Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА



Понятие рынка. В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка:

рынок — это совокупность экономических отношений производ­ства и обмена товаров при помощи денег;

рынок — это обмен, организованный по законам товарного про­изводства и обращения;

рынок — это система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара;

рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения;

рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, свя­зывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Содержание понятия рынка в широком смысле неоправданно сводится только к обмену. В его орбиту оказываются "втянутыми" все фазы воспроизводства — непосредственное производство, рас­пределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморе­гулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой нахо­дятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Рынок как система представляет собой определенное равновес­ное сочетание двух начал — стихийного, конкурентного и организую­щего, монопольного.

Основой стихийности рынка, конкурентного начала является участие в конкуренции множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, у которых разные условия производства, об­условленные индивидуальными характеристиками товара.

Монопольное начало предполагает наличие у узкой группы про­изводителей конкретного товара элементов сговора; определенного единообразия требований, стандартов качества; упорядоченных, сог­ласованных, предвидимых действий.

Сочетание между конкурентным и монопольным началами дол­жно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оп­тимумом является максимум конкуренции при минимуме монопо­лии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями.

Рыночный механизм, где сочетание конкуренции и монополизма оптимально, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение но­вой техники и технологии, поощряет лучших производителей, нака­зывает худших.

Условия возникновения рынка. Важнейшим условием возникно­вения рынка является общественное разделение труда. Разделение тру­да — совокупность всех существующих в данный момент видов трудо­вой деятельности. Обычно выделяют три уровня разделения труда: внутри предприятия (единичное); между предприятиями (частное); в масштабах общества (общее — разделение труда на промышленный и сельскохозяйственный, умственный и физический, квалифицирован­ный и неквалифицированный, ручной и машинный).

Посредством разделения труда достигается обмен деятельнос­тью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого дру­гого конкретного вида труда.

Разделение труда возникло в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ре­месла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купе­чества. Затем стали дробиться отрасли, углублялось общественное разделение труда. Положительное значение разделения труда для роста его производительности подчеркивал Аристотель.

Основоположником научной теории разделения труда считается А.Смит, рассматривавший в работе "Исследование о природе и при­чинах богатства народов" все главные типы разделения труда — в пределах отдельной мануфактуры, между отраслями, между городом и деревней, между трудом, между различными регионами и целыми национальными хозяйствами.

Современная экономическая система — это своеобразный продукт всевозрастающих масштабов разделения труда. Углубление общес­твенного разделения труда позволяет расширять производственные возможности и преодолевать ограниченность экономических ресурсов для выпуска разнообразных товаров. Ограниченность ресурсов и про­изводственных возможностей вынуждает людей выбирать между отно­сительно дефицитными, необходимыми для потребления товарами: выпуск одних из них одновременно означает отказ от выпуска других.

Условием возникновения рынка является и специализация труда. Специализация — это форма общественного разделения труда как меж­ду различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли, и внутри предприятия на различных стадиях про­изводственного процесса. Различают три основные формы специализа­ции: 1) предметную (например, автомобильные, тракторные заводы); 2) подетальную (например, заводы шарикоподшипников); 3) техноло­гическую (стадийную) (например, прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подеталь­ной и технологической специализации ведут к расширению про­изводственных связей — кооперированию. Специализация про­изводства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения подетальной и технологической специализации.

Если в древности были известны только некоторые специальнос­ти, прежде всего охотника и земледельца, то сегодняшние перечни специальностей включают многие тысячи весьма различных профес­сий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализа­ция достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходи­мость в постоянном обмене плодами специализированного труда оп­ределяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Причины возникновения рынка. Одной из важных причин воз­никновения рынка является ограниченность ресурсов. Редкость ресур­сов, или ограниченность производственных возможностей, распрос­траняется на любой фактор производства, идет ли речь о человеке как работнике или о капитале и земле. Занятость работника в данной отрас­ли исключает возможность его занятости во всех остальных. Произво­дительные возможности работника ограничены возможностями его организма и специализацией его труда применительно к какой-либо одной отрасли производства или виду работ. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограни­чены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает воз­можности такого же производственного использования в другой. В эко­номической теории это явление получило название закона ограничен­ных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается людьми пос­редством обмена одного продукта труда на другой, т.е. через рынок. Раз­личные продукты благодаря обмену составляют общую массу, из кото­рой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, пред­ложив в обмен продукты своего труда. Не будь возможности такого об­мена, каждому человеку приходилось бы для удовлетворения своих потребностей выполнять множество работ. В таком случае замедли­лись бы экономический прогресс и развитие цивилизации.

Второй причиной формирования рынка является экономическая обособленность товаропроизводителей, их возможность свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных ре­шений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Эта обособленность ис­торически возникает на базе частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Своего высокого уровня частная собственность и рыночные отношения дос­тигли при капитализме.

Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, дохо­дов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложен­ных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности в лице кооперативов, товариществ, акционерных обществ, государ­ственных и смешанных предприятий.

Третья причина становления рынка — это самостоятельность про­изводителя, свобода предпринимательства. Рынок предполагает свобо­ду конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интере­сов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован това­ропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отно­шений. Свобода хозяйственной деятельности означает право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, пред­почтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон призван ог­раничивать и запрещать только те виды экономической деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, об­щественной стабильности, противоречат нормам морали. Все осталь­ное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в коллективных и государственных формах деятельности.

Различные страны, их национальные хозяйства шли к рыночной экономике разными путями. Вместе с тем есть общие закономернос­ти ее становления, присущие любой стране. К важнейшим из них от­носятся:

наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпри­нимательской деятельности и гарантии прав собственности различ­ных экономических субъектов;

свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предло­жение;

конкуренция товаропроизводителей;

свободный перелив капиталов между отраслями и регионами;

образование финансового рынка, включающего рынок кредит­ных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;

наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионально­го перелива;

открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

В бывшем СССР экономика ориентировалась на общенародную государственную собственность на средства производства, централи­зованное ценообразование, планирование и управление обществен­ным производством, централизованное распределение ресурсов и т.п. В этих условиях механизмы рынка заменялись механизмами ко­мандно-административной системы управления народным хозяй­ством. Здесь товарно-денежные отношения выступали в уродливой форме, существовали искусственные деньги и цены.

Субъекты и объекты рынка. Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели и другие физи­ческие лица. Во-вторых, юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

Для классификации субъектов рыночных отношений использу­ются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупате­лей. С позиций форм собственности выделяются субъекты, хозяй­ствующие на базе индивидуальной, частной собственности.

В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продаю­щие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капита­ла, и собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хо­зяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Домашние хозяйства яв­ляются собственниками и поставщиками факторов производства в ры­ночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей, а не на наращи­вание прибыли. В рамках домашнего хозяйства потребляются конеч­ные продукты сферы материального производства и сферы услуг.

Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли), предполагающее вложение в дело соб­ственного или заемного капитала и являющееся поставщиком това­ров и услуг.

Правительство представлено главным образом различными бюд­жетными организациями, которые реализуют функции государ­ственного регулирования экономики. Кроме того, оно само пре­доставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства.

Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по най­му государственным служащим, он является представителем прави­тельственной организации; владея ценными бумагами какой-либо кор­порации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства. Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противо­речить интересам других субъектов. Каждый из них занимает опреде­ленное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реа­лизовать свои экономические интересы, должен предложить то, что не­обходимо другим субъектам рыночных отношений.

Объекты рыночных отношений — это все то, по поводу чего возни­кают отношения купли-продажи. Сюда относятся материальные и не­материальные блага и услуги, факторы производства — средства про­изводства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.

ФУНКЦИИ РЫНКА

Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации эко­номических целей общества.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяй­ственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном регу­лировании большое значение имеет соотношение спроса и предложе­ния, влияющее на цены. Рост цены является сигналом к расширению производства, ее падение — сигналом к сокращению. Рынок подсказы­вает производителям, что им производить, от производства каких това­ров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее цен­ную информацию дает рынок и потребителям, на основе которой они постоянно выбирают способ удовлетворения своих многочисленных потребностей. Благодаря рынку продавцы и покупатели осуществляют экономический выбор способа удовлетворения своих потребностей. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регуля­тором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике. Рыночные отношения обеспечивают динамичную пропорциональность в товарообороте меж­ду различными регионами и национальными хозяйствами. Развитие мирового рынка явилось основой создания нынешних международных экономических союзов и интеграционных группировок, объединяю­щих ряд стран мирового хозяйства.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует освоение достижений научно-технического прогрес­са, снижение затрат, повышение качества товаров и услуг и расшире­ние их ассортимента.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объек­тивную информацию об общественно необходимом количестве, ассор­тименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на ры­нок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно све­рять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция рынка состоит в том, что экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора опти­мального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставля­ется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию, очищающую общес­твенное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, поощряя развитие эффективных, предпри­имчивых, перспективных фирм.

Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономи­ки, как уровень жизни, структура и эффективность производства.

Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Он и сам является достижением мировой цивилизации. Свои воз­можности рынок демонстрирует в развитых странах, в развивающих­ся государствах, причем независимо от национальных, идеологичес­ких и других особенностей.

Механизм рынка в целом освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика пре­имущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая им­порт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит эконо­мическим интересам участников рынка. Расхождения между появле­нием потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловле­ны имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, нали­чием ресурсов, носят временный характер.

