Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ



Социально-экономические аспекты трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и стра­ны прибытия.

Страна
Всего получено разрешений на выезд Из них в: Израиль США Германию Австралию Польшу Канаду

Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны в зависимости от разных факторов могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный интерес, как прави­ло, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографичес­кая ситуация и относительно (и абсолютно) низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу. Примером классического совпадения интересов может быть период освоения Нового Света. Избыток трудоресурсов в Евро­пе и потребность в них в Америке привели к гармонии интересы двух континентов. Интересы мигрантов, вызванные более высоким уров­нем жизни в Америке, полностью отвечали интересам обеих стран.

Рис. 30.2. Кривые спроса на рабочую силу для стран А (а) и В (б)

 

Степень совпадения экономических интересов определяется эф­фектами трудовой миграции, возникшими в результате ее влияния на мировой рынок труда.

Для упрощения анализа экономических и социальных послед­ствий миграции труда воспользуемся двухстрановой моделью, вклю­чающей страны А и В (рис.30.2). Страна А характеризуется более высоким уровнем развития производительных сил (большее коли­чество капитального оборудования, передовые технологии), а следо­вательно, высоким уровнем производительности труда. Спрос на ра­бочую силу, основанный на предельном продукте труда, здесь составляет 0\. Численность рабочих в стране составляет Ос человек, уровень почасовой заработной платы — Щ.

Предположим, что в стране В в силу ее низкого технического по­тенциала спрос на рабочую силу не велик— количество занятых рабочих — ОС, а заработная плата находится на уровне Щ. Реалис­тично оценивая все приведенные показатели, можно утверждать, что экономический интерес рабочих страны В проявляется в их желании конкурировать на рынке труда страны А. Для упрощения допустим, что: 1) единственной причиной миграции будет разница в уровнях за­работной платы; 2) миграция не требует от мигрантов ни экономи­ческих, ни моральных издержек. Они ощущают уверенность относи­тельно условий и уровня жизни в незнакомой стране, законодательс­тво которой запрещает какую бы то ни было дискриминацию в отно­шении иностранцев; 3) все формальные барьеры к миграции устране­ны: законы страны не препятствуют миграции.

В силу допущений рабочие из страны В будут эмигрировать в страну А до тех пор, пока заработная плата не установится на уровне Щ. Прежде чем установится равновесие, количество рабочих РС из страны В переселилось в страну А, в которой оно увеличилось ровно на такую же величину — с/. Согласно закону спроса и предложения уровень заработной платы в стране иммиграции снизился с уровня до объем национального продукта (сумма объемов предельно­го продукта в денежном выражении, созданного рабочей силой) воз­растет с Оакс до Оаь/( на величину сегмента скЬ/).

В стране эмиграции в результате снижения конкуренции за рабо­чие места заработная плата повысится с 1^2 до Щ. Но объем нацио­нального продукта упадет с ОАКС до ОАВР (потери составляет сег­мент РВКС).

Признавая, что сегмент скЬ/ больше сегмента РВКС мы можем сделать вывод, что с точки зрения мировой миграции рабочей силы она увеличит реальный объем национального производства. Эконо­мическая эффективность мировой экономики увеличится в резуль­тате более продуктивного использования труда мигрантов в странах, их принимающих.

Двухстрановая модель миграции рабочей силы показывает, что она увеличивает доходы предпринимательского сектора страны-им- портера. Из рис. 30.2 видно, что до начала мипэации национальный продукт страны А равен Оакс. Общий фонд заработной платы, рассчи­танный путем умножения ставки зарплаты на количество рабочих, составил площадь ОЩкс. Площадь Щак, равная разнице между на­циональным продуктом и фондом заработной платы, составила до­ход "бизнеса" страны А.

Аналогичные рассуждения можно провести применительно и к стране В. После миграции доходы предпринимателей в стране иммиг­рации А возрастут до И^яб (на величину сегмента щткь), а в стране эмиграции упадут с ЩАК до ЩАВ (на величину сегмента ЩЩВК). Таким образом, бизнес страны А выиграет, а страны В — понесет ущерб.

