Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



КОНКУРЕНЦИЯ - ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ



Сущность конкуренции и ее значение. Конкуренция (от лат. сопсиггеге — бежать вместе) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и прода­жи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конку­ренция — экономическая борьба, соперничество между обособленны­ми производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция — состя­зательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и однов­ременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для дос­тижения наиболее высоких результатов в своих интересах.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она сти­мулирует деятельность самостоятельных единиц. Через конкурен­цию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борь­ба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению науч- но-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур кон­куренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального сти­мулятора экономики государство в своих законах определяет "прави­ла игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязан­ности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффектив­ные технологии производства. На конкурентном рынке неспособ­ность некоторых фирм использовать самую экономичную техноло­гию производства в конечном итоге означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффек­тивные методы производства.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товар­ного производства. Каждый мелкий производитель в процессе кон­куренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыноч­ного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизво­дителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усиливалась. Появилась возможность усиления хозяйства, применения наемных работников, эксплуата­ции их труда. Так возникает капиталистическое товарное производ­ство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие. В совре­менных условиях она выступает как важное средство развития про­изводства и существует в различных формах.

Классики марксизма о конкуренции. Имея в виду капиталисти­ческую конкуренцию, Ф.Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном ему гражданском общес­тве войны всех против всех. Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и из­держками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции: внутри- и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между пред­принимателями, производящими однородные товары, за лучшие ус­ловия их производства и сбыта, и особенно за получение сверхпри­были. Товары реализуются исходя из общественно необходимых зат­рат, которые образуют общественную стоимость. Общественную сто­имость товаров, устанавливающуюся в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К.Маркс называл рыночной стоимостью. Ры­ночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину пос­ледней оказывает влияние спрос и предложение товаров. Если спрос выше предложения, рыночная цена устанавливается выше стоимос­ти, а если предложение больше спроса, то рыночная цена ниже стои­мости. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивиду­альные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обуслов­ливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимате­лей различных отраслей производства. Стимулируя технический прогресс и повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, поскольку по­рождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спеку­ляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между пред­принимателями, занятыми в различных отраслях производства, вы­годное приложение капитала и перераспределение прибыли. Пос­кольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако предпринима­тель независимо от того, где применяется его капитал, стремится по­лучить на него не меньшую прибыль, чем остальные предпринимате­ли. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли сфер производства колеблются вокруг определенного среднего уровня. Различные нор­мы прибыли, как писал К.Маркс, выравниваются путем конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее этих различных норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Она, во-первых, зависит от уровня средней нормы прибыли и, во-вто- рых, от величины авансированного капитала. Средняя прибыль оп­ределяется как произведение средней нормы прибыли на величину авансированного капитала: р **р' • К, где р — средняя прибыль; р' — средняя норма прибыли; К — авансированный капитал.

Образование средней нормы прибыли означает перераспределе­ние совокупной прибыли между предпринимателями различных от­раслей по принципу: равновеликая прибыль — на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансиро­ванный капитал.

Современные подходы к конкуренции. Современные экономис­ты считают конкуренцию одной из причин эффективности про­изводства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять техни­ческий прогресс, совершенствовать технологию производства. В за­падной экономической литературе большое внимание уделяется формам конкуренции, в частности совершенной и несовершенной.

Совершенная конкуренция — это соперничество многочислен­ных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

1) наличие большого количества фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших разме­ров, и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен;

2) возможность свободного доступа к различным производствен­ным секретам;

3) однородность продукции, производимой различными пред­приятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

4) хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и пред­ложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике разви­тых стран была типична до середины XIX в. Во второй половине XIX — начале XX в. появляются крупные предприятия и их объеди­нения. В Германии в 1882 г. крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли 0,3 % всех предприятий, причем на них было сосредоточено 22 % всех рабочих страны; в 1925 г. на их долю прихо­дилось уже 1,2 % от общего числа предприятий и 48 % от общего коли­чества рабочих. В американской промышленности в 1904 г. крупней­шие предприятия с объемом производства 1 млн дол. составляли 0,9 % от общего числа, на них было занято 25,6 % рабочих. В1909 г. та­ких предприятий насчитывалось 1,1 % от общего числа и на них было занято 30,5 % всех рабочих, которые производили 43,8 % всей про­мышленной продукции страны.

Эти процессы привели к существенному изменению конкурен­тной борьбы на рынках, появлению несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершен­ной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции (они приведены в книге К.Р.МаюсоннеллаиСЛ.Брю "Экономикс").

Первая модель несовершенной конкуренции — монополия. Для нее характерны следующие черты:

единственный продавец — одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

нет близких заменителей — продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у мо­нополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

диктуемая цена — чистая монополия диктует цены или осущес­твляет значительный контроль над ценой;

вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии заблокировано.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяй­ственной единицы в производстве. Так, например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предпри­ятие приходится свыше 1 /3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм.

В нашей хозяйственной практике в качестве занимающих доми­нирующее положение на рынке рекомендуется рассматривать тех участников хозяйственного оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцированно, в час­тности выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.

Второй моделью несовершенной конкуренции является монопо­листическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;

экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неце­новую конкуренцию;

вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получе­нию ими нормальной прибыли в долгосрочном периоде; тип продукта дифференцированный.

На практике предприниматель, действующий в условиях моно­полистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие пред­приятия, и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качество, внешний вид и т.д.).

Третья модель несовершенной конкуренции — олигополия. Ее признаки, характерные черты: наличие нескольких фирм;

тип продукта, стандартизированный или дифференцированный; контроль над ценой — ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;

наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль; очень типична неценовая конкуренция, особенно при дифферен­циации цен.

Олигополия, как правило, характерна для отраслей, где наиболее эффективно крупное производство и отсутствуют широкие возмож­ности дифференциации отраслевого товара.

В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии произво­дят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Иден­тичность этих товаров определяет и единую цену на них. Предприя­тия дифференцированной олигополии производят разнообразную продукцию одного функционального назначения — автомобили, покрышки и камеры, электробытовую технику, сигареты.

Методы конкурентной борьбы. В современных условиях ис­пользуются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патен­тов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок но­вых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийство опасных конкурентов, шпио­наж, государственные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы, в частности применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также используемый мо­нополиями метод ценовой дискриминации (разные цены в различ­ных местностях, демпинговые, оросовые цены).

Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти ме­тоды в основном подразделяются на две группы — конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту — это стремление захватить часть от­раслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассор­тимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, бо­лее 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продажи — это использование много­численных средств для привлечения покупателей к товарам. Она включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы пос­тоянным покупателям.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование сред­ствами производства вместо их приобретения в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классичес­кой аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на усло­виях договора купли-продажи.



Просмотров 1065

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!