![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПРОИЗВОДСТВО И РЕСУРСЫ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА 2 часть
Задачи и функции экономической теории. Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить познавательную, практическую и мировоззренческую функции экономической теории. Познавательная функция состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях экономическая теория выражает самые существенные процессы общественного развития, обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления, всех элементов и структур народного хозяйства. В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями и интересами, отношением к другим членам общества, к материальным элементам производительных сил. Исходной ступенью познания экономики является выделение экономических категорий. Экономические категории — это выражение в обобщенной абстракции общественно-производственных отношений, производительных сил и их взаимосвязей. Это наиболее существенные, причинно-следственные качественные признаки и черты явлений и процессов. Основные категории рыночной экономики — товар, деньги, экономические блага, полезность, спрос, предложение, цена, финансы, кредит и др. Высшая ступень познания экономики — выражение ее развития в экономических законах. Экономические законы устанавливают существенные причин- но-следственные взаимосвязи, взаимодействия общественно-производственных отношений, проявляющихся объективно в действиях субъектов отношений (работников, потребителей, продавцов и покупателей, бизнесменов и хозяйственников). Существуют объективные экономические законы возвышения потребностей, роста производительности труда. В рыночной экономике действуют законы спроса и предложения, стоимости, закон возрастания вмененных издержек, закон денежного обращения и др. Экономические принципы — частные обобщения процессов развития общественных явлений, хозяйственной деятельности, выступающие как формы реализации, использования экономических законов. "Экономикс" не проводит различий между этими понятиями, в частности между законами и принципами, называя их обобщениями или констатацией "закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов"[1]. В марксистской политической экономии принципы выделялись в планировании, распределении и экономическом стимулировании, организации заработной платы и в некоторых других сферах. Экономические теории дают обобщения в системе категорий, законов, принципов, множества фактов и явлений в определенной системе. Это "модель, упрощенная картина или схема какого-либо сектора экономики... Теории — хорошие теории — основываются на фактах и потому они реалистичны"[2]. Существуют теории производства, теории потребления, теории ценообразования, теории монополии и фирмы и теории по другим принципиальным вопросам экономических и организационных отношений жизни общества. Не следует смешивать экономическую теорию как науку, выражающую в системе понятий, категорий и законов объективные сущностные процессы всей экономической жизни общества, и экономические теории, дающие определенные подходы отдельных ученых или школ (направлений) в науке к раскрытию (объяснению) взаимосвязей отдельных явлений и процессов. Так, существуют теория денег и теории (металлическая, номиналистическая, количественная) денег, теория стоимости и теории (трех факторов, трудовая, спроса и предложения) стоимости. Экономическая теория имеет огромное практическое значение, т.е. выполняет практическую функцию. Во-первых, она приводит в систему, в определенный порядок всю массу явлений и процессов экономической жизни, во-вторых, создает заинтересованность и возможность в действиях индивидов и, в-третьих, вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики. Экономическая теория обосновывает ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, пути и способы объективного воздействия через экономические формы (категории) на удовлетворение потребностей. Кроме того, она вырабатывает механизм хозяйствования, его структуру и элементы, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики, определяющие их целесообразное поведение. При этом выделяются достижения и недостатки отдельных процессов. В "Экономиксе" проводится различие между позитивной (изучает то, что есть) и нормативной (изучает то, что должно быть) экономикой. Экономическая теория и экономическая политика. Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, дает возможность не только определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. Основываясь на экономической теории, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы. Программа экономических преобразований республики определена в "Основных направлениях экономического и социального развития Республики Беларусь до 2000 года". В качестве главной стратегической цели социально-экономических преобразований в ней определено: повышение жизненного уровня белорусского народа и постепенное приближение его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств. Основным средством достижения стратегической цели является стабилизация и дальнейший рост производства товаров и услуг. Денежно-кредитная, бюд- жетно-налоговая, ценовая, внешнеэкономическая и другие направления экономической политики государства должны обеспечивать это развитие. Поставленной цели наиболее отвечает модель социально ориентированного рыночного государства, предполагающего соединение преимуществ современной высокоразвитой рыночной экономики и эффективной социальной защиты граждан, создание открытого гуманного, цивилизованного, правового общества. Экономическая теория