На рынке осуществляется реализация стоимости и доведение то­варов до потребителя. Он служит связующим звеном между эконо­мически обособленными товаропроизводителями, а также между производством и потреблением.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства — производство, рас­пределение, обмен и потребление. Соединяя производителя и потре­бителя, координируя их деятельность, рынок стихийным путем обес­печивает непрерывность процесса воспроизводства. Через рынок ог­ромные потоки материальных ресурсов, товаров и услуг направляют­ся от владельцев к потребителям, а в обмен на них навстречу, в денеж­ной форме, движутся средства, необходимые для продолжения про­цесса производства.

Дифференцируя производителей, предоставляя государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления, рынок выполняет социальную фун­кцию.

В литературе выделяют и такие функции рынка, как активизация экономических интересов, стимулирование эффективности эконо­мической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективной кооперации труда.

Основными принципами функционирования рыночной эконо­мики являются принципы:

свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;

примата потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, который диктует свою волю, желания, вкус про­изводителю;

рыночного ценообразования. Цена на рынке формируется в ре­зультате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;

договорных отношений; конкуренции;

государственного регулирования рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государ­ственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы;


Экономике присущи не только отдельные, изолированные друг от друга рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях. Роль этих соотношений (пропорций) исключительно велика. Если владелец товара намерен увеличить его выпуск исходя из спроса, он может рассчитывать на те количества материалов, дополнительных работников, капиталов и иных ресурсов, которые он в состоянии приобрести на соседних рын­ках. Экономическая жизнь предпринимателя протекает в двух нап­равлениях. Одно из них микроэкономическое, которое характеризу­ет поведение производителя на отдельно взятом рынке, другое — мак­роэкономическое, которое характеризует его связи с тем, кто владеет ресурсами и торгует ими на остальных рынках.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА

Содержание рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструк­тура — это система учреждений и организаций, обеспечивающих дви­жение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее определяют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-эконо­мические условия для функционирования рынка; как совокупность уч­реждений, организаций государственных и коммерческих предприя­тий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка; как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспе­чивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снаб- женческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организа­ции, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных, банковских и стра­ховых систем, крупных самостоятельных банковских и кредит- но-сберегательных учреждений, а также различных по объему опера­ций средних и мелких коммерческих банков.

Основные элементы инфраструктуры рынка. Важнейшими эле­ментами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка означает: 1) регулярный рынок, который организу­ется в определенном месте; 2) место периодической торговли; 3) се­зонную распродажу товаров одного или многих видов. Она возникла в Европе в раннее Средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в наци­ональном и международном масштабе, в частности отраслевые (чаще технические) и товаров широкого потребления с проведением сим­позиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недоста­точно. Главным ориентиром здесь является получение максималь­ной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Прода­ваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высо­кую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводят­ся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов созда­ются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.

Существуют и международные аукционы. Они представляют со­бой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются това­ры определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.

Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где зак­лючаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Чле­нами бирж могут быть только отдельные лица, а от компаний могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контрак­ты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии, на долю которых приходится до 98 % объема биржевых сделок с това­рами в стоимостном выражении (в том числе доля США — 84 %).

Различают товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.

Товарные биржи функционируют на рынках отдельных товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже товаров на основе предва­рительного осмотра и по образцам, стандартам. По своему характеру биржевые сделки выступают в двух разновидностях: 1) сделки спот — это сделки на реальный товар. Они дают гарантии реализации того товара, который уже имеется в наличии; 2) сделки форвард, при кото­рых продается не сам товар (он даже не произведен), а право на его получение. Разновидностью форвардных сделок являются фьючер­сные сделки. Это сделки на товар будущего. Однако при данной сдел­ке партнеры не рассчитывают передать друг другу реализуемые това­ры. Цель фьючерсной сделки — получение разности в цене за период между заключением контракта и его исполнением. На современных товарных фьючерсных биржах только 1 —2 % сделок заключаются с поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами това­ры как таковые, а контракты на их поставку.

В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавли­вая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.

В бывшем СССР товарные биржи развивались в условиях НЭПа. Самого большого развития они получили в 1926 г. Членами 114 бирж были 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц. В дальнейшем курс на жесткую централизацию в управлении привел к их полной ликвидации. К 1930 г. они перестали существовать.

С переходом к рыночным отношениям товарные биржи стали возрождаться. В бывшем СССР они начали работу в конце 1990 г. в Москве и Ленинграде. На этих биржах заключаются сделки куп- ли-продажи по широкому ассортименту сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, автомобильной и вычислитель­ной техники, других видов товаров. Товарные биржи получают раз­витие и в Беларуси. Они начали функционировать с 1 апреля 1991 г. Однако в классическом понимании они не являются биржами, так как ряд операций (например, фьючерсные сделки) им не известны.

