Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Место мифа в культуре древней и современной



Миф – колыбель, человеческой духовности, начало культуры.

Слово "мифология" греческого происхождения. Оно состоит из двух слов — "миф" и "логос" "Логос" переводится буквально как "слово", "понятие" и в других известных составных греческих словах (биология, геология и др.) обозначает знание, науку. Мифология — это знание о мифах или наука о мифах.

Слово "миф" в переводе с древнегреческого означает "сказание", "предание", а также "слово".

Мифы возникли чрезвычайно давно, в те незапамятные времена, когда человечество еще не вступило в эпоху цивилизации. Тогда не существовало еще городов и государств, не было письменности и литературы, Жизнь той эпохи кажется нам бесконечно примитивной. В основном эти архаические (древнешие) культуры давно ушли в прошлое. Однако почти до наших дней сохранились в разных частях света (Амазония, Океания и др.) "островки" таких культур. Их изучение проливает свет на время возникновения мифов и их роль в жизни людей древнейших эпох истории.

Ученые, изучающие образ жизни современных народов, задержавшихся на архаической ступени развития, исследуют и их мифологию. Такое исследование позволяет сделать вывод, что мифы были исторически первой, самой ранней формой человеческой духовности.. Передаваясь из поколения к поколению, из уст в уста, мифы аккумулировали опыт людей и были своего рода способом постижения человеком мира, окружающей природы и тайн сверхприродного бытия. Миф существовал в то время, когда не было еще науки, не существовало современных религий. Поэтому миф сочетал в себе все эти стороны духовной жизни: и науку, и искусство, и ре­лигию — причем как бы в нерасчлененном виде, и поэтому играл огромную роль в жизни людей архаической поры. Миф был их естественным спутником в различных жизненных ситуациях. Многие поколения черпали в нем мудрость, объясняли свое происхождение, искали защиты от страшных стихий, брали примеры героизма и преданности роду. В мифах люди обретали бессмертие. Благодаря мифам сплачивались члены рода. Миф учил тому, как следует почитать богов как относиться к соплеменникам, когда следует жениться, как воспитывать детей, предостерегал от дурных поступков, давал объяснения необычным явлениям. Вот что значил миф в жизни людей той далекой поры.

В архаическую эпоху и на заре цивилизации миф неразрывно был связан с религией. Племена, города, народы держались своих богов, видели в них покровителей. Поэтому все, что рассказывалось о них в мифах, почиталось священным. Неверие в мифы зачастую каралось.' Например в эпоху греческой классики афиняне приговорили Сократа к смертной казни лишь за то, что он (как заявили доносчики) не почитал богов греческих мифов и призывал верить в своих богов.

Возникает письменность, а вместе с ней и литература. Мифологические сюжеты становятся сюжетами художественных произведений, а мифические герои занимают место среди литературных персонажей. Шумеро-аккадский "Эпос о Гильгамеше", "Прометей" Эсхила, "Царь Эдип" Софокла, "Илиада" и "Одиссея" Гомера — в основу всех этих произведений, с которых начинается миро­вая литература, положены сюжеты знаменитых мифов. Миф становится неиссякаемым источником художественного творчества. Позже мифы, самые умные и интересные, порывают с родной почвой и становятся достоянием других народов.

Мифы служили основой творчества великих мастеров, источником их вдохновения, давали образцы поступков и характеров. Поэтому понимание искусства прошлого фактически невозможно без знания мифологии. Без нее картина, скульптура, рельеф молчат, пре­вращаясь в набор красивых, но мало понятных образов.

Древние мифы — это колыбель человеческой духовности, начало культуры Миф — это особый образ мира, с помощью которого наши далекие предки ориентировались в нем, выживали, сплачивались, передавали жизненный опыт последующим поколениям. Вместе с тем мифы продолжили свою жизнь в искусстве, составляя на многие столетия его сюжетную, образную и идейную основу. Поэтому знание мифологии является необходимым условием понимания изобразительного искусства, расшифровки его образов и прочтения символов.

Многие мифы оказываются единственным историческим источником. Египетские мифы дают представление о древнейшей истории жителей долины Нила. Шумеро-аккадская мифология раскрывает грандиозные масштабы стихийного бедствия, обрушившегося на Двуречье в глубочайшей древности и известное как "великий потоп". Римская мифология повествует о начале Рима — "вечного города". Мифы и история взаимосвязаны.

Что же такое миф? В любом мифе есть черты, объединяющие его и с религией, историей, преданием, сказкой, и есть черты, отличающие от любого другого вида духовной жизни. Установить эти черты — значит, понять, в чем особенности мифа, в чем его специфика.

Обычно миф определяют как сказание или предание о богах и героях. В мифах рассказывается, главным образом, о них, но не только. Мифы повествуют также о происхождении мира, о создании человека, о возникновении городов, о зарождении природы—гор, морей, рек, планет, звезд. В мифах рассказывается о путешествиях, войнах, о фантастических чудовищах. Вместе с тем из мифов мы узнаем о том, как люди приобрели культурные навыки — научились обрабатывать землю, разводить скот, создавать гончарные изделия, прясть и ткать. Мифы рассказывают о происхождении государств, царской власти, о строительстве храмов. Иными словами, они представляют собой своего рода энциклопедию жизни людей в глубокой древности.

Мифические рассказы воспринимались племенами, как правда, истина без тени сомнения. Следовательно, важнейшим признаком мифа является вера людей в его реальность. И это сближает миф с религией. Хотя между ними есть существенное различие. Религия — это не только вера в существование мира сверхъестественных сущностей, но также вера в возможность установления контакта сними. Поэтому религия предполагает культовые действия—молитвы, жертвоприношения и т. д. Что касается мифа, то он может существовать и сам по себе.

В мифах мы имеем дело с олицетворением реальных сил природы, и эти силы предстают в обликах богов. Морем правил бог Посейдон. Любовь зажигала богиня Афродита. Войны вели люди, подчиняясь Афине и Аресу. Боги воплощают не только природные стихии — день, ночь, грозу, бурю, восход и закат Солнца, землю, воду и т. д. Они олицетворяют также явления культурной жизни людей. Египетский бог Тот считается создателем календаря и письменности бог Осирис научит; людей ремеслам, великая Исида не только покровительствовала семейной верности, но и была богиней мореплавателей. Да и сами человеческие страсти представлялись в облике тех или иных персонажей. Немезида — возмездие. Эрида — раздор, Пандора — глупость, Таким образом, в далекую архаическую эпоху миф служил объяснению мира, помогал понять его сложность, постичь силы природы и превратности судьбы.

Сравнительное изучение мифов разных народов позволяет назвать их некоторые общие черты, отличающие от иных явлений духовной жизни. Во-первых, мифы создаются на самых ранних этапах человеческой истории и сопровождают жизнь людей, как бы вплетаясь в их ткань.

До наших дней дошли мифы очень многих народов — не только греков и римлян (хотя они известны лучше других), но и славян, германцев, индусов, аборигенов Австралии, индейцев Америки, народов Африки. Видимо, без мифов человечество существовать не могло. Другое дело, что до наших дней дошли далеко не все мифы. Многие оказались утраченными, забытыми. Сегодня ученые восстