способы, механизм функциони­рования общественной системы. Программа экономических преобра­зований республики определена в "Основных направлениях экономи­ческого и социального развития Республики Беларусь до 2000 года". В качестве главной стратегической цели социально-экономических пре­образований в ней определено: повышение жизненного уровня бело­русского народа и постепенное приближение его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств. Основным сред­ством достижения стратегической цели является стабилизация и даль­нейший рост производства товаров и услуг. Денежно-кредитная, бюд- жетно-налоговая, ценовая, внешнеэкономическая и другие направле­ния экономической политики государства должны обеспечивать это развитие. Поставленной цели наиболее отвечает модель социально ориентированного рыночного государства, предполагающего соедине­ние преимуществ современной высокоразвитой рыночной экономики и эффективной социальной защиты граждан, создание открытого гу­манного, цивилизованного, правового общества.

Экономическая теория способствует формированию системного, научного мировоззрения, дает представление не только об экономи­ческой, но и социальной направленности развития общества, в кото­ром мы живем. Соотношение социального и экономического в разви­тии общества и форма управления, регулирования определяют ха­рактер той или иной системы. Различают свободно развивающуюся, социально ориентированную и регулируемую рыночные системы.

Познание экономических процессов и явлений, развития эконо­мики с определенными целевыми установками (более полное удов­летворение потребностей, эффективное использование ограничен­ных ресурсов, рациональный выбор) формирует экономическое мыш­ление и экономическое сознание, порождает потребность в специаль­ном экономическом образовании. Осознанный экономический мо­тив в поведении субъектов общественно-производственных отноше­ний превращается в целенаправленную деятельность, обеспечиваю­щую ее высокую эффективность.

Современные задачи экономической теории связаны с обоснова­нием программ обеспечения экономического суверенитета нацио­нальных экономик республик бывшего Союза, а теперь — суверен­ных государств, перехода к рыночной системе хозяйствования, выхо­да из экономического кризиса и обеспечения в перспективе стабиль­ного и высокого жизненного уровня населения.

Итак, в числе главных задач изучения экономической теории на современном этапе развития нашей страны можно обозначить выяв­ление таких особенностей, как:

переход общества от командно-административной системы к ры­ночной;

формирование механизма хозяйствования, предполагающего различные системы, и обоснование экономической политики для смешанной экономики;

выход из социально-экономического кризиса и достижение ста­билизации экономического развития;

становление национальной рыночной экономики.

Для решения этих задач необходимы научные методы познания экономики, изучение реальной действительности и умелое использо­вание достижений мировой экономической мысли.

1.5. МЕТОД ПОЗНАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Вопрос о методе экономической теории имеет двоякое объясне­ние: как метод науки и как метод учебной дисциплины. Метод науки (или методология) — это принципы, подходы, формы и способы поз­нания. Познание экономических процессов отличается от познания естественных процессов прежде всего невозможностью их воспроиз­ведения, например, в лабораторных условиях. Вместе в тем экономи­ческая наука основана на общей методологии естественных и общес­твенных наук и отражает подходы мировой науки к исследованию экономической жизни.

Общенаучными методами познания и методами экономической теории являются метод научной абстракции; диалектический (един­ство количественного и качественного анализа, развитие, преодоле­ние противоречий); методы индукции и дедукции; анализ и синтез; системный подход; метод единства исторического и логического и др.

Исходным методом является обобщение сущности экономичес­ких явлений и процессов в абстрактных по форме выражения, но ре­альных по связи с практикой категориях и законах, принципах и ме­тодах, выражающих глубинные причинно-следственные связи и за­кономерности экономического развития. Важная ступень позна­ния — это движение от" общего к частному, от абстрактному к кон­кретному. При этом наблюдении явления экономической жизни обобщаются в абстрактных понятиях и проверяются на практике.

Экономические явления рассматриваются диалектически, т.е. в их развитии (возникновении, зарождении, зрелости, отмирании), в борьбе противоположностей, разрешении противоречий, с выделе­нием количественных и качественных сторон. Сейчас, как и в про­шлом, целые научные направления и школы ведут исследования пос­редством простого описания непосредственно видимых фактов и яв­лений. Научное знание на этом не останавливается. Путем анализа и синтеза, систематизации наблюдений оно проникает в суть явлений, выделяет наиболее характерные и сущностные признаки, формули­рует законы и закономерности. Экономисты пользуются приемами индукции (вывод теории из фактов и наблюдений) и дедукции (фор­мирование гипотез и подтверждение их фактами).

