Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ РЫНКА. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО



Роль рынка в экономике. Рынку принадлежит важная позитивная роль в структуре экономики. Рыночная экономика доказала, что ей нет альтернативы при решении главных экономических задач. Во-первых, рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Это достигается через установление соответствия предложения объему платежеспособного спроса. Во-вторых, рынок гарантирует обществен­ную оценку результатов труда обособленных производителей. Меха­низм такой оценки заключается в одном: состоялась купля-продажа или нет. В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективнос­ти производства. Этому прежде всего содействует конкуренция, кото­рая разоряет отстающих и обогащает преуспевающих.

Положительным свойством рыночной системы является и то, что она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свобо­ду, свободу выбора форм и способов хозяйствования. Потребители свободны покупать то, что они предпочитают; предприятия — про­изводить и продавать то, что они считают целесообразным; постав­щики ресурсов могут по собственному выбору находить место прило­жения имеющимся у них материальным и людским ресурсам. При этом потребители демонстрируют свои предпочтения в форме спро­са, а производители и поставщики ресурсов соответственно реагиру­ют на этот спрос, чтобы обеспечить свои собственные интересы.

Рынок формирует и воспитывает "экономического человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готов­ность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои дей­ствия. Командная же система формирует "человека административ­ного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а пото­му и малоинициативного.

Рынок с высокой степенью эффективности решает проблему про­изводства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для коман­дно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.

Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Одним из условий реализации лич­ных и семейных доходов является наличие на потребительском рын­ке достаточного количества и ассортимента товаров по доступным ценам. Наличие достаточного количества товаров и услуг позволяет населению удачно вложить деньги, выбрать нужный товар для удов­летворения своих потребностей.

Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособле­на для применения достижений научно-технического прогресса, ин­тенсификации производства и в конечном счете более полного удов­летворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудитель­ных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Рыночная экономика базируется на принципе экономической це­лесообразности, т.е. на стремлении достичь максимального результа­та при минимальных затратах. К этому подталкивают условия конку­ренции, стремление обойти соперника, предложение на рынке това­ров более высокого качества и по более низкой цене.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы и в том, что она способствует эффективному распределению ресур­сов: направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в кото­рых общество больше всего нуждается.

Рынок беспристрастно и жестоко осуществляет отбор как това­ров, так и способов их производства. Этот отбор независимо от того, одобряют или не одобряют его люди, приносит важнейшие организу­ющие и регулирующие начала в экономику.

Рынок имеет и негативные, отрицательные стороны. При всей своей огромной позитивной роли он не в состоянии обеспечить эф­фективное решение ряда стратегических задач развития экономики и социальных проблем.

Предоставленному самому себе рынку присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эф­фективности хозяйствования.

Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслое­ние населения.

Рыночная экономика приводит к экономической дифференциа­ции производителей, высвобождению работников из производства и появлению безработицы, не дает социальных гарантий малообеспе­ченным слоям населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей. В то же время экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обездоленными.

Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегичес­кие идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей на­циональной экономики крупные структурные сдвиги, сориентиро­ванные на перспективу.

Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятос­ти населения и стабильного уровня цен.

Отрицательные стороны — следствие законов рынка, которые вы­зывают к жизни тенденции к нестабильному развитию экономики, к усилению неравенства в распределении доходов, ограничивают воз­можности развития сфер, связанных с производством общественных благ и услуг. Поэтому для современной рыночной системы характер­но государственное вмешательство в экономическое развитие. В ры­ночной экономике существуют объективные границы для расшире­ния экономических функций государства. Корректируя действие рыночного механизма, смягчая его отрицательные стороны, государ­ство не должно подрывать основы рыночного ценообразования и сво­бодную конкуренцию.

Роль государства в рыночной экономике. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для ре­шения различных проблем, таких, как:

защита прав собственности; оказание противодействия неогра­ниченной власти монополий, разработка антимонопольного законо­дательства; принятие санкций против продажи некачественных това­ров, ложной информации о деятельности фирм; улучшение функци­онирования рынка путем создания стабильной обстановки в стране;

расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог, осуществление дорожной разметки и знаков и т.д.;

осуществление затрат на некоторые виды страхования, связан­ные с производственной деятельностью: страхование на случай без­работицы, по старости;

осуществление контроля за состоянием окружающей среды и утилизации отходов производства;

субсидии здравоохранению, образованию, различным благотво­рительным программам.

