Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СУЩНОСТЬ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ



Сущность переходной экономики. Необходимость реформиро­вания экономики бывших социалистических стран назревала давно, что выражалось в попытках проведения различных экономических реформ и экспериментов. Однако они, как правило, заканчивались совершенствованием существующей административно-командной системы. В итоге улучшения экономической ситуации не происходи­ло. Напротив, положение в экономике еще более осложнялось по ме­ре исчерпания экстенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-коман­дной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными недостатками. Во-первых, ее негибкостью, неспособностью быстро адаптироваться к экономическим переменам. Адаптационные меха­низмы в форме перераспределения материальных и финансовых средств включались лишь тогда, когда глубина диспропорций в эко­номике приближалась к критической точке. Механизмы же рыноч­ного саморегулирования не работали из-за формального существова­ния товарно-денежных отношений и централизованного, директив­ного планирования.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая про­изводительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, проявивший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальней­шем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге ока­зался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. Ре­зультатом централизованного тотального планирования, подавляв­шего хозяйственную инициативу, стало то, что страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.

Все это и обусловило необходимость глубокого реформирования административно-командной экономики. Причем требовался но­вый, качественно иной подход к реформированию экономики, затра­гивающий саму основу существующей административно-командной системы. В самом деле, если страна располагает значительным эконо­мическим и интеллектуальным потенциалом и не имеет положитель­ных результатов от его использования, причину надо искать в самой общественной системе. Именно в силу внутренней целостности са­мой экономической системы создание эффективной экономической системы предполагает изменение всей совокупности экономических отношений. Это закон изменения любой системы.

Отсюда следует, что переход от неэффективной административ­но-командной системы к эффективной может основываться на изме­нении всей совокупности экономических отношений прежней систе­мы, а также механизма ее функционирования. Обществу известны два основных типа механизма функционирования: на основе прямо­го директивного регулирования и косвенного рыночного регулиро­вания. Следовательно, необходимость трансформации администра­тивно-командной (централизованно регулируемой) экономики не оставляет иного выбора, как экономика рыночного типа.

Становление рыночной экономики - дело довольно сложное, пос­кольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему, которая по своей природе отторгала нормальные рыночные отноше­ния. Рыночная система функционирует на принципиально иных меха­низмах экономического развития, чем административно-командная, а потому и сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро преобразовать отношения собственности и изменить сложившуюся со­циально-экономическую структуру общества, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформиро­вать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической систе­мы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформа­ции и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяю­щихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, в эконо­мике будет постепенно происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отноше­ний и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления рыночной экономики тре­бует довольно продолжительного периода времени, в течение кото­рого будет существовать так называемая переходная экономическая система, или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и ры­ночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "проме­жуточное" состояние общества, когда прежняя система социаль­но-экономических отношений и институтов разрушается и реформи­руется, а новая только формируется и развивается. Те изменения, ко­торые происходят в переходной экономике, являются преимущес­твенно изменениями развития, а не функционирования, что было ха­рактерно для сложившейся системы.

Основные черты переходной экономики. Изменения, происхо­дящие в переходной экономике, обусловливают и характерные для нее черты. Во-первых, для переходной экономики свойственны из­менчивость, нестабильность. Эти черты носят "безвозвратный" ха­рактер, ибо они не просто временно нарушают устойчивость систе­мы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, в результате чего она постепенно уступает место другой экономи­ческой системе.

Следовательно, в переходной экономике неустойчивость будет сохраняться постоянно с тем, чтобы в итоге обеспечить постепенный переход к другой экономической системе. Неустойчивость и неста­бильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений — необратимость, неповторимость, а с другой — рост не­определенности результатов развития переходной экономики, вари­антов формирования новой системы. Эта вариантность итогов разви­тия (в определенных границах, конечно) обусловлена как специфи­кой переходной экономики, сочетающей в себе элементы старого и нового состояния, так и многообразием факторов, влияющих на про­цесс развития.

Кроме того, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых пе­реходных экономических форм. Таковой, например, сегодня являет­ся акционерная форма собственности, которая лишь внешне совпа­дает с той же формой в современных рыночных системах. Фактичес­ки это разновидность номенклатурно-корпоративной собственности (закрытые акционерные общества). Таковыми являются и формы распределения, противоречиво соединяющие в себе элементы социа­лизма и рыночной экономики. Эта "нечистота" (переходность) эко­номических форм прежде всего свидетельствует о степени развитос­ти или зрелости переходной экономики. По мере наполнения этих пе­реходных форм новым содержанием и уменьшения в них элементов старой системы переходная экономика все больше и больше будет со­ответствовать экономике рыночного типа.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер проти­воречий. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. про­тиворечия нового и старого, противоречия различных слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами отношений. Изменения, про­исходящие в переходной экономике, в конечном итоге ведут к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переход­ные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики являет­ся ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись вос­точноевропейские страны и новые независимые государства, входив­шие ранее в СССР, сложнее, чем, например, проблемы латиноамери­канских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные ин­ституты, и число государственных предприятий, подлежащих при­ватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкрет­ные уровни развития каждой страны, степень развитости товарно-де- нежных отношений да и способность общества к рыночным измене­ниям обусловливают специфику протекания переходных процессов в экономике.

Если, например, в Польше в 80-е гг. уже существовало множество рыночных институтов и более 1/3 польской рабочей силы было заня­то в частном секторе, то в СССР начальные элементы рыночной эко­номики стали возникать лишь в конце 80-х гг. в связи с принятием За­кона о государственном предприятии и Закона о кооперативах. Из этого следует, что общие для переходной экономики закономерности в различных условиях проявляются по-разному. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономичес­кой системы в переходный период.

Особенности функционирования переходной экономики. Спе­цифика переходной экономики как "смешанной", структура которой представлена единством элементов рыночного хозяйства и админис­тративно-командной системы и в которой не действуют в полной ме­ре экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обус­ловила следующие особенности ее функционирования.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционнос­тью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, же­лательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в про­изводственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного перио­да старых экономических форм и отношений.


Второй особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Пони­мание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависят правильность выбора направлений и пу­тей развития и его практическая реализация. Успех ускорения пере­ходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не про­извольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построе­ния системы действий в соответствующих направлениях.



Просмотров 1405

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!