Экономические явления исследуются системно, т.е. по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости. Диалектика и системность предполагают использование исторического и логического подходов к экономическим явлениям и процессам. Кроме того, экономисты применяют статистические, экономико-математические, програм­мные, экспериментальные и другие частные методы с учетом специ­фики экономической теории и экономической науки, способов дос­тижения экономических целей, удовлетворения потребностей с наи­более эффективным использованием ограниченных ресурсов.

Представители различных научных школ четко определили су­щественные черты научного метода. Общепризнаны законы диалек­тики немецкого философа Гегеля, которые В.И. Ленин применил к анализу явлений общественной жизни, создав так называемый исто­рический материализм. В.И.Ленин выразил теорию научного позна­ния в краткой и емкой формуле: от живого созерцания к абстрактно­му мышлению и от него к практике. П.А.Самуэльсон в книге "Эконо­мика" ставит вопрос: "Что не следовало бы называть экономической теорией?", делая упор на различия экономического анализа и описа­ния здравого смысла и бессмыслицы. Он предупреждает о диктатуре слов, о важности единства теории и практики, взаимосвязи в систе­мах целого и части, предупреждает об ошибочности доказательств, построенных на ненаучных методах. В "Экономиксе" К.Р.Маккон- нелл и С.Л.Брю выделяют в методологии позитивную и норматив­ную экономику.

Можно отметить существенные различия метода марксис- тско-политической экономии и "экономике". Первый, основываясь на общих законах диалектики, игнорировал достижения других эко­номических школ мировой науки, отличался большей степенью аб- страгированности и вместе с тем политизированным отражением и обоснованием экономической жизни. Марксистская экономическая наука была в значительной степени служанкой экономической поли­тики, обоснованием "догм", возводимых в ранг экономических зако­нов и принципов. За внешней видимостью большой научности изло­жения скрывалась оторванность от жизни, от реальной действитель­ности. В отличие от политической экономии метод экономической теории усиливает количественную характеристику явлений, дает анализ поведения субъектов хозяйствования.

Метод "экономике", как и сам учебный курс, отличается практич­ностью подходов, количественных и качественных характеристик, математических и графических выражений причинно-следственных зависимостей конкретных жизненных процессов в экономике, в час­тности спроса и предложения, движения цен и инфляции, доходов и налогов, прибыли и инвестиций, благ и услуг, зарплаты и потребнос­тей. "Экономикс" предупреждает экономистов о необходимости из­бегать поверхностных заключений, ошибочного употребления кате­горий, смешания причины и следствия и др. При исследовании эко­номических явлений следует учитывать единство исторического и логического подходов к общей оценке исторического развития об­щественной системы.

1.6. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Элементы экономических знаний и экономической науки накапли­вались, начиная с глубокой древности. Они изучаются, как и основ­ные направления и школы мировой экономической теории, в специ­альном курсе истории экономических учений.

Экономическая теория как наука начинается с того момента, когда она стала выступать как система знаний о развитии экономики, общес­тва со своими законами и закономерностями, принципами и методами. По признанию историков экономической мысли, это произошло в XVII — XVIII вв. — в период становления капитализма (при формаци- онном подходе к исторической классификации этапов развития общес­тва). Первой школой экономической теории был меркантилизм, а ее представитель — француз А. Монкретьен в работе "Трактат политичес­кой экономии" (1615) ввел это понятие в научный ооорот. Основными объектами исследования меркантилистов были сфера обращения, тор­говля, особенно внешняя, а экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у мерканти­листов — внешняя торговля. Выразителями меркантилизма были ан­гличанин Т. Мен и Ж. Б. Кольбер.

Экономическая теория вначале развивалась как политическая экономия, хотя в последние десятилетия XIX в. термин "политичес­кая экономия" стал заменяться на Западе словом "экономика". Поя­вились теории, нейтральные к социальным проблемам; экономика стала изучаться с помощью новых методов, освобожденных от трудо­вой теории стоимости, классовых интересов. Подтверждением тому служит положение, выдвинутое А.В. Аникиным в работе "Юность науки": "Добрых 150 лет после Монкретьена политическая экономия рассматривалась преимущественно как наука о государственном хо­зяйстве, об экономике национальных государств... С созданием клас­сической школы буржуазной политической экономии ее характер из­менился и она стала превращаться в науку о законах хозяйства вооб­ще, в частности об экономических отношениях классов"[3].

