Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА



Взаимодействуя, спрос и предложение определяют рыночную це­ну и количество товара, которое продается и покупается на рынке в данный момент времени. Рыночное равновесие в этой модели сущес­твует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Таким образом, рынок будет нахо­диться в равновесии при условии, что цена товара установится такой, что спрос покупателей будет равен предложению со стороны про­изводителей товара.

Рыночное равновесие, как и функции спроса и предложения, можно рассматривать табличным, аналитическим и графическим способами.

Функции спроса и предложения, заданные табличным способом, выглядят следующим образом:

р
а/

 

Данные показывают, что при любой цене кроме 2 ед. товара спрос и предложение товара не совпадают. При цене 2 ед. рыночный спрос равен рыночному предложению и равен 4 ед. Цена, при которой ры­ночный спрос равен рыночному предложению, называется равновес­ной ценой. Объем выпуска при равновесной цене называется равно­весным объемом выпуска.

Формулы функции спроса и предложения, заданные аналити­ческим способом, имеют следующий вид:

Оё = а - ЬР, О, = с + <1Р.

В равновесном состоянии величина спроса равна величине пред­ложения:

Оа = 0*>

т.е.

а - ЬР = с + ёР. (10.1)

На основании уравнения (10.1) определим равновесную цену и равновесный объем выпуска:

Р = (а-с)/(Ь + </), О = (ас! + Ьс) / (Ь + </).

Допустим, 12 — ЗРУ = 2 + 2Р, тогда в равновесии 12 — ЗР = = 2 + 2Р. Равновесная цена и равновесный объем выпуска будут равны:

Р ш (12 - 2) / (3 + 2) = 2, о = (12 • 2 + 3 • 2) / (3 + 2) = 6.

Кривые спроса и предложения при рыночном равновесии изобра­жаются в одних и тех же осях координат (рис. 10. 6).

Вполне очевидно, что условие равновесия на товарном рынке, при котором спрос равен предложению, соблюдается в точке пересе­чения обеих кривых Е. Рыночному равновесию в точке 2: соответству­ет равновесная цена, равная 3 дол., и равновесный объем товаров — 4 тыс. кг в неделю. Любое отклонение от цены равновесия приводит в действие рыночный механизм саморегуляции. При цене 5 дол. / кг объем спроса меньше объема предложения. Разница между объемом спроса и объемом предложения называется избыточным предложе­нием при данной цене. В нашем случае избыточное предложение, или перепроизводство, товара отвечает отрезку АВ и будет равно 4 тыс. кг в неделю. Накопление нереализованных товаров приведет к сниже­нию цены, увеличению объема спроса и восстановлению равновесия.

При цене 1 дол./ кг объем спроса будет превышать объем предложе­ния, т.е. будет иметь место дефицит товара, или избыточный спрос. В нашем примере избыточный спрос будет равен 4 тыс. кг в неделю. Пре­вышение покупательского спроса над предложением приведет к росту цены, так как покупатели будут готовы уплатить более высокую цену за дефицитный товар. В ответ на повышение цены увеличится предложе­ние, процесс будет продолжаться до восстановления равновесия.

Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчи­вое) рыночное равновесие. Стабильное равновесие характеризуется редкими нарушениями и быстрым восстановлением равновесного состояния. Нестабильное равновесие отличается глубокими наруше­ниями и длительным их сохранением. В условиях нестабильного ры­ночного равновесия выделяют рынок потребителя (покупателя) и рынок производителя (продавца). Первый отличается устойчивым превышением предложения над спросом, конкуренцией производи­телей за лучшее удовлетворение потребностей покупателей. На рын­ке производителя в конкуренцию между собой вступают покупатели


 

 


*<2

(2, а 0з

Р, дол./кг О, тыс. кг/нед. Рис. 10.6. Рыночное равновесие
Р

Р и с. 10.7. Изменение положения равновесия при изменении доходов


товара, так как этот рынок отличается устойчивым превышением спроса над предложением товара.

При рассмотрении рыночного равновесия до сих пор мы предпола­гали, что другие факторы, влияющие на спрос и предложение, остаются неизменными. Что же произойдет на рынке, если на спрос и предложе­ние начнут воздействовать неценовые факторы, например доходы, изме­няющие спрос, и технология производства, определяющая издержки?

Увеличение доходов приведет к тому, что покупатели смогут при­обретать больше товаров по более высоким ценам. Кривая спроса сместится вправо в положение Вг (рис. 10.7).

Точка рыночного равновесия Е\ скользит по кривой предложения до нового рыночного равновесия в точке Ег. Новому равновесному состоянию соответствуют более высокая цена Рг и больший объем производства Ог по сравнению с исходным равновесием.

В свою очередь улучшение технологии в производстве ведет к росту производительности труда и снижению издержек на единицу выпускаемой продукции. Цена может быть снижена без ущерба для прибыли с Р\ до Рг, а предложение товара увеличено до Ог (рис. 10.8).

В реальной действительности перемещение системы в точку но­вого равновесия происходит постепенно, через ряд промежуточных этапов. На рис.10. 9, а показано взаимное приспособление спроса, предложения и цены в точке нового равновесия Ег при росте доходов.

Последовательные этапы этого приспособления отражены на рис. 10. 9, а: возрастание спроса вследствие роста доходов при пре­жней цене /, повышение цены производителями товара 2, некоторое сокращение спроса.?, ответное небольшое понижение цены произво­дителями 4у ответный рост спроса 5 и опять поправка цены 6. Процесс приспособления продолжается до полного восстановления равнове­сия в точке Ег. Возникает так называемая "паутинная" модель взаи­модействия спроса, предложения и цены.

Подобным образом можно рас­смотреть процесс приспособления спроса, предложения и цены при снижении издержек (рис.10.9, б).

Основными шагами данного приспособления будут являться: уменьшение издержек и возмож­ность снизить цену 1> рост спроса 2 и ответное повышение цены 3, сни­жение спроса 4 и соответствующее снижение цены 5. Процесс приспо­собления продолжается до точки равновесия Ег.

Р и с. 10.8. Изменение положения равновесия при снижении издержек производства

Изучение рыночного равновесия будет неполным без учета фактора времени. Критерием деления рыноч­ного равновесия на мгновенное, краткосрочное и длительное являет-


*<2

Рис. 10.9. Взаимное приспособление спроса, предложения и цены при росте доходов (а) и при снижении издержек (б)

 

ся эластичность предложения (см. 10.4). Кривые предложения, соот­ветствующие мгновенному, краткос­рочному и длительному периодам, изображены на рис. 10.10.

Предположим, что спрос на ка- кой-либо товар вырос с В\ до 15г. В мгновенном периоде предложение товара совершенно неэластично, кривая предложения — вертикаль­ная линия Увеличение спроса приведет к росту цены с Ро до Р\ при прежнем объеме выпуска 0\.

В условиях краткосрочного рав­новесия предложение несколько увеличивается, цена возрастает до Рг по сравнению с ее первоначальным уровнем, но снижается по отношению к мгновенному равновесию.

В условиях длительного равновесия предложение полностью адаптируется к изменившемуся спросу, так как в отрасли появятся новые предприятия. Объем производства возрастет с до Оз, а цена равновесия еще более понизится.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменение спроса в краткосрочном периоде в большей степени воздействует на цену, а в длительном — на объем выпуска.

Литература

Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. Дубна, 1996.

Рис. 10.10. Мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие

Долан ЭДжЛиндсейД. Микроэкономика /Пер. с англ.; Под общ.ред. БЛисови- ка и В.Лукашевича. СПб., 1994.

Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Ки­ров, 1994.

Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992.

Овчинников Г.П. Макроэкономика. СПб., 1992.

ХайманД.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2 т. М., 1992.

Т.2.

Экономическая теория: Учебник /Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1999.

ГЛАВА И ТЕОРИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ



Просмотров 867

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!