Анализ ситуации, изображенной на рис. 30.2, позволяет сделать вывод, что эффективность свободы передвижения рабочей силы для страны иммиграции заключается в снижении уровня заработной платы для "постоянного" населения; росте объема национального продукта; чистом выигрыше предпринимателей, а для страны эмиг­рации — в росте уровня заработной платы для оставшегося трудоспо­собного населения; уменьшении объема национального продукта; потере предпринимателей.

Мир в целом выигрывает в этом процессе, поскольку свобода миг­рации позволяет рабочей силе использовать себя максимально и вно­сить больший чистый вклад в мировое производство.

Другим важным аспектом влияния внешней миграции на рынок труда является ее воздействие на качественный состав рабочей силы. Как показывают исследования, эмиграция в целом улучшает струк­туру рабочей силы. Так, из 100 % возвратившихся в Таиланд 56,8 % работали за границей по тем же специальностям и практически сох­ранили свой прежний профессиональный уровень, 36,8 % повысили его и только у 4,5 % он снизился. Устойчивая тенденция к повыше­нию квалификационного уровня возвращающихся в страну харак­терна и для Индонезии. Подобная тенденция наблюдается и в отно­шении стран, экспортирующих в основном неквалифицированную рабочую силу. Для Филиппин, где относительно высокий уровень образования населения в целом, наблюдалась обратная тенденция: 19 % выпускников колледжей, выезжающих за рубеж, были заняты на работах, требующих более низкого уровня образования, чем тот, которым они обладали.

Положительным эффектом миграции рабочей силы является рост валютных доходов стран — экспортеров товара "рабочая сила". Существует четыре источника валютных доходов от экспорта рабо­чей силы: 1) налоги с прибыли фирм — посредников по трудоустрой­ству и другие платежи в бюджет; 2) непосредственные переводы миг­рантов на родину; 3) личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, приобретение недвижимости, ценных бумаг и т.д.); 4) капиталы от стран — импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство тру­довых ресурсов и в социальную сферу.

Крупным экономическим фактором, пополняющим казну стран—экспортеров рабочей силы, являются непосредственно пере­воды денежных средств. В традиционных странах-экспортерах они составляют 25 —30% экспорта и 10 — 33% импорта. К примеру, такой экспортер рабочей силы, как Пакистан, за последнее десятилетие по­лучил около 15 млрд дол. в виде перевода денежных средств эмигран­тами. Турция, Индонезия, Индия получают по 2 — 3 млрд дол. еже­годно. Переводы вьетнамцев составляют половину государственного бюджета их родной страны. Рост количества валюты, которую пере­водят два миллиона филиппинцев, работающих за границей, обгоня­ет рост стоимости филиппинского экспорта. Чтобы получить пред­ставление о реальных поступлениях в национальный доход стра­ны—экспортера рабочей силы, сумму переводов нужно удвоить, так как мигранты, возвращаясь на родину, привозят с собой сумму сбере­жений, почти равную сумме переводимых денежных средств.

Согласно оценкам эффективность экспорта рабочей силы выше ва­лютной эффективности товарного экспорта. Например, бывшая Югос­лавия — основной в мире экспортер раоочей силы — имела поступле­ния от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд дол., но пра­ктически прибыль от этого экспорта составила около 3 млрд дол. От эк­спорта рабочей силы в виде только переводов страна получила 3,5 млрд дол. С учетом привозимых наличных сбережений фактические поступ­ления составили порядка 7 млрд дол., что в 2 с лишним раза превысило поступления от товарного экспорта. Поступления по этой статье за последние годы возрастали более высокими темпами (10 % в год) по сравнению с другими поступлениями развивающихся стран. Получая миллиарды долларов, многие из этих государств создали у себя экспор­тную специализацию по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных доходов. У тех государств, которые в основном "специализировались" на экспорте трудовых ресурсов, доля валютных переводов удерживается на высоком уровне и даже увеличивается (табл. 30.4). Кроме того, этот источник существенно улучшил положе­ние их национальных валют. Так, благодаря тому, что их платежные ба­лансы постоянно ориентировались на трудовые переводы, Турция, Югославия смогли сделать свои валюты конвертируемыми.

