![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ РЫНКА. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО
Роль рынка в экономике. Рынку принадлежит важная позитивная роль в структуре экономики. Рыночная экономика доказала, что ей нет альтернативы при решении главных экономических задач. Во-первых, рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Это достигается через установление соответствия предложения объему платежеспособного спроса. Во-вторых, рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм такой оценки заключается в одном: состоялась купля-продажа или нет. В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства. Этому прежде всего содействует конкуренция, которая разоряет отстающих и обогащает преуспевающих. Положительным свойством рыночной системы является и то, что она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования. Потребители свободны покупать то, что они предпочитают; предприятия — производить и продавать то, что они считают целесообразным; поставщики ресурсов могут по собственному выбору находить место приложения имеющимся у них материальным и людским ресурсам. При этом потребители демонстрируют свои предпочтения в форме спроса, а производители и поставщики ресурсов соответственно реагируют на этот спрос, чтобы обеспечить свои собственные интересы. Рынок формирует и воспитывает "экономического человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует "человека административного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного. Рынок с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства. Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Одним из условий реализации личных и семейных доходов является наличие на потребительском рынке достаточного количества и ассортимента товаров по доступным ценам. Наличие достаточного количества товаров и услуг позволяет населению удачно вложить деньги, выбрать нужный товар для удовлетворения своих потребностей. Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для применения достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Рыночная экономика базируется на принципе экономической целесообразности, т.е. на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. К этому подталкивают условия конкуренции, стремление обойти соперника, предложение на рынке товаров более высокого качества и по более низкой цене. Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы и в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов: направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Рынок беспристрастно и жестоко осуществляет отбор как товаров, так и способов их производства. Этот отбор независимо от того, одобряют или не одобряют его люди, приносит важнейшие организующие и регулирующие начала в экономику. Рынок имеет и негативные, отрицательные стороны. При всей своей огромной позитивной роли он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики и социальных проблем. Предоставленному самому себе рынку присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения. Рыночная экономика приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работников из производства и появлению безработицы, не дает социальных гарантий малообеспеченным слоям населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей. В то же время экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обездоленными. Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу. Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости населения и стабильного уровня цен. Отрицательные стороны — следствие законов рынка, которые вызывают к жизни тенденции к нестабильному развитию экономики, к усилению неравенства в распределении доходов, ограничивают возможности развития сфер, связанных с производством общественных благ и услуг. Поэтому для современной рыночной системы характерно государственное вмешательство в экономическое развитие. В рыночной экономике существуют объективные границы для расширения экономических функций государства. Корректируя действие рыночного механизма, смягчая его отрицательные стороны, государство не должно подрывать основы рыночного ценообразования и свободную конкуренцию. Роль государства в рыночной экономике. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем, таких, как: защита прав собственности; оказание противодействия неограниченной власти монополий, разработка антимонопольного законодательства; принятие санкций против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшение функционирования рынка путем создания стабильной обстановки в стране; расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог, осуществление дорожной разметки и знаков и т.д.; осуществление затрат на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости; осуществление контроля за состоянием окружающей среды и утилизации отходов производства; субсидии здравоохранению, образованию, различным благотворительным программам. Вместе с тем рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. Во-первых, проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерно распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Во-вторых, обеспечение права на труд тем, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей. К социально-экономическим проблемам некоторые экономисты относят удовлетворение общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, сил охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т.п. Речь идет о товарах и услугах, которыми в равной степени пользуются все граждане страны, так называемые общественные (или коллективные) товары. "Производство" этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство. Не менее значимой проблемой является проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связанная с так называемыми "внешними эффектами", например загрязнение окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за безудержного вовлечения их в хозяйственный оборот и др. Возникновение региональных внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наиболее эффективный способ хозяйственной организации, а с другой — у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства. Функции государства. Выделяют следующие экономические функции государства: 1) создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений; 2) составление прогнозов развития социально-экономической системы на перспективу; 3) регулирование процессов использования производительной силы природы и охрана окружающей человека среды; 4) управление демографическими процессами, обеспечивающими рациональное, научно обоснованное воспроизводство человеческой производительной силы; 5) ориентация организации производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности; 6) разработка целевых комплексных программ экономического развития; 7) повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами; 8) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий; 9) формирование и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности; 10) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан; 11) регулирование процессов по включению страны в международную экономическую интеграцию. Иногда выделяют пять экономических функций государства, в частности создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; защита конкуренции; перераспределение дохода и богатства; корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики. Направления и методы государственного вмешательства в экономику. Некоторые экономисты выделяют следующие три уровня регулирования рынка: первый — саморегулирование рынка, т.