Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СТРУКТУРА ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ



Специфика собственности переходной экономики. Переходная экономика специфична, поскольку она характеризует как бы "проме­жуточное" состояние общества, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, ее структуры. Она базируется на разных типах и видах соб­ственности, разнообразных формах хозяйствования. Так, в 20-е гг. в на­родном хозяйстве функционировало пять общественно-экономичес- ких укладов: социалистический, частнокапиталистический, государ­ственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Со­циалистический уклад базировался на общественной собственности; частнокапиталистический представлял собой чистый капитализм, или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм, как и социалистичес­кий уклад, олицетворял командную экономику, только один из них — частную, а другой — общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз тради­ционной экономики; патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Объединял эту сложную и весьма проти­воречивую систему хозяйства рыночный механизм.

Нечто похожее представляет сегодня переходная экономика быв­ших социалистических стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. В экономике этих стран противоречиво сосуществуют эле­менты и экономические связи как старой, так и новой экономической системы. С одной стороны, в переходной экономике присутствуют ос­тавшиеся в наследство от прежней экономической системы элементы, такие, как государственные предприятия, колхозы и, конечно, такие субъекты, как домашние хозяйства и государство. По своей форме это действительно "старые", существовавшие в плановой экономике эле­менты. Изменение условий и среды функционирования наполняет их новым содержанием, сообщает им иные функции.


С другой стороны, в переходной экономике появляются новые, не свойственные прошлой системе элементы, такие, как предпринима­тельские структуры на базе частной собственности (фермерские хо­зяйства, акционерные общества, различные негосударственные фон­ды, разнообразные банковские учреждения и т.д.). С изменением сос­тава элементов в переходной экономике изменяется характер и со­держание экономических связей. Произошел "развал" старых (пла­ново-директивных) и начался процесс формирования новых (рыноч­ных) связей. Естественно, что формирование новых рыночных свя­зей — длительный процесс, зависящий как от субъектов (элементов) экономики, так и от внешних для них условий.

Постепенно, по мере становления и упрочнения новой экономичес­кой системы, структура экономики будет упрощаться, господствующее положение в ней займут экономические связи и отношения, имманен­тно присущие новой системе. Однако это не означает, что сформирует­ся однородная по своей социально-экономической структуре экономи­ка. Ведь рыночная экономика, которой, как известно, в чистом виде не существует, представляет собой экономику смешанной социально-эко­номической системы. Смешанная экономика характеризуется тем, что в ней равноправно сосуществуют и взаимодействуют в подвижных формах государственный, частный и государственно-частный секторы. И подтверждением тому служит социально-экономическая структура индустриально развитых государств.

Национальное хозяйство современных цивилизованных стран не­однородно по своей социально-экономической структуре. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах есть государ­ственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, частные фирмы, весьма распространен малый бизнес. В совокупности эти структуры образуют смешанное хозяйство. Имеющая место неод­нородность государственного и негосударственного, государственного и домашнего хозяйств позволяет говорить о современной смешанной экономике как о многосекторной. Многосекторность и многопрофиль- ность - это не только наличие многих равноправных секторов и типов хозяйства, но и их взаимодействие между собой. В экономике оно реа­лизуется государством, частными корпорациями и рынком.

Национальное хозяйство даже малых государств неоднородно, оно состоит из различных региональных структур, отличающихся не только профилем предприятий, но и характером организационно-уп- равленческой деятельности. В результате в пределах национального хозяйства не избежать комбинирования методов и принципов управ­ления производством. В свою очередь методы и формы государствен­ного регулирования влияют не только на отдельные секторы хозяй­ства, но и на содержание и размеры самого государственного сектора. В экономике получают развитие смешанные производственные структуры. Речь идет о создании государственно-частных и совмес­тных предприятий, складывающихся на базе национальных и инос­транных производств.

Переход к новой экономической системе, базирующейся на ры­ночных началах, потребовал серьезных институциональных измене­ний в экономике. Одно из них — образование новых субъектов хозяй­ствования, адекватных этой системе. Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формируются двумя основными способами. Во-первых, это реформирование государ­ственного сектора, реорганизация существовавших ранее предприя­тий путем их приватизации, преобразования в новые организацион­но-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы. Во-вторых, это создание совершенно новых предприятий, когда их участники собирают на­чальный капитал и проходят в соответствии с принятыми процедура­ми государственную регистрацию. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприятий резко интенсифицировало институциональ­ные изменения в экономике.

Становление смешанной экономики - необходимое условие ры­ночных преобразований. Ведь рынок предполагает экономическое взаимодействие ряда субъектов рыночных отношений, без чего не­возможно создать такой атрибут рынка, как конкуренция. Без конку­ренции и рынок - не рынок, и экономика — не экономика. Поэтому в переходный период необходимо демонополизировать, разгосудар­ствить государственный сектор в национальной экономике, создать частный сектор, который ранее отсутствовал.

При командно-административной системе господствовал моно­полизм в экономических отношениях, а главным монополистом выс­тупало государство, которое было основным покупателем продук­ции, оно же являлось главным, исключительным распределителем ресурсов: финансовых средств, техники, трудовых ресурсов, удобре­ний и т.д. Предприятия искали различные пути доступа к этим ресур­сам, и очень часто дело складывалось так, что одни получали доста­точно ресурсов, иногда в избытке, другие оказывались обделенными ими. В условиях отсутствия конкуренции предприятия, располагаю­щие ресурсами, не были заинтересованы в их рациональном исполь­зовании, а предприятия, лишенные необходимых средств, не могли интенсивно развивать производство. Функционирующие производ­ственные звенья действовали как обособленные друг от друга "мир­ки", экономически связанные с государственной структурой власти.

Переход к рынку предполагает создание конкурентообразующей среды. Ее структурными элементами должны стать не просто хозяй­ствующие субъекты, а различные собственники. Для рынка не важно, будут ли эти хозяйствующие субъекты называться по-прежнему или превратятся в акционерные общества, важно, чтобы они были соб­ственниками используемых в производстве ресурсов и производимой продукции, реализовать которую могли бы по своему усмотрению. Не важно также, к какой форме собственности эти хозяйствующие субъек­ты относятся - общественной, кооперативной или частной. Важно, чтобы они были реальными собственниками и имели возможность са­мостоятельно распоряжаться объектами этой собственности. Необхо­димо, чтобы хозяйствующий субъект мог самостоятельно выбрать вид производственной деятельности, форму собственности, способ органи­зации производства и в своих интересах использовать полученные ре­зультаты. Обеспечить указанные условия можно посредством рефор­мирования отношений собственности.

Темпы преобразования отношений собственности определяют процесс развития конкуренции в переходной экономике. Поскольку прибыль, как известно, не является непосредственной целью эконо­мической деятельности государства, объективно ослаблен интерес государственных предприятий к ее увеличению. Кроме того, бюджет­ные ограничения для государственных предприятий, как показывает практика, являются намного более мягкими, чем для негосударствен­ных. Государство, как правило, длительное время поддерживает свои убыточные предприятия посредством бюджетного финансирования и льготного кредитования, не допуская тем самым их банкротства. В силу названных причин преобладание государственной собственнос­ти на средства производства на первых этапах перехода к рынку сдер­живает развитие конкуренции. Но чем быстрее идет процесс прива­тизации, тем выше становится доля негосударственных предприятий на рынке и тем выше эффективность конкурентного рыночного меха­низма.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в обществе можно создать огромный слой частных собственников, но если они будут замыкать­ся на внутреннем потреблении, будут полностью зависимы от госу­дарственно-административной системы управления, рынок создан не будет. Примером может служить недавняя история Китая, где ши­рокомасштабное развитие получило мелкотоварное производство, особенно в сфере сельского хозяйства. Это позволило на первом эта­пе в сжатые сроки решить продовольственную проблему, но не реши­ло проблему формирования национального рынка. Аналогичная си­туация наблюдалась в России в период НЭПа. В обоих случаях был дан толчок развитию национальной экономики, но отнюдь не нацио­нального рынка, был сформирован слой собственников-потребите­лей, но не собственников-производителей.

Общество в настоящее время крайне нуждается в предпринима­телях-производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места на производстве. Пока такой функции предпри­ниматели не выполняют. Они заняты накоплением собственного бо­гатства, материализацией его в виде строительства коттеджей, гара­жей, приобретения квартир, машин, приватизации земельных учас­тков и т.д.

Проблемы предпринимательства в переходной экономике. Фак­тор права собственности выступает определяющим в развитии пред­принимательства. Только собственник может самостоятельно прини­мать решения и воздействовать на их результативность. Предпринима­тель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечива­ет свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения до­хода, принятия управленческих решений, гарантий риска и т.д.

Таким образом, под предпринимателем следует понимать соб­ственника, обладающего специальными навыками организации и ве­дения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного дела и умеющего оценивать его результативность, общественную и личную целесообразность. В формировании такого класса собственников-предпринимателей сос­тоит одна из главных задач создания смешанной экономики, которая предполагает наличие различных форм хозяйствования, базирую­щихся на разных формах собственности. Развитие смешанной эконо­мики как раз и способствует выбору товаропроизводителями форм собственности и хозяйствования.