Таблица 30.4. Доходы от экспорта рабочей силы у основных стран — экспортеров трудовых ресурсов, млрд дол.
Страна — экспортер рабочей силы Среднегодо­вой доход за период 1986 — 1990 гг. Сравнительная доля перево­дов мигрантов в поступлени­ях с экспорта товаров, %
Югославия 2,8 3,6 6,6 9,8 5,9 48,5
Португалия 1,1 3,6 3,7 4,5 3,6 27,4
Канада 0,3 1,4 4,7 5,4 3,4 4,2
Испания 1,4 2,3 3,1 3,2 2,6 5,8
Турция 1,1 1,7 3,1 1,9 2,2 26,3
Греция 0,4 1,1 1,4 2,0 1,5 25,6
Израиль 0,1 1,7 1,6 1,4 1,5 16,3
Египет 1,0 3,8 4,3 3,5 113,2
Пакистан 0,9 1,7 2,2 2,4 44,9
Индия 0,9 2,1 - - 2,4 17,0

 

В последнее время реэмигранты стали привозить на родину все больше товаров производственного назначения с целью организации собственных производств. В подавляющем большинстве случаев правительства стран эмиграции поощряют данный процесс путем снижения или отмены таможенных пошлин и других протекционис­тских мер.

В целом миграция возвращает странам происхождения трудовые ресурсы, обогащенные и в прямом, и в переносном смысле. Те потери, котсюые эти страны несут по причине отъезда их граждан (уменьше­ние будущих налоговых поступлений, "утечка мозгов" и др.), в конеч­ном счете менее значительны, нежели получаемые от этого выгоды.

Международная миграция рабочей силы многосторонне воздей­ствует на экономику принимающих стран. Это воздействие может иметь как положительный, так и отрицательный эффект.

К положительным эффектам относится то, что иммиграция, во-первых, является источником покрытия дефицита как квалифици­рованной, так и неквалифицированной рабочей силы. В странах, актив­но использующих иностранную рабочую силу, целые отрасли экономи­ки находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Во Франции иностранные рабочие составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 — в автомобилестроении, в Бельгии — 1/2 всех горняков, в Швейцарии — 2/5 всех строительных работ выполняются иностранцами;

во-вторых, позволяет экономить средства на образование и про­фессиональную подготовку. Если молодой специалист едет на рабо­ту в другую страну, то приобретения страны въезда существенно воз­растают. Затраты на подготовку специалиста несет страна выезда, а отдачу от подготовки специалиста получает страна прибытия. Если рассматривать чисто экономический аспект, то стране значительно выгоднее готовить своих специалистов, чем ввозить их из других го­сударств, хотя эта экономическая выгода не всегда очевидна (соци­альные затраты на иммигранта требуются сразу, а свои работники уже имеют тот или иной объем благ и услуг);

в-третьих, расширяет социальную базу для сбора налогов и явля­ется источником использования сбережений иммигрантов для раз­вития национальной экономики;

в-четвертых, повышает эластичность национального рынка труда. Иммиграция вызывает и ряд негативных эффектов: оказывает давление на рынок труда, усу1убляет такое социальное явление, как безработица. Кроме того, по мнению некоторых экономистов, иммиг­ранты представляют излишнее бремя для общегосударственных фи­нансов страны из-за роста пособий по безработице, по бедности, рос­та издержек на содержание школ и больниц и т.д.

Кроме экономического и социального аспектов международной миграции есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек — природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов и росту преступности и т.п.

При формировании концепций миграционной политики следует учитывать и те и другие аспекты.

РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления поло­жительных эффектов, получаемых страной в результате трудовой миг­рации, необходимо использовать арсенал средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов.

Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей си­лы через государственные границы возникло раньше, чем регулиро­вание международных рынков товаров и услуг. Уже на исходе XIX в. появились законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабо­чих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощ­рялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей эко­номики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизне­са, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые рабо­ты за минимальную заработную плату.

На сегодняшний день в государствах мирового сообщества сложи­лась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабо­чей силы, включающая в себя законодательство о юридическом, поли­тическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная поли­тика проводится непосредственно через национальные службы мигра­ции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринима­телей относительно найма на работу, а также контроль за временем пре­бывания иностранной рабочей силы в стране.