Свое подлинное развитие экономическая теория начинает с клас­сической школы. В основных работах ее представителей — У.Петти "Трактат о налогах и сборах" (1662), Ф.Кенэ "Экономическая табли­ца" (1758), А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776), Д.Рикардо "Начала политической экономии и налогового обложения" (1817) — дана история становления и форми­рования экономической теории как науки.

В середине XVIII в. новое направление экономической теории возникло во Франции, как реакция на меркантилизм. Основатель направления Ф.Кенэ и его последователи А.Р.Тюрго, В.Мирабо счи­тали, что главной сферой экономики является производство и пре­жде всего земледелие, а земледельческий труд — производительным. Производительный капитал они подразделяли на первоначальные и ежегодные авансы. В своей "Экономической таблице" Кенэ дал ана­лиз общественного воспроизводства и распределения общественного продукта между тремя классами: "производительным", "земельных собственников" и "бесплодным".

Классическая школа окончательно и всеобъемлюще перенесла ис­следование из сферы обращения в сферу производства и воспроиз­водства, положила начало трудовой теории стоимости. Ее представи­тели проводили исследования производственных отношений в тес­ной связи с производительными силами — с развитием земледелия, мануфактуры, промышленности. В трудах классиков дается соци­альная оценка общественного развития, объединены экономический и социальный аспекты общественного развития.

Ко второй половине XIX в. и началу XX в. из классической школы выделились несколько направлений. Известный американский исто­рик Б.Селигмен в книге "Основные течения современной экономи­ческой мысли" (М., 1968) первую ее часть назвал бунтом против фор­мализма, протестом представителей исторической школы, осознани­ем роли человека. Одно из выделенных им направлений — неокласси­ческое — представлено работами К.Менгера, Э.Бём-Баверка, Л.Валь- раса, Дж.Б.Кларка, А.Маршалла. В нем он выделяет историческую школу (В.Зомоарт, М.Веблен), институционализм (Т.Веблен, Дж.Гэлорейт), маржинализм (Дж.Б.Кларк, К.Менгер, Ф.Хайек), или теорию предельной полезности и предельной производительности. Неоклассики ведут исследование конкретных хозяйственных про­цессов, поведения предприятий и фирм, механизма свободного рын­ка, конкуренции. По их мысли, государство должно поддерживать условия развития рынка, конкуренции, но не вмешиваться в хозяй­ственную деятельность. Неоклассическое направление как теория свободного предпринимательства возродилось в 70 — 80-е гг. ъ моне­таризме (главные представители М.Фридман, Ф.Хайек и др.), т.е. в теории, где деньги и денежное обращение — главные пружины ры­ночного регулирования и саморегулирования, способные обеспечи­вать устойчивость, бескризисное развитие экономики.

Одним из постклассических направлений конца XIX в. стал мар- ксизм-ленинизм. К.Маркс в "Капитале", Ф.Энгельс в "Анти-Дюрин- ге", В.ИЛенин в "Империализме, как высшей стадии капитализма" исследовали зарождение, развитие и трансформацию капитализма в империализм и государственно-монополистический капитализм. На основе конкретного анализа развития капитализма своего времени они создали трудовую теорию стоимости и прибавочной стоимости, теорию накопления и движения капитала и доходов, механизм фун­кционирования и раскрыли противоречия буржуазного общества. В экономической теории К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина доказы­вались преходящий характер капитализма, возможность и некото­рые направления практического построения социализма и комму­низма в одной отдельно взятой стране, а затем в системе стран. Сей­час идет критическое переосмысление основных положений мар­ксистско-ленинской политэкономии. Мировая наука признает метод исследования и теорию К.Маркса для анализа экономики своего вре­мени, но считает, что нельзя догматически переносить его на анализ современной экономики, рыночную систему. Марксистско-ленин­ская политэкономия страдала абстрактностью изложения. В эконо­мической теории необходимо использовать весь потенциал экономи­ческой мысли: и абстрактной и конкретной, и левой и правой, не от­брасывая целиком, а выбирая из каждой из них то, что рационально способствует разрешению хозяйственных, экономических задач.