Вместе с тем существует ряд трудностей, тормозящих развитие предпринимательства в переходной экономике: неразвитая инфрас­труктура по поддержке и обслуживанию малого предпринимательс­тва, трудности получения кредитов (особенно на долгосрочные про­екты) и их погашения в условиях высоких ставок банковского про­цента, поборы (рэкет) со стороны криминальных структур, а нередко и со стороны разного рода чиновников, низкий уровень безопасности и т.п.

С преобразованием административно-командной системы хо­зяйствования даже традиционно советские хозяйственные структу­ры обретают не только административную, но и экономическую са­мостоятельность. В их действиях и экономических расчетах начина­ют проявляться элементы самостоятельных товаропроизводителей, ориентированных на рынок и способных функционировать в услови­ях рынка. Предприятия, вступая в отношения друг с другом, все боль­ше руководствуются рыночными критериями и стимулами, сообра­зуясь с реально складывающейся экономической обстановкой. Это касается как непосредственно производства продукции, так и ее рас­пределения, реализации, решения социальных вопросов жизни насе­ления.

Учитывая, что в переходной экономике государственный сектор еще будет продолжать играть весомую роль, формирование субъек­тов рыночных отношений должно предполагать не только стимули­рование частного предпринимательства, но и преобразование госу­дарственных предприятий. Суть этих преобразований состоит в том, чтобы разграничить права и обязанности госпредприятий, в значи­тельной степени вывести их из-под государственной опеки, создать экономические и правовые предпосылки для их экономической от­ветственности за результаты хозяйственной деятельности вплоть до банкротства и закрытия, уравнять предприятия всех форм собствен­ности в отношении предпринимательского риска.

При обосновании рыночных форм хозяйствования необходимо исходить из следующих организационно-экономических принци­пов:

экономической целесообразности. Следует освоить и внедрить такие формы хозяйствования и собственности, которые бы сопро­вождались если не ростом, то по крайней мере прекращением спада производства;

нельзя все и вся разрушать. Надо сохранить социальную базу, обеспечить всем жителям страны равные права пользования про­изводственной и социальной инфраструктурой;

при выборе форм собственности и форм хозяйствования необхо­димо учитывать менталитет нации, использовать преимущества мес­тных условий, обеспеченность трудовыми ресурсами и т.д.;

надо быть крайне осторожным при определении приоритетов в развитии тех или иных форм хозяйствования, ибо бесперспективное производство может сыграть регрессивную роль;

необходимо обеспечивать постепенный переход от одних форм предпринимательской деятельности к другим, от менее развитых форм собственности к более развитым;

не следует забывать о принципе добровольности выбора форм хо­зяйствования.

Для рыночной экономики индустриально развитых стран харак­терна следующая структура отношений собственности:

ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала;

за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью;

существенная роль в большинстве индустриальных стран при­надлежит государственной и муниципальной собственности, особен­но в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.

Эта структура отношений собственности в принципе может быть ориентиром в процессе реформирования отношений соб­ственности в переходный период. Поэтому перед бывшими социа­листическими странами стоит задача — перейти примерно к такой же структуре отношений собственности как в промышленности, так и в сфере сельскохозяйственного производства, с учетом мес­тных условий и традиций. Данная задача может быть решена толь­ко при условии формирования системы рыночных отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободу всех субъектов собственности и звеньев хозяйствования. Экономичес­кая свобода — это выбор хозяйствующими субъектами форм соб­ственности; рациональный выбор методов хозяйствования, пос­тавщиков сырья и оборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции и объемов ее производства; взвешен­ная оценка перспектив развития; установление или регулирование цен на реализуемую продукцию.

В рыночной экономике именно конкуренция способствует дости­жению высокой производительности труда и мировых стандартов качества продукции. Конкуренция на рынке труда — один из осново­полагающих принципов рыночной экономики. Она является мощ­ным ускорителем затрат на производство продукции, порождает стремление производителей вырваться вперед в вечной гонке сниже­ния затрат.

Государство не в силах взвесить потребности граждан и дать над­лежащие директивы производству. Да и стремление государства цен­трализовать в своих руках распределительные функции отрицатель­но сказывается на эффективности общественного производства. Со­вершенно очевидно, что экономическая система, не располагающая механизмом для приведения производства в соответствие с общес­твенными потребностями, несостоятельна.

Вместе с тем государство не должно пускать на самотек процесс формирования рыночных структур. Формирование перспективной структуры товарного хозяйства по соотношению в нем крупных, средних и мелких предприятий, различных типов собственности должно носить разумный, продуманный характер. Приоритет дол­жен быть отдан производствам, обеспечивающим более высокую производительность труда. Именно с этих позиций необходимо оце­нивать путь движения экономики к рынку.



Просмотров 1237

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!