Вместе с тем рыночный механизм порождает ряд проблем, требу­ющих вмешательства государства. Во-первых, проблема справедли­вого распределения доходов. Для рынка наиболее характерно рас­пределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Во-вторых, обеспечение права на труд тем, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неиз­бежно связана с безработицей.

К социально-экономическим проблемам некоторые экономисты относят удовлетворение общественных потребностей, которые невоз­можно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, сил охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т.п. Речь идет о товарах и услугах, которыми в равной степени пользу­ются все граждане страны, так называемые общественные (или коллек­тивные) товары. "Производство" этих товаров и услуг целиком вынуж­дено брать на себя государство. Не менее значимой проблемой является проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связанная с так называемыми "внешними эффектами", например за­грязнение окружающей среды в результате производственной деятель­ности, исчерпание природных запасов из-за безудержного вовлечения их в хозяйственный оборот и др. Возникновение региональных внеш­них эффектов по необходимости должно взять на себя государство.

Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наиболее эф­фективный способ хозяйственной организации, а с другой — у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательс­тва государства.

Функции государства. Выделяют следующие экономические функции государства:

1) создание, сохранение и совершенствование системы социаль­но-экономических отношений;

2) составление прогнозов развития социально-экономической системы на перспективу;

3) регулирование процессов использования производительной силы природы и охрана окружающей человека среды;

4) управление демографическими процессами, обеспечивающи­ми рациональное, научно обоснованное воспроизводство человечес­кой производительной силы;

5) ориентация организации производства на конечные результа­ты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

6) разработка целевых комплексных программ экономического развития;

7) повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами;

8) согласование экономических интересов субъектов производ­ственно-экономических отношений, преодоление между ними про­тиворечий;

9) формирование и регулирование системы стимулирования про­изводственно-экономической деятельности;

10) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуаль­ного развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

11) регулирование процессов по включению страны в междуна­родную экономическую интеграцию.

Иногда выделяют пять экономических функций государства, в частности создание правовой базы и благоприятной общественной ат­мосферы, способствующих эффективному функционированию ры­ночной экономики; защита конкуренции; перераспределение дохода и богатства; корректирование распределения расходов с целью измене­ния структуры национального продукта; стабилизация экономики.

Направления и методы государственного вмешательства в эко­номику. Некоторые экономисты выделяют следующие три уровня регулирования рынка: первый — саморегулирование рынка, т.е. сво­бода действий производителя, субъектов производства, второй — ре­гулирование рыночных отношений институтами и средствами граж­данского общества (союзы предпринимателей, органы производ­ственного самоуправления, потребительские общества и др.) и тре­тий — государственное регулирование.

О степени вмешательства государства в экономику давно идут споры между теоретиками разных направлений и школ. Обычно в ли­тературе выделяют следующие направления государственного вме­шательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.

Основными инструментами микрорегулирования выступают: налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование.

Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфля­ции; создание правовой основы для принятия экономических решений; стабилизация экономики; программирование и прогнозирование эко­номики; фискальная и денежная политика регулирования доходов; со­циальная политика; государственное предпринимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую политику госу­дарства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых та­рифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.

В экономической литературе выделяют и такие направления ре­гулирования рыночной экономики государством, как: 1) правовое обеспечение функционирования рыночного механизма; 2) стабили­зация макроэкономических колебаний путем проведения антицик­лической политики; 3) регулирование занятости — поддержание оп­тимального соотношения между спросом и предложением на рабо­чую силу; 4) регулирование денежного обращения, борьба с инфля­цией, регулирование платежного баланса; 5) перераспределение ре­сурсов; 7) борьба с монополизмом.

Государственное регулирование рыночной экономики преследу­ет следующие цели: 1) минимизацию неизбежных негативных пос­ледствий рыночных процессов; 2) создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыноч­ной экономики; 3) обеспечение социальной защиты наиболее уязви­мых слоев рыночного общества.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осущес­твляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денеж­ных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возмож­ность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм.