Кейнсианство выделилось в экономической теории в 30-е гг. XX в. как самостоятельное направление. В работах Дж. Кейнса, в частнос­ти в книге "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), обос­нованы методы государственного регулирования экономики, кото­рые позволяют избежать безработицы. Инструменты макроанализа экономики — финансы, кредит, денежное обращение, способствова­ли формированию эффективного спроса. Предусматривались меры воздействия на склонность к потреблению.

В первой половине 50-х гг. неокейнсианство (Р.Харрод, ЕДомар, Э.Хансен и др.) восприняло основные положения теории Кейнса, разработало теории темпов и факторов роста, модели экономическо­го роста. Главный упор делался на эффективное сочетание факторов, которые бы в условиях свободной конкуренции обеспечили увеличе­ние производства при наименьших затратах труда и капитала.

В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования про­изводства и свободного рыночного стимулирования. Была выдвину­та концепция "неоклассического синтеза" {Дж.Р.Хикс, П.Самуэльсон и др.) как сочетание государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанный тип экономики.

Российская экономическая наука в XIX — XX вв. была представ­лена различными школами, имела и имеет своих видных представи­телей. Всемирное признание получили выходцы из России — С.Куз- нец и В.Леонтьев. Среди Нобелевских лауреатов — советский эконо­мист Л.В.Кантарович. Заметны исследования в экономике А.В.Чая­нова, Н.Д.Кондратьева, Н.П.Макарова, А.Н.Челинцева и др.

Литература

Аникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса: 4-е изд. М., 1985.

Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. /Пер. с фр. М., 1995. Т. 1. С. 7 - 65. Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: В 2 ч. М., 1992. Ч. 1. Гл. 1. Маркс К. Капитал Т. 1. Предисловие к первому изданию. Послесловие ко второму изданию //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 5 - 22.

Экономическая теория: Учебник /Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. СПб., 1987. С. 3-32.

ГЛАВА 2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

2.1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Содержание экономической системы. Упорядоченная совокуп­ность элементов, обладающая организованностью, относительной замкнутостью и способностью выполнять ряд функций, которые не могут выполнить отдельные ее элементы, является системой. Для ха­рактеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции.

Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, раз­вивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем — домохозяйств, отдельных предприя­тий, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделе­ний и др. Развивающиеся экономические системы можно разделить на социально-экономические и технико-экономические (рис. 2.1).

Разные этапы развития экономической системы характеризуют­ся разными специфическими чертами. Известный исследователь экономических систем В.Черняк подчеркивает, что сложная эконо­мическая система имеет не только структурные, но и генетические связи[4]. Структура и специфические черты экономической системы есть продукт истории.

Любая экономическая или другая система является частью более крупной системы. Например, предприятие как экономическая систе­ма связано с деятельностью отрасли в целом, межотраслевыми эко­номическими системами, с экономической системой общества, а пос-

Р и с. 2.1. Развивающиеся экономические системы

 

ледняя в свою очередь связана посредством международной специа­лизации с экономическими системами обществ в других странах.

Экономическая система может рассматриваться и анализироваться на разных уровнях: это может быть уровень фирмы (предприятия), уровень макроэкономики или мировой экономики. Для каждого уров­ня могут быть определены свои характерные черты, обусловленные спецификой функционирования субъекта хозяйствования, производ­ственной системой или подсистемой. Однако могут быть и общие чер­ты, характеризующие как экономическую систему в целом, так и ее от­дельные звенья. Так, чертой экономики может служить то, открыта или закрыта экономика от внешнего воздействия. Если национальная эко­номика и ее звенья активно увязываются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается откры­той. Открытой является фирма, участвующая в кооперации труда, осу­ществляющая научно-техническое, торговое или иное сотрудничество с другими фирмами, корпорациями и т.д. В случае, если система зам­кнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутрен­ним потреблением, налицо закрытая система. Можно сказать, что зак­рытой по отношению к мировому хозяйству была мировая социалисти­ческая система хозяйствования, ибо сотрудничество в ней замыкалось рамками самой системы.

Существует объективная трудность в выделении границ эконо­мической системы общества. Например, сферы образования, науки, политики, права частично относятся к экономической системе, а час­тично вполне автономны, независимы от нее. Поэтому новосибир­ские ученые предложили схему экономической системы в виде ро­машки, лепестки которой (виды деятельности, сопряженные с эконо­мической сферой деятельности) частично попадают в центр, отражая тем самым связь с экономической системой, и одновременно нахо­дятся за его пределами, отражая независимость от нее (лепесток).