На товарных биржах по поручению своих клиентов сделки за­ключают посредники—брокеры. В роли таковых могут выступать как высококвалифицированные специалисты, так и брокерские фирмы, зарегистрированные на биржах и представляющие интересы своих клиентов. Источник дохода брокера — комиссионное вознагражде­ние, предусмотренное в уставе соответствующей фирмы. Субъекта­ми товарной биржи являются и дилеры — участники торгов, осущес­твляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет.

На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: 1) акции предприятий, компаний, фирм; 2) облигации, выпуска­емые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Куп- ля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются ре­альные рыночные цены на акции и облигации тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых их держателям. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляци­ями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса-предложения, объема заказов и поступающей фи­нансовой информации^ Крупнейшими фондовыми биржами в мире яв­ляются биржи в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Франкфурте-на-Майне, Париже. В Беларуси процесс создания фондовой биржи только начал­ся. Свое развитие он получит при дальнейшем формировании рынка ценных оумаг и приватизации государственной собственности.

Современная фондовая биржа — это сверхмощный компьютер­ный центр, имеющий средства оперативной связи практически во всем мире. Все сделки вводятся в память машины, благодаря чему ин­формация о рынке распространяется в считанные секунды.

Биржа труда — организация, специализирующаяся на выполне­нии посреднических операций между предпринимателями и рабочи­ми с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядо­чить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам вре­мя поиска места работы.

Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информа­цию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все име­ющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрировать­ся на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы. В быв­шем СССР биржа труда существовала до 30-х гг. и была закрыта в связи с декларацией о полной ликвидации безработицы в СССР. В России она возобновила свою работу, в Беларуси права и возможнос­ти безработного регулируются системой законодательных актов.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная систе­ма. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой дея­тельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизо­вать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом и в капиталовложения. Ядро кредитной системы — банковская систе­ма. Она включает в себя центральный (государственный), коммер­ческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвести­ционные (специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании различных предприятий и целых отраслей) банки.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финан­сы. Их основу составляют центральные и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирова­ние производственных и социальных программ. Система финансов строится в соответствии с государственным устройством и Консти­туцией страны. В Программе социально-экономического развития Беларуси до 2000 г. предусматриваются разработка и принятие ряда важнейших законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения участников финансового рынка, банкротство банков, осуществляющих валютное регулирование и валютный контроль, га­рантирующих права инвесторов и неприкосновенность валютных вкладов юридических и физических лиц в банках.

Ряд звеньев инфраструктуры рынка предназначен для обслужи­вания рыночного хозяйства в целом. Это юридические и информаци­онные службы, консалтинговые компании и др.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотноше­ния хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА

Показателем состояния экономики является так называемая ры­ночная конъюнктура, т.е. временная ситуация, характеризующая сос­тояние производства и потребления в определенный период време­ни. Конъюнктура рынка показывает степень сбалансированности спроса и предложения.

На рынке между спросом и предложением устанавливается опреде­ленное соответствие, их соотношение как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом определяет конъюнктуру рынка. Спрос мо­жет быть удовлетворен только предложением, а предложение может быть реализовано только в спросе. Количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос.

Конъюнктура рынка является составной частью общей экономи­ческой конъюнктуры. Последняя определяется как совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики страны или мирового хозяйства, отдельной отрасли, региона или рынка това­ра в определенный период.

Экономическая конъюнктура зависит от многих факторов, среди которых различают циклические, нециклические и случайные. К первым относятся факторы, сила которых равномерно нарастает в пределах конкретного периода (цикла), ко вторым — факторы, ока­зывающие постоянное влияние на экономику (например, науч- но-технический прогресс), к третьим — временные, быстропреходя- щие факторы (засуха, болезни, мода).

На развитие рынка оказывают влияние не только сугубо эконо­мические, но и политические, военные, социальные, естественно-би- ологические и прочие факторы. Рыночная конъюнктура и факторы, ее определяющие, всегда привлекали внимание участников рыноч­ной экономики, поскольку непосредственно сказывались на резуль­татах их коммерческой деятельности. Участники рынка издавна учи­лись понимать своих потребителей, но это, как правило, происходило в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков сделал подобный контакт и анализ практи­чески невозможными. В этих условиях приходится все чаще прибе­гать к исследованию потребителей, учитывать все большее число факторов. Научный анализ конъюнктуры способен предотвращать многие негативные тенденции и становится обязательным элемен­том механизма регулирования рыночной экономики.

Улучшение конъюнктуры рынка достигается обычно следующи­ми способами:

а) регулирование масштабов инвестиций;

б) изменение условий и масштабов государственных заказов;

в) пересмотр уровня налоговых и процентных ставок;

г) регулирование величины денежных сбережений населения.



Просмотров 3629

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!