![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Философия Платона, учение об идеях
Платон Афинский (427 - 347 гг. до н.э.). Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Основными темами философских раздумий поставил человека, общество, государство. Так же как Сократ, Платон считал, что истинное знание - это условие нравственных поступков. И если люди будут добродетельны, значит они будут счастливы. Человек - это бессмертная душа и смертное тело. Человеческая душа состоит как бы из трёх частей: · высшая часть - разумная, с помощью которой созерцается вечный мир идей и которая всегда стремится только к благу; · эмоциональная часть; · низшая - чувственная часть души.
Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти. Платон - сторонник переселения душ. После смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем вселиться в другое тело, причем это будет зависеть от того, насколько праведную жизнь душа вела в земном мире. И только самые праведные и самые добродетельные души навсегда покидают этот мир и остаются в царстве идей. Тело - это темница души, из которой душа стремится вырваться на свободу, но для этого ей надо очиститься, подчинив свои чувственные стремления к высшему благу. С учением о душе и человеке связана теория государства Платона. Этика Платона ориентирована не на формирование совершенной личности, а на формирование совершенного общества. Подобно тому, как душа человека имеет 3 части, так и в государстве должно быть три условия, три группы граждан: 1. Если в человеке преобладает разумная часть души, то он стремится к благу, добру, справедливости. Он честен, порядочен, добродетелен. Эти люди относятся к сословию правителей-философов. Философы-правители выходят из сословия воинов-стражей, поэтому они получают двоякое воспитание - телесное и духовное. Страж должен быть грамотно развитым, в нём сочетаются отвага с кротостью, потому что одна отвага ведёт за собой грубость и жестокость, а одна кротость - изнеженность, трусливость. Физическое воспитание запрещает опьянение, предписывается диета, и всё это должно служить здоровью. Здоровый человек не нуждается во враче, и нельзя жить, непрерывно лечась, т.к. такая жизнь подобна беспрестанному умиранию. А если это жизнь крестьянина или ремесленника, то она вообще никчемна. Вывод: кто не способен жить, того не надо и лечить. Духовное воспитание включает в себя знакомство с науками и искусством. Искусство способно наиболее глубоко проникать в душу людей и сильнее всего их затрагивать. Оно должно делать людей мужественными, стойкими, не боящимися смерти, верящими в добро и в бога, как начало добра, быть бескорыстными, рассудительными и т.д. Но не всякое искусство может служить этим целям. Искусство сплошь и рядом изображает порок, но воспитать на пороке нельзя. В связи с этим Платон предлагает ревизию существующего искусства. В его идеальном государстве из музыки изгоняется неритмичность и дисгармония, флейта, лидийский и ионийский лады, запрещается всякое искусство, где поэт или исполнитель кому-нибудь подражает. Должны быть изменены эпос и мифология. Мифы должны быть только добродетельными. И все с детства должны усвоить, что Бог - это причина блага, а не зла, поэтому из мифов надо убрать все места, где боги карают людей не ради их пользы, а ради корысти, ненависти, вражды или зависти. Герой в мифах не должен обнаруживать человеческие слабости. Из поэзии следует изъять всё, что не относится к стойкости, мужеству, выдержке. Что касается нового искусства, то Платон предлагает поставить творчество в рамки, не позволяя изображать несправедливых людей счастливыми, и позволяя показывать только нравственный пример. Кто не хочет заключать свою деятельность в рамки, того нельзя подпускать к творчеству. Государство по Платону - это совместное поселение. Оно возникает вследствие многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения труда, при котором удовлетворить разные потребности человека легче тогда, когда каждый владеет каким-либо ремеслом, искусством и не отвлекается на другие виды работы. Поэтому в государстве должны быть и земледельцы, ремесленники, строители, купцы, торговцы и воины. Платон с осуждением относится к существующим формам государства. В каждом государстве имущественное неравенство делит как бы на две части государство: бедных и богатых, что ослабляет его. Платон критикует демократическое государство, даёт сатирический образ демократа и иронизирует над свободой в таком государстве. Типичный человек демократического государства - наглый, распутный и бесстыдный. Однако наглость там называется просвещённостью; разнузданность - свободой; распутство - великолепием; бесстыдство - мужеством. Демократическое государство легко вырождается в тираническое, потому что чрезмерная свобода легко обращается в чрезмерное рабство. Платон не принимает не только демократию, но и тиранию. Он отрицательно относится к олигархии и власти военных. Этим четырем типам государственного устройства Платон противопоставляет своё идеальное государство. Всё зло и несправедливость заключается в частной собственности, именно она разрушает целостность государства и воспитывает людей друг против друга. Поэтому стражи и философы не имеют никакой частной собственности. Им не позволено пользоваться ни золотом, ни серебром. Социализм Платона имеет казарменный характер. Проблему сочетания личного и общественного он решает просто - вообще упраздняет личное. Стражи не имеют не только частной собственности, у них нет даже личной собственности. Платон считает, что государство не предполагает счастья отдельных его частей. Ради блага государства упраздняется семья, поскольку если жена и дети у каждого будут свои, то это будет означать разные для всех радости и печали, это будет разобщать людей и нарушать государственное единство. В государстве Платона все отношения полов строго регламентированы. Женщине разрешалось иметь детей с 20 до 40 лет. Мужчине - с 25 до 55. Дети, рождённые вне этих возрастных рамок, уничтожаются. Отношения между стражами полностью подчинены государственной пользе, и имеют единственную цель - получение лучшего потомства. Потомство лучших будет воспитываться, а худших - нет, причём часть худших вообще уничтожается.
Билет 2.
![]() |