Р и с. 2.2. Экономическая система общества

К экономической системе общества (рис. 2. 2) относят не только производственную деятельность граждан, организаций и государ­ства, но и совокупность отношений, в рамках которых осуществляет­ся эта деятельность. В этой связи В.Г.Ясин выделяет организацион­ную структура и экономический механизм экономической системы1. Организационная структура — это состав организаций, типы органи­зационных отношений между ними, распределение функций, методы и процедуры их исполнения. Можно выделить организационную структуру производства и организационную структуру управления. Первая предполагает совокупность производственных комплексов, технологические и организационные отношения между ними. Вто­рая включает совокупность органов управления и взаимоотношения между ними. Взаимоотношения могут существовать в форме коорди­нации и субординации (равноправного партнерства и разделения ро­лей управляющих). В.Ясин подчеркивает, что если создать структу­ру, в которой будут два уровня — центральный и линейные, то для уп­равления большой экономической системой потребуется огромный аппарат, а центр не сможет справиться со своими обязанностями. По­этому лучшим способом управления является последовательное сое­динение элементов по уровням, т.е. иерархия организационных структур[5].

Хозяйственный механизм. Любому национальному производ­ству свойствен свой, особый механизм функционирования, обычно


называемый "хозяйственным механизмом". Он включает в себя орга­низационные формы производства и структуру управления послед­ним. Совокупность лиц, занимающихся управленческой деятельнос­тью, называется управленческим персоналом. Совокупность конкрет­ных хозяйственных действий и связей, используемых производ­ственными звеньями и управленческими структурами, также входит в содержание хозяйственного механизма.

Характер и структура хозяйственного механизма зависят от со­держания организационно-экономических отношений, которые в свою очередь наполнены содержанием структуры общественного производства. Например, большой удельный вес в экономике сельс­кого, лесного хозяйства, легкой промышленности, кожевенного и обувного производства предопределяет развитое местное самоуправ­ление, а отрасли обрабатывающей промышленности — общегосудар­ственное управление. В первом случае используется один тип хозяй­ствования, во втором — другой.

Хозяйственный механизм не только охватывает собой организаци­онно-экономические отношения, прямо связанные с производством и другими хозяйствующими структурами, но и проникает в социаль­но-экономические отношения и надстройку. Этим самым он охватыва­ет как первичные, так и вторичные экономические связи и хозяйствен­ные процессы. Дело в том, что хозяйственный процесс обычно строится и организуется так, как того желает владелец производства, его соб­ственник. Кооперативное производство применяет один принцип уп­равления, а государственный сектор — другой, а если речь идет о час­тном производстве, то здесь может применяться принципиально иной метод управления. Кроме того, ряд хозяйственных действий регламен­тирован законодательными актами. Так, доходами предприятий нельзя свободно распоряжаться до тех пор, пока не будут уплачены налоги, не будет произведен расчет за кредиты, а отходы производства не могут быть выброшены, ибо загрязняют природу, они должны быть утилизи­рованы. Таким образом, хозяйственный механизм охватывает не толь­ко чисто экономические, но и определенный спектр социально-эконо­мических и даже общественных отношений.

Если после проведенного анализа попытаться определить эконо­мическую систему общества, то можно сказать, что она представляет собой совокупность организационно-экономических отношений (материальный базис общества) и механизм хозяйствования и уп­равления общественным производством.

2.2. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В марксистской экономической теории основными элементами экономической системы являются производительные силы и экономи­ческие отношения. Производительные силы — это вещественные, энер­гетические, личностные и другие факторы, обеспечивающие производ­ство. Производительные силы изменяются, поэтому в каждый новый
период производства экономической системе присущи новый уровень и характер развития производительных сил. Экономические отношения представляют собой устойчивые связи и взаимодействие людей в про­изводстве, распределении, обмене и потреблении ими благ и услуг. Ос­новным производственным отношением является собственность. Про­изводительные силы — материально-вещественная сторона производ­ства, а производственные отношения — общественная сторона про­изводства, определяющая экономические роли определенных субъек­тов в экономике и формы развития производительных сил. Производи­тельные силы и производственные отношения вместе образуют эконо­мический базис общества, от которого зависят политические, идеологи­ческие и другие отношения и институты. Экономический базис и над-



Просмотров 729

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!