Существуют некоторые различия в национальных миграционных законодательствах. Для Франции, Бельгии, Великобритании, напри­мер, характерна "семейная миграция". Для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии наиболее приемлема "Ассимилированная иммигра­ция", предусматривающая получение гражданства после определенно­го срока непрерывного пребывания в стране. ФРГ отличается более ли­беральной миграционной политикой. Согласно закону об иммиграции от 11 мая 1990 г., она способствует интеграции прибывших в ФРГинос- транных рабочих. Закон запрещает любую дискриминацию по отноше­нию к иностранцам, в том числе и в оплате труда.

Миграционная политика в США относительно приезжающих на постоянное местожительство отличается сравнительной жесткос­тью. Ее отличительные признаки:

строгая "селекция" въезжающих в страну; относительная свобода выбора местожительства и работы; большой процент иммигрантов, получающих американское гражданство;

масштабность неконтролируемой (нелегальной) иммиграции. Несмотря на различия нормативно-правовой базы, законода­тельства в большинстве принимающих стран имеют общие основные черты, в частности:

жесткие требования к уровню образования и стажу работы по спе­циальности. Минимальным образовательным уровнем является пол­ный курс средней школы или профессионально-технического учили­ща. Кроме того, приоритет при трудоустройстве отдается лицам, имею­щим как минимум 3 — 5-летний стаж работы по специальности;

жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. Въезд закрыт для наркоманов, больных, страдающих психическими рас­стройствами и заразными болезнями, представляющими опасность для окружающих;

политический и социальный портрет иммигрантов. Лица, имею­щие в прошлом судимость, члены профашистских организаций, сто­ронники тоталитарных режимов, преследующие цель террористи­ческих акций, лишены права на иммиграцию;

возрастной ценз иммигрантов. Он колеблется в пределах 20 — 40 лет в зависимости от предполагаемой сферы деятельности;

количественное квотирование. Суть его в установлении макси­мальной доли иностранной рабочей силы на макро- и микроуровне (предприятие, отрасль, национальная экономика), а также общего числа иммигрантов, которые могут быть приняты страной (напри­мер, 700 тыс. ежегодно в США согласно закону 1990 г.);

количественное квотирование географической и национальной структуры иммиграции, целью которого является недопущение дис­криминации и согласование интересов стран — экспортеров и импор­теров рабочей силы;

сроки пребывания в стране. После выполнения определенной рабо­ты и по истечении определенного времени иммигранты должны поки­нуть принимающую страну или продлить свое пребывание в соответ­ствующем законодательству порядке. Оправдано в этой связи имею­щее место деление въезжающих в страну иностранцев на иммигрантов и неиммигрантов. Первые допускаются в страну на "постоянное про­живание" с правом работы по найму или ведения собственной предпри­нимательской деятельности и приобретения гражданства принимаю­щей страны. Неиммигранты допускаются в страну на определенный срок, после чего теряют право на дальнейшее проживание;

наказуемость нелегальной миграции. Законодательно устанав­ливаются санкции за нарушение иммиграционного режима. Неза­конная иммиграция сопровождается депортацией, всевозможными штрафами, длительными сроками тюремного заключения. Наказуе­мо также посредничество или сам наем на работу нелегальных миг­рантов. Например, с 1986 г. американским предпринимателям запре­щено нанимать на работу иностранных граждан, не имеющих разре­шения СИН (служба иммиграции и натурализации при министер­стве юстиции, отвечающая за координацию и практическое осущес­твление иммиграционной политики) на трудоустройство в США.

Разработан и действует механизм регулирования миграционных процессов на уровне отдельных регионов. Так, регулирование им­миграции в рамках Европейского сообщества осуществляется на ос­нове Законов об эмиграции 1971 и 1988 гг. и консульских соглашений стран ЕС. В конце 1991 г. странами ЕС разработаны кратко-, средне- и долгосрочные программы и различные инструменты пресечения по­токов нелегальных мигрантов, такие, как тщательный контроль на всех путях передвижения, санкции против авиакомпаний, осущес­твляющих перевозку лиц без соответствующих документов.