способствует формированию системного, научного мировоззрения, дает представление не только об экономической, но и социальной направленности развития общества, в котором мы живем. Соотношение социального и экономического в развитии общества и форма управления, регулирования определяют характер той или иной системы. Различают свободно развивающуюся, социально ориентированную и регулируемую рыночные системы. Познание экономических процессов и явлений, развития экономики с определенными целевыми установками (более полное удовлетворение потребностей, эффективное использование ограниченных ресурсов, рациональный выбор) формирует экономическое мышление и экономическое сознание, порождает потребность в специальном экономическом образовании. Осознанный экономический мотив в поведении субъектов общественно-производственных отношений превращается в целенаправленную деятельность, обеспечивающую ее высокую эффективность. Современные задачи экономической теории связаны с обоснованием программ обеспечения экономического суверенитета национальных экономик республик бывшего Союза, а теперь — суверенных государств, перехода к рыночной системе хозяйствования, выхода из экономического кризиса и обеспечения в перспективе стабильного и высокого жизненного уровня населения. Итак, в числе главных задач изучения экономической теории на современном этапе развития нашей страны можно обозначить выявление таких особенностей, как: переход общества от командно-административной системы к рыночной; формирование механизма хозяйствования, предполагающего различные системы, и обоснование экономической политики для смешанной экономики; выход из социально-экономического кризиса и достижение стабилизации экономического развития; становление национальной рыночной экономики. Для решения этих задач необходимы научные методы познания экономики, изучение реальной действительности и умелое использование достижений мировой экономической мысли. 1.5. МЕТОД ПОЗНАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Вопрос о методе экономической теории имеет двоякое объяснение: как метод науки и как метод учебной дисциплины. Метод науки (или методология) — это принципы, подходы, формы и способы познания. Познание экономических процессов отличается от познания естественных процессов прежде всего невозможностью их воспроизведения, например, в лабораторных условиях. Вместе в тем экономическая наука основана на общей методологии естественных и общественных наук и отражает подходы мировой науки к исследованию экономической жизни. Общенаучными методами познания и методами экономической теории являются метод научной абстракции; диалектический (единство количественного и качественного анализа, развитие, преодоление противоречий); методы индукции и дедукции; анализ и синтез; системный подход; метод единства исторического и логического и др. Исходным методом является обобщение сущности экономических явлений и процессов в абстрактных по форме выражения, но реальных по связи с практикой категориях и законах, принципах и методах, выражающих глубинные причинно-следственные связи и закономерности экономического развития. Важная ступень познания — это движение от" общего к частному, от абстрактному к конкретному. При этом наблюдении явления экономической жизни обобщаются в абстрактных понятиях и проверяются на практике. Экономические явления рассматриваются диалектически, т.е. в их развитии (возникновении, зарождении, зрелости, отмирании), в борьбе противоположностей, разрешении противоречий, с выделением количественных и качественных сторон. Сейчас, как и в прошлом, целые научные направления и школы ведут исследования посредством простого описания непосредственно видимых фактов и явлений. Научное знание на этом не останавливается. Путем анализа и синтеза, систематизации наблюдений оно проникает в суть явлений, выделяет наиболее характерные и сущностные признаки, формулирует законы и закономерности. Экономисты пользуются приемами индукции (вывод теории из фактов и наблюдений) и дедукции (формирование гипотез и подтверждение их фактами). Экономические явления исследуются системно, т.е. по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости. Диалектика и системность предполагают использование исторического и логического подходов к экономическим явлениям и процессам. Кроме того, экономисты применяют статистические, экономико-математические, программные, экспериментальные и другие частные методы с учетом специфики экономической теории и экономической науки, способов достижения экономических целей, удовлетворения потребностей с наиболее эффективным использованием ограниченных ресурсов. Представители различных научных школ четко определили существенные черты научного метода. Общепризнаны законы диалектики немецкого философа Гегеля, которые В.И. Ленин применил к анализу явлений общественной жизни, создав так называемый исторический материализм. В.И.Ленин выразил теорию научного познания в краткой и емкой формуле: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. П.А.Самуэльсон в книге "Экономика" ставит вопрос: "Что не следовало бы называть экономической теорией?", делая упор на различия экономического анализа и описания здравого смысла и бессмыслицы. Он предупреждает о диктатуре слов, о важности единства теории и практики, взаимосвязи в системах целого и части, предупреждает об ошибочности доказательств, построенных на ненаучных методах. В "Экономиксе" К.Р.Маккон- нелл и С.Л.