Прямое (административное) вмешательство выражается в том, что государство в самых разнообразных формах предоставляет кре­диты, принимает долевое участие в предпринимательской деятель­ности, является собственником предприятий. Кроме того, прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных ак­тов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. В странах с развитой рыночной эко­номикой прямое вмешательство государства ограничено. Главный недостаток административных методов состоит в том, что они огра­ничивают свободу экономического выбора.

Насчитывается несколько сфер экономики, где прямые методы эффективны. Это государственный контроль над монопольными рынками, поддержание минимально допустимых доходов населения, защита национальных интересов в системе мирохозяйственных свя­зей, дотации и поддержание убыточных отраслей и предприятий.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следу­ющим направлениям:

стимулирование капиталовложений; обеспечение полной занятости;

воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации; поддержка устойчивого экономического роста; перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибега­ет главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.

В Беларуси, где происходит формирование рыночных отноше­ний, к перечисленным направлениям государственного регулирова­ния экономики добавляются те, которые связаны с образованием многосекторной экономики, включающей проведение приватиза­ции, демонополизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хо­зяйственного механизма, включение экономических регуляторов вместо административных и многое другое.

Для нашей экономики с ее высоким уровнем монополизации про­изводства и обращения главным условием перехода к цивилизован­ным рыночным отношениям становится антимонопольное регулиро­вание. Столь же актуальна и антиинфляционная политика государ­ства, поскольку современной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.

В Программе социально-экономического развития Беларуси до 2000 года большое внимание уделяется усовершенствованию госу­дарственного управления экономикой. Предполагается упорядочить полномочия и ответственность в различных звеньях исполнительной власти. Будет разработана Генеральная схема управления экономи­кой страны, включающей вопросы управления предприятиями — го­сударственными, коммерциализированными и частными.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РЫНКА

Отдельные высказывания о рынке известны с давних времен. Од­нако родоначальником учения о рынке считается А.Смит. Исследо­вав процесс развития рынка, он выдвинул тезис об особой роли "не­видимой руки" — конкуренции, которая в кажущемся хаосе рынка постоянно порождает экономический порядок.

К.Маркс в первом томе "Капитала" посвятил специальную главу характеристике развития процесса обмена, в которой он подчерки­вал мысль, что в обмене участвуют люди и вещи, товаровладельцы и товары. Следовательно, анализ товара должен быть дополнен анали­зом действий товаровладельцев. Кроме того, К.Маркс неоднократно обращался к процессу обмена. Так, анализ форм стоимости одновре­менно есть и развитие процесса обмена. Знаменитые схемы простого и расширенного воспроизводства иллюстрируют проблему реализа­ции совокупного общественного продукта.

Важную роль в развитии теории рынка сыграла работа А.Маршал­ла "Принципы политической экономии". Объект его исследования — закономерности формирования цены. Он впервые сделал попытку раз­работать принципы частного равновесия на примере одной отрасли.

Последователи А.Маршалла, направив свои усилия на нахожде­ние условий равновесия для отдельных хозяйствующих субъектов, заложили начало микроэкономики.

Теория общего равновесия, разработанная Л.Вальрасом, охваты­вала сложную систему рыночных связей, в том числе между различ­ными отраслями и секторами экономики.

В своей работе "Общая теория занятости, процента и денег" Дж.М.Кейнс подверг сомнению автоматический характер саморегу­лирования рыночной экономики и обосновал необходимость вмеша­тельства государства в экономические процессы. На передний план выходят проблемы макроэкономики.

В середине 70-х гг. представители Чикагской школы (монетарис­ты) выступили против чрезмерного прямого вмешательства в эконо­мику.

Современная экономическая мысль объясняет степень развития рыночных отношений с помощью концепции трансакционных из­держек — затрат, связанных с осуществлением сделок, охватываю­щих обмен товарами и деятельностью.

Краеугольным камнем современной теории рынка является раз­работка теоретической базы для государственного регулирования системы взаимосвязанных рынков.

Литература

Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1992. Т. 1. Гл. 5. С. 81 —93.

Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. М., 1994. С. 35—49.

Учебник по основам экономической теории /Под ред. В.Д.Камаева и др. М., 1995. Темы 3 — 4. С. 31-62.

Экономическая теория: Учебник /Под ред. Н.И Базылева, С.П. Гурко. Мн., 1999. С. 100- 140.

ГЛАВА 9

ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ



Просмотров 954

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!