Определенную роль в регулировании миграции рабочей силы игра­ют международные организации, в частности МОТ. Серьезные сдвиги в деятельности МОТ по проблемам миграции начались после второй мировой войны. Начиная с 50-х гг. стали разрабатываться конвенции и рекомендации, вводящие элементы правового регулирования между­народной миграции рабочей силы в ранее бесправных колониях. Так, в 1958 г. МОТ выступила с конвенцией против ущемления прав в облас­ти труда, которая вошла в силу с 1960 г. В1962 г. было принято соглаше­ние об основных нормах социальной политики, согласно которому миг­ранты должны пользоваться не меньшей защитой и преимуществами, чем коренные жители страны-импортера. Соглашение обязывало госу­дарства—члены МОТ обеспечивать сохранение мигрантам по месту их жительства права на получение социальных пособий, приобретенных по месту найма (пособия по болезни, материнству, инвалидности, ста­рости, в случае смерти кормильца и т.д.).

Многие международные организации, такие, как Совет Европы, Межправительственный комитет по миграции, Международная ор­ганизация по миграции, Международное бюро труда, ОЭСР, разра­батывают программы по возвращению мигрантов, адаптации, реим- миграции и привлечению средств возвратившихся мигрантов к ин­вестированию в экономику. Например, в рамках ОЭСР для Югосла­вии разрабатывался ряд программ, направленных на стимулирова­ние развития районов интенсивной эмиграции и включение в этот процесс возвращающихся мигрантов. Странами—участницами

ОЭСР создана служба СОПЕМИ, ставшая координирующим цен­тром национальных миграционных управлений. Способствовать согласованию интересов стран по проблемам международной трудо­вой миграции могут новые международные организации, стимулиру­ющие экономические связи между Востоком и Западом. Одна из та­ких организаций — ЕБРР для Восточной Европы.

В начале 70-х гг. в связи с кризисным состоянием экономики в странах иммиграции стало наблюдаться общее ухудшение положе­ния на рынках труда, сопровождающееся негативным отношением к иностранным рабочим. Ожидания, что по этой причине часть их по собственной инициативе вернется на родину, не оправдались. Как показали данные опросов трудящихся-иммигрантов в Западной Ев­ропе, лишь незначительное их число хотели и готовы были вернуться домой. Подавляющая часть, осознавая неизбежность экономических, социальных, моральных проблем на родине, возможность своего воз­вращения связывала только с болезнью родственников или ухудше­нием своего здоровья. Оценив сложившуюся ситуацию, правительс­тва многих западных стран стали разрабатывать и реализовывать программы стимулирования репатриации.

1. Оказание материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. Механизм материальной компенсации отраба­тывался в ходе дискуссий по поводу источников финансирования программ и системы критериев, лежащих в основе предоставления выплат. В силу возникших разногласий в правительствах разных стран сроки и порядок введения мер финансового стимулирования, а также их результаты оказались различными. В одних странах посо­бия выплачивались сразу при подаче заявления о согласии реэмигри­ровать, в других — после фактического возвращения на родину. (Для гарантии фактического отъезда в Германию, например, выплаты де­лаются лишь спустя 6 месяцев по приезде на родину.)

Источниками выплат и пособий служат средства пенсионного фонда и фонда социального страхования, отчисления в которые про­изводили рабочие за время их пребывания в стране иммиграции. Сумма выплат дифференцирована. Согласно программе материаль­ного стимулирования в 1983 — 1984 гг. для 188 тыс. турецких граж­дан, покидающих ФРГ, была установлена сумма выплат в размере 10,5 тыс. марок для главы семьи и 1,5 тыс. для каждого ее члена.

Вопреки ожиданиям эффект от программ материального стиму­лирования оказался в целом незначительным. Денежные выплаты получали в основном те лица, которые так или иначе собирались вер­нуться на родину. Фактически число уехавших с материальными по­собиями из Франции, например, составило едва половину ожидае­мой цифры в 100 тыс.чел. Значительная часть иностранцев осталась в Европе, надеясь в перспективе получить там работу и улучшить свое материальное положение.

2. Содействие интеграции возвращающихся рабочих в экономи­ку своих стран. Средством реализации этой задачи является профес­сиональная подготовка репатриантов. Стратегический расчет заклю­чается в том, что, получив образование в развитой стране, они смогут претендовать на более престижную работу.