Брю выделяют в методологии позитивную и нормативную экономику. Можно отметить существенные различия метода марксис- тско-политической экономии и "экономике". Первый, основываясь на общих законах диалектики, игнорировал достижения других экономических школ мировой науки, отличался большей степенью аб- страгированности и вместе с тем политизированным отражением и обоснованием экономической жизни. Марксистская экономическая наука была в значительной степени служанкой экономической политики, обоснованием "догм", возводимых в ранг экономических законов и принципов. За внешней видимостью большой научности изложения скрывалась оторванность от жизни, от реальной действительности. В отличие от политической экономии метод экономической теории усиливает количественную характеристику явлений, дает анализ поведения субъектов хозяйствования. Метод "экономике", как и сам учебный курс, отличается практичностью подходов, количественных и качественных характеристик, математических и графических выражений причинно-следственных зависимостей конкретных жизненных процессов в экономике, в частности спроса и предложения, движения цен и инфляции, доходов и налогов, прибыли и инвестиций, благ и услуг, зарплаты и потребностей. "Экономикс" предупреждает экономистов о необходимости избегать поверхностных заключений, ошибочного употребления категорий, смешания причины и следствия и др. При исследовании экономических явлений следует учитывать единство исторического и логического подходов к общей оценке исторического развития общественной системы. 1.6. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Элементы экономических знаний и экономической науки накапливались, начиная с глубокой древности. Они изучаются, как и основные направления и школы мировой экономической теории, в специальном курсе истории экономических учений. Экономическая теория как наука начинается с того момента, когда она стала выступать как система знаний о развитии экономики, общества со своими законами и закономерностями, принципами и методами. По признанию историков экономической мысли, это произошло в XVII — XVIII вв. — в период становления капитализма (при формаци- онном подходе к исторической классификации этапов развития общества). Первой школой экономической теории был меркантилизм, а ее представитель — француз А. Монкретьен в работе "Трактат политической экономии" (1615) ввел это понятие в научный ооорот. Основными объектами исследования меркантилистов были сфера обращения, торговля, особенно внешняя, а экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у меркантилистов — внешняя торговля. Выразителями меркантилизма были англичанин Т. Мен и Ж. Б. Кольбер. Экономическая теория вначале развивалась как политическая экономия, хотя в последние десятилетия XIX в. термин "политическая экономия" стал заменяться на Западе словом "экономика". Появились теории, нейтральные к социальным проблемам; экономика стала изучаться с помощью новых методов, освобожденных от трудовой теории стоимости, классовых интересов. Подтверждением тому служит положение, выдвинутое А.В. Аникиным в работе "Юность науки": "Добрых 150 лет после Монкретьена политическая экономия рассматривалась преимущественно как наука о государственном хозяйстве, об экономике национальных государств... С созданием классической школы буржуазной политической экономии ее характер изменился и она стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще, в частности об экономических отношениях классов"[3]. Свое подлинное развитие экономическая теория начинает с классической школы. В основных работах ее представителей — У.Петти "Трактат о налогах и сборах" (1662), Ф.Кенэ "Экономическая таблица" (1758), А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776), Д.Рикардо "Начала политической экономии и налогового обложения" (1817) — дана история становления и формирования экономической теории как науки. В середине XVIII в. новое направление экономической теории возникло во Франции, как реакция на меркантилизм. Основатель направления Ф.Кенэ и его последователи А.Р.Тюрго, В.Мирабо считали, что главной сферой экономики является производство и прежде всего земледелие, а земледельческий труд — производительным. Производительный капитал они подразделяли на первоначальные и ежегодные авансы. В своей "Экономической таблице" Кенэ дал анализ общественного воспроизводства и распределения общественного продукта между тремя классами: "производительным", "земельных собственников" и "бесплодным". Классическая школа окончательно и всеобъемлюще перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости. Ее представители проводили исследования производственных отношений в тесной связи с производительными силами — с развитием земледелия, мануфактуры, промышленности. В трудах классиков дается социальная оценка общественного развития, объединены экономический и социальный аспекты общественного развития. Ко второй половине XIX в. и началу XX в. из классической школы выделились несколько направлений. Известный американский историк Б.Селигмен в книге "Основные течения современной экономической мысли" (М., 1968) первую ее часть назвал бунтом против формализма, протестом представителей исторической школы, осознанием роли человека. Одно из выделенных им направлений — неоклассическое — представлено работами К.Менгера, Э.Бём-Баверка, Л.Валь- раса, Дж.Б.Кларка, А.Маршалла. В нем он выделяет историческую школу (В.Зомоарт, М.Веблен), институционализм (Т.Веблен, Дж.Гэлорейт), маржинализм (Дж.Б.Кларк, К.Менгер, Ф.