Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СООТНОШЕНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И РЫНКА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ



Роль государства в регулировании переходной экономики. Од­ним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процес­сов. В плановой экономике государственное управление играло ре­шающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным их регулятором является ры­нок. Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не являет­ся доминирующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющий характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере.

Тем не менее в переходный период командно-административные методы регулирования экономики все еще остаются. И не только по инерции, но и потому, что от них невозможно сразу отказаться. В те­чение определенного периода они сосуществуют (как в типичной многоукладной экономике) одновременно с методами, характерны­ми для рыночной экономики. Однако по мере продвижения к рынку, с одной стороны, уменьшается степень государственного вмеша­тельства в экономику и постепенно сужается государственное регу­лирование экономических процессов. С другой стороны, меняются формы, методы и инструменты государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регули­рования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддержи­вает условия для развития экономики. В странах же, только встав­ших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недоста­точно высоки. Это и обусловливает необходимость более интенсив­ного вмешательства в экономические процессы. Именно поэтому роль государства в управлении экономикой в переходном периоде во многих отношениях усиливается.

Усиление роли государства в данном случае понимается не в смысле восстановления, а тем более превышения его прежних фун­кций, а в смысле овладения сложившейся ситуацией распада, ее пре­одоления и осуществления управления экономикой на иных эконо­мических принципах, тем более что переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функциониро­вания. К тому же усиление регулирующей роли рынка непременно предполагает, что сам рынок должен стать объектом регулирования со стороны государства.

Функции государственного регулирования экономики. Роль го­сударства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства — это основные направления его деятельности, посред­ством которых реализуется назначение государства как политичес­кой организации, добившейся стабильности в обществе. Все фун­кции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высоко­централизованной и административно управляемой экономики дол­жен быть целенаправленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности.

Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства: по созданию условий эффективной работы рынка и по дополне­нию и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функции стимулирования и за­щиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.

Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но если в развитой рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за примене­нием действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то в переходной экономике необхо­димо заново создавать всю базу хозяйствования. Правовая база пере­ходной экономики, доставшаяся в наследство от командной эконо­мики и ориентированная на директивное, централизованное руко­водство хозяйством, не соответствует новой рыночной модели эконо­мики, она во многом должна быть создана заново.

Создание новой правовой базы хозяйствования — далеко не про­стое дело, ибо законы разрабатывают, принимают и исполняют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегодня они призваны су­щественно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку пра­вовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве ока­зывают дестабилизирующее воздействие на экономику.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и за­щите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвы­чайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции при­обретает особое значение. Ведь там, где существует монополистичес­кая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное исполь­зование ресурсов. Монополия нарушает рыночную конкуренцию, де­лая ее в раде случаев несостоятельной. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые бы разрешали и стимулировали предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации сущес­твующих предприятий должен предусматривать создание конкурен­тных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.

Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и политической стабильности. Это необходимо, с од­ной стороны, для нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой — для привлечения иностранного капитала.

Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономи­ки, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на ры­ночные механизмы саморазвития на основе рецептов монетарис­тской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы невозможно, потому что сис­тема рыночных институтов, через которые можно было бы воздей­ствовать на экономическую материю, в переходной экономике отсут­ствует или находится в эмбриональном состоянии.

Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно госу­дарство институционально формирует структуру рынка: рынок това­ров и услуг; финансовый рынок, включающий в себя межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок средне- и дол­госрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товар­ные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и т.д.

Ко второй группе относятся функции регулирования распреде­лительных процессов и распределения доходов, корректировки ре­зультатов рыночных процессов, обеспечения экономической ста­бильности и стимулирования экономического роста.

Государство помимо функций чисто переходного характера вы­полняет функции, регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее воздействие на экономику. На пер­вый план выходят экономические методы регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление кризисных явле­ний в экономике, спад производства, сдерживание инфляции, прове­дение структурной перестройки, решение проблем социальной за­щиты граждан может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса инструментов фискальной и кредитно-де­нежной политики.

Целенаправленная реализация государством функции экономи­ческой стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сло­жившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели ста­новления и развития рыночной системы, построенной с учетом сло­жившихся условий, внутренних и внешних факторов экономическо­го развития.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличе­нием дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызы­вая снижение жизненного уровня населения. Государство вынужде­но более интенсивно участвовать в регулировании распределитель­ных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель госу­дарственного вмешательства — сократить различия в размерах дохо­дов между отдельными субъектами путем их перераспределения.

При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку возможности увеличения нало­гообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную ак­тивность. Не безграничны и возможности использования трансфер­тных платежей как канала перераспределения доходов. Значитель­ное увеличение их размеров и продолжительность выплат ослабляют стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе.


Посредством определенных финансово-бюджетных инструмен­тов (дополнительное налогообложение или предоставление субси­дий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные явления в экономике.

В тех сферах, где рынок не способен в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общес­твенных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмеша­тельство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Регулирующие функции государство выполняет посредством ад­министративных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяй­ствования. Они преобладали в командной экономике. Экономичес­кие методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздей­ствуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производите­лей и потребителей товаров и услуг.

Литература

Бузгалии А.В. Переходная экономика. М., 1994.

Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учеб­ник. М., 1996.

Курс переходной экономики: Учебник /Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1997. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Ки­ров, 1995.

МясниковичМ.В. Становление рыночной экономики Республики Беларусь. Мн., 1995.

Основы теории переходной экономики (Вводный курс): Учеб. пособие /Под ред. Е.А.Киселевой, М.Н.Чепурина. Киров, 1996.

Рыночное реформирование экономики. Беларусь. Мн., 1997. Вып. 2. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учеб. пособие /Под ред.

B.В.Герасименко. М., 1997.

Шимов В.Н. Становление развития социально ориентированной экономики в Республике Беларусь: актуальные проблемы //Белорус, экон. журн. 1997. № 1.

C.8-12.

Экономика переходного периода: Учеб. пособие /Под ред. В.В.Радаева и др. М., 1995.


РАЗДЕЛ 2

МИКРОЭКОНОМИКА



Просмотров 1046

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!