В начале 70-х гг. в рамках данной программы Франция, ФРГ и Швейцария ввели систему профподготовки для эмигрантов из Ал­жира, Югославии, Турции, Туниса, Марокко, Мали и ряда других го­сударств, но и эта мера имела весьма низкий стимулирующий эф­фект. Объясняется это рядом причин. Во-первых, экономическая от­сталость стран происхождения оставалась препятствием для возвра­щения и трудоустройства реэмигрантов. Во-вторых, уровень базово­го образования иммигрантов существенно усложнял проблему его совершенствования. В-третьих, отсутствие гарантии трудоустрой­ства по возвращении на родину существенно снижало личный инте­рес иммигрантов к профессиональному образованию.

3. Стимулирование экономического развития стран и регионов массовой эмиграции. В качестве фактора, сдерживающего новую эмиг­рацию, использовались инвестиции в строительство новых предприя­тий в странах происхождения. Источником инвестиций стали государ­ственные средства и часть переводов иммигрантов на родину.

В середине 80-х гг. наибольшее развитие эти программы получили в ФРГ в результате двустороннего соглашения с Турцией. Первой фор­мой реализации политики стимулирования экономического развития Турции стали кооперативы, бюджетные средства которых формиро­вались за счет вступительных взносов до эмиграции (15 — 20 %), валют­ных переводов из-за границы (40 %) и за счет государственного кредита.

Создание и развитие кооперативов дало толчок к созданию совмес­тных предприятий в форме акционерных обществ, держателями акций которых являлись турецкие рабочие, находившиеся в эмиграции в ФРГ. По данным СОПЕМИ, в 1982 г. в экономике Турции действовало 140 фирм, создавших 34 тыс. рабочих мест, 2,4 тыс. из которых были заняты реэмигрантами. Политика стимулирования экономического развития приостановила новые потоки репатриации турецких граждан из ФРГ.

Оценивая действенность мер по стимулированию репатриации в целом, следует отметить, что ни одна из них не имела должного успеха. В целях повышения эффективности программ репатриации и адапта­ции реэмигрантов необходимо учитывать следующие принципы:

программы должны быть органично вписаны в долго- и кратко­срочную стратегию страны и региона;

программы не должны вызывать негативной реакции у местного населения.

Накопленный опыт многих стран в области миграционной поли­тики свидетельствует о неэффективности жестких директивных мер. Жизнь утверждает необходимость косвенного, корректирующего воздействия со стороны государства на миграционные процессы.

Литература

Балацкий Е. Внешняя трудовая мигоация и российский рынок труда //Пробле­мы теории и практики управления. 1995. № 6. С. 86 — 89.

Друзик Я. Миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений //Фшансы, ул1к, аудыт. 1994. № 4. С. 25 — 27.

Красинец Е., Баринова Н. Трудовая миграция в Россию из стран ближнего зару­бежья //Вопр. экономики. 1996. № 1. С. 85 — 95.

Миграция рабочей силы //Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века Мн., 1997. С. 46-56.

Международная миграция //Трудовые ресурсы и глобализация экономики. 1995. М., Гл. 10. С. 73-79.

Миграция населения //Шахотько Л.П. Население Республики Беларусь в конце XX века. Мн., 1996. Гл. 6. С. 95 - 122.

Мировые рынки труда и проблемы эффективности международной миграции //Правила рынка: иностранные инвестиции, внешняя торговля, трудовая миграция, конкурентоспособность, дипломатия, помощь /Под ред. ВД.Щетинина. М., 1994. Разд. 3.2. С. 203-209.

Москвин Л., Гобелкина О. Миграционные процессы в СНГ //Соц.-полит. журн.

1995.№1. С. 34-45.

Трудовая мобильность: текучесть, миграция, иммиграция //Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория государственной практики. Мн.,

1996.Гл. 10. С. 363 -400.

Царев А., Нестерович В. Превратится ли Беларусь в "накопитель" мигрантов //Рэспубл1ка. 1996.30 кастр. С. 11.

ГЛАВА 31



Просмотров 1221

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!