е. свобода действий производителя, субъектов производства, второй — регулирование рыночных отношений институтами и средствами гражданского общества (союзы предпринимателей, органы производственного самоуправления, потребительские общества и др.) и третий — государственное регулирование. О степени вмешательства государства в экономику давно идут споры между теоретиками разных направлений и школ. Обычно в литературе выделяют следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование. Основными инструментами микрорегулирования выступают: налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений; стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики; фискальная и денежная политика регулирования доходов; социальная политика; государственное предпринимательство. Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д. В экономической литературе выделяют и такие направления регулирования рыночной экономики государством, как: 1) правовое обеспечение функционирования рыночного механизма; 2) стабилизация макроэкономических колебаний путем проведения антициклической политики; 3) регулирование занятости — поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением на рабочую силу; 4) регулирование денежного обращения, борьба с инфляцией, регулирование платежного баланса; 5) перераспределение ресурсов; 7) борьба с монополизмом. Государственное регулирование рыночной экономики преследует следующие цели: 1) минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов; 2) создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; 3) обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых слоев рыночного общества. Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм. Прямое (административное) вмешательство выражается в том, что государство в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие в предпринимательской деятельности, является собственником предприятий. Кроме того, прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. В странах с развитой рыночной экономикой прямое вмешательство государства ограничено. Главный недостаток административных методов состоит в том, что они ограничивают свободу экономического выбора. Насчитывается несколько сфер экономики, где прямые методы эффективны. Это государственный контроль над монопольными рынками, поддержание минимально допустимых доходов населения, защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей, дотации и поддержание убыточных отраслей и предприятий. Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям: стимулирование капиталовложений; обеспечение полной занятости; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации; поддержка устойчивого экономического роста; перераспределение доходов. Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. В Беларуси, где происходит формирование рыночных отношений, к перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляются те, которые связаны с образованием многосекторной экономики, включающей проведение приватизации, демонополизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйственного механизма, включение экономических регуляторов вместо административных и многое другое. Для нашей экономики с ее высоким уровнем монополизации производства и обращения главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям становится антимонопольное регулирование. Столь же актуальна и антиинфляционная политика государства, поскольку современной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы. В Программе социально-экономического развития Беларуси до 2000 года большое внимание уделяется усовершенствованию государственного управления экономикой. Предполагается упорядочить полномочия и ответственность в различных звеньях исполнительной власти. Будет разработана Генеральная схема управления экономикой страны, включающей вопросы управления предприятиями — государственными, коммерциализированными и частными. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РЫНКА Отдельные высказывания о рынке известны с давних времен. Однако родоначальником учения о рынке считается А.Смит. Исследовав процесс развития рынка, он выдвинул тезис об особой роли "невидимой руки" — конкуренции, которая в кажущемся хаосе рынка постоянно порождает экономический порядок. К.Маркс в первом томе "Капитала" посвятил специальную главу характеристике развития процесса обмена, в которой он подчеркивал мысль, что в обмене участвуют люди и вещи, товаровладельцы и товары. Следовательно, анализ товара должен быть дополнен анализом действий товаровладельцев. Кроме того, К.Маркс неоднократно обращался к процессу обмена. Так, анализ форм стоимости одновременно есть и развитие процесса обмена. Знаменитые схемы простого и расширенного воспроизводства иллюстрируют проблему реализации совокупного общественного продукта. Важную роль в развитии теории рынка сыграла работа А.Маршалла "Принципы политической экономии". Объект его исследования — закономерности формирования цены. Он впервые сделал попытку разработать принципы частного равновесия на примере одной отрасли. Последователи А.Маршалла, направив свои усилия на нахождение условий равновесия для отдельных хозяйствующих субъектов, заложили начало микроэкономики. Теория общего равновесия, разработанная Л.Вальрасом, охватывала сложную систему рыночных связей, в том числе между различными отраслями и секторами экономики. В своей работе "Общая теория занятости, процента и денег" Дж.М.Кейнс подверг сомнению автоматический характер саморегулирования рыночной экономики и обосновал необходимость вмешательства государства в экономические процессы. На передний план выходят проблемы макроэкономики. В середине 70-х гг. представители Чикагской школы (монетаристы) выступили против чрезмерного прямого вмешательства в экономику. Современная экономическая мысль объясняет степень развития рыночных отношений с помощью концепции трансакционных издержек — затрат, связанных с осуществлением сделок, охватывающих обмен товарами и деятельностью. Краеугольным камнем современной теории рынка является разработка теоретической базы для государственного регулирования системы взаимосвязанных рынков. Литература Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1992. Т. 1. Гл. 5. С. 81 —93. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. М., 1994. С. 35—49. Учебник по основам экономической теории /Под ред. В.Д.Камаева и др. М., 1995. Темы 3 — 4. С. 31-62. Экономическая теория: Учебник /Под ред. Н.И Базылева, С.П. Гурко. Мн., 1999. С. 100- 140. ГЛАВА 9 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
![]() |