Хайек), или теорию предельной полезности и предельной производительности. Неоклассики ведут исследование конкретных хозяйственных процессов, поведения предприятий и фирм, механизма свободного рынка, конкуренции. По их мысли, государство должно поддерживать условия развития рынка, конкуренции, но не вмешиваться в хозяйственную деятельность. Неоклассическое направление как теория свободного предпринимательства возродилось в 70 — 80-е гг. ъ монетаризме (главные представители М.Фридман, Ф.Хайек и др.), т.е. в теории, где деньги и денежное обращение — главные пружины рыночного регулирования и саморегулирования, способные обеспечивать устойчивость, бескризисное развитие экономики. Одним из постклассических направлений конца XIX в. стал мар- ксизм-ленинизм. К.Маркс в "Капитале", Ф.Энгельс в "Анти-Дюрин- ге", В.ИЛенин в "Империализме, как высшей стадии капитализма" исследовали зарождение, развитие и трансформацию капитализма в империализм и государственно-монополистический капитализм. На основе конкретного анализа развития капитализма своего времени они создали трудовую теорию стоимости и прибавочной стоимости, теорию накопления и движения капитала и доходов, механизм функционирования и раскрыли противоречия буржуазного общества. В экономической теории К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина доказывались преходящий характер капитализма, возможность и некоторые направления практического построения социализма и коммунизма в одной отдельно взятой стране, а затем в системе стран. Сейчас идет критическое переосмысление основных положений марксистско-ленинской политэкономии. Мировая наука признает метод исследования и теорию К.Маркса для анализа экономики своего времени, но считает, что нельзя догматически переносить его на анализ современной экономики, рыночную систему. Марксистско-ленинская политэкономия страдала абстрактностью изложения. В экономической теории необходимо использовать весь потенциал экономической мысли: и абстрактной и конкретной, и левой и правой, не отбрасывая целиком, а выбирая из каждой из них то, что рационально способствует разрешению хозяйственных, экономических задач. Кейнсианство выделилось в экономической теории в 30-е гг. XX в. как самостоятельное направление. В работах Дж. Кейнса, в частности в книге "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), обоснованы методы государственного регулирования экономики, которые позволяют избежать безработицы. Инструменты макроанализа экономики — финансы, кредит, денежное обращение, способствовали формированию эффективного спроса. Предусматривались меры воздействия на склонность к потреблению. В первой половине 50-х гг. неокейнсианство (Р.Харрод, ЕДомар, Э.Хансен и др.) восприняло основные положения теории Кейнса, разработало теории темпов и факторов роста, модели экономического роста. Главный упор делался на эффективное сочетание факторов, которые бы в условиях свободной конкуренции обеспечили увеличение производства при наименьших затратах труда и капитала. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования производства и свободного рыночного стимулирования. Была выдвинута концепция "неоклассического синтеза" {Дж.Р.Хикс, П.Самуэльсон и др.) как сочетание государственного и рыночного регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанный тип экономики. Российская экономическая наука в XIX — XX вв. была представлена различными школами, имела и имеет своих видных представителей. Всемирное признание получили выходцы из России — С.Куз- нец и В.Леонтьев. Среди Нобелевских лауреатов — советский экономист Л.В.Кантарович. Заметны исследования в экономике А.В.Чаянова, Н.Д.Кондратьева, Н.П.Макарова, А.Н.Челинцева и др. Литература Аникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса: 4-е изд. М., 1985. Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. /Пер. с фр. М., 1995. Т. 1. С. 7 - 65. Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: В 2 ч. М., 1992. Ч. 1. Гл. 1. Маркс К. Капитал Т. 1. Предисловие к первому изданию. Послесловие ко второму изданию //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 5 - 22. Экономическая теория: Учебник /Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. СПб., 1987. С. 3-32. ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 2.1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Содержание экономической системы. Упорядоченная совокупность элементов, обладающая организованностью, относительной замкнутостью и способностью выполнять ряд функций, которые не могут выполнить отдельные ее элементы, является системой. Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции. Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем — домохозяйств, отдельных предприятий, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др. Развивающиеся экономические системы можно разделить на социально-экономические и технико-экономические (рис. 2.1). Разные этапы развития экономической системы характеризуются разными специфическими чертами. Известный исследователь экономических систем В.Черняк подчеркивает, что сложная экономическая система имеет не только структурные, но и генетические связи[4]. Структура и специфические черты экономической системы есть продукт истории. Любая экономическая или другая система является частью более крупной системы. Например, предприятие как экономическая система связано с деятельностью отрасли в целом, межотраслевыми экономическими системами, с экономической системой общества, а пос-
ледняя в свою очередь связана посредством международной специализации с экономическими системами обществ в других странах. Экономическая система может рассматриваться и анализироваться на разных уровнях: это может быть уровень фирмы (предприятия), уровень макроэкономики или мировой экономики. Для каждого уровня могут быть определены свои характерные черты, обусловленные спецификой функционирования субъекта хозяйствования, производственной системой или подсистемой. Однако могут быть и общие черты, характеризующие как экономическую систему в целом, так и ее отдельные звенья. Так, чертой экономики может служить то, открыта или закрыта экономика от внешнего воздействия. Если национальная экономика и ее звенья активно увязываются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Открытой является фирма, участвующая в кооперации труда, осуществляющая научно-техническое, торговое или иное сотрудничество с другими фирмами, корпорациями и т.д. В случае, если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, налицо закрытая система. Можно сказать, что закрытой по отношению к мировому хозяйству была мировая социалистическая система хозяйствования, ибо сотрудничество в ней замыкалось рамками самой системы. Существует объективная трудность в выделении границ экономической системы общества. Например, сферы образования, науки, политики, права частично относятся к экономической системе, а частично вполне автономны, независимы от нее. Поэтому новосибирские ученые предложили схему экономической системы в виде ромашки, лепестки которой (виды деятельности, сопряженные с экономической сферой деятельности) частично попадают в центр, отражая тем самым связь с экономической системой, и одновременно находятся за его пределами, отражая независимость от нее (лепесток). Р и с. 2.2. Экономическая система общества К экономической системе общества (рис. 2. 2) относят не только производственную деятельность граждан, организаций и государства, но и совокупность отношений, в рамках которых осуществляется эта деятельность. В этой связи В.Г.Ясин выделяет организационную структура и экономический механизм экономической системы1. Организационная структура — это состав организаций, типы организационных отношений между ними, распределение функций, методы и процедуры их исполнения. Можно выделить организационную структуру производства и организационную структуру управления. Первая предполагает совокупность производственных комплексов, технологические и организационные отношения между ними. Вторая включает совокупность органов управления и взаимоотношения между ними. Взаимоотношения могут существовать в форме координации и субординации (равноправного партнерства и разделения ролей управляющих). В.Ясин подчеркивает, что если создать структуру, в которой будут два уровня — центральный и линейные, то для управления большой экономической системой потребуется огромный аппарат, а центр не сможет справиться со своими обязанностями. Поэтому лучшим способом управления является последовательное соединение элементов по уровням, т.е. иерархия организационных структур[5]. Хозяйственный механизм. Любому национальному производству свойствен свой, особый механизм функционирования, обычно называемый "хозяйственным механизмом". Он включает в себя организационные формы производства и структуру управления последним. Совокупность лиц, занимающихся управленческой деятельностью, называется управленческим персоналом. Совокупность конкретных хозяйственных действий и связей, используемых производственными звеньями и управленческими структурами, также входит в содержание хозяйственного механизма. Характер и структура хозяйственного механизма зависят от содержания организационно-экономических отношений, которые в свою очередь наполнены содержанием структуры общественного производства. Например, большой удельный вес в экономике сельского, лесного хозяйства, легкой промышленности, кожевенного и обувного производства предопределяет развитое местное самоуправление, а отрасли обрабатывающей промышленности — общегосударственное управление. В первом случае используется один тип хозяйствования, во втором — другой. Хозяйственный механизм не только охватывает собой организационно-экономические отношения, прямо связанные с производством и другими хозяйствующими структурами, но и проникает в социально-экономические отношения и надстройку. Этим самым он охватывает как первичные, так и вторичные экономические связи и хозяйственные процессы. Дело в том, что хозяйственный процесс обычно строится и организуется так, как того желает владелец производства, его собственник. Кооперативное производство применяет один принцип управления, а государственный сектор — другой, а если речь идет о частном производстве, то здесь может применяться принципиально иной метод управления. Кроме того, ряд хозяйственных действий регламентирован законодательными актами. Так, доходами предприятий нельзя свободно распоряжаться до тех пор, пока не будут уплачены налоги, не будет произведен расчет за кредиты, а отходы производства не могут быть выброшены, ибо загрязняют природу, они должны быть утилизированы. Таким образом, хозяйственный механизм охватывает не только чисто экономические, но и определенный спектр социально-экономических и даже общественных отношений. Если после проведенного анализа попытаться определить экономическую систему общества, то можно сказать, что она представляет собой совокупность организационно-экономических отношений (материальный базис общества) и механизм хозяйствования и управления общественным производством. 2.2. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В марксистской экономической теории основными элементами экономической системы являются производительные силы и экономические отношения. Производительные силы — это вещественные, энергетические, личностные и другие факторы, обеспечивающие производство. Производительные силы изменяются, поэтому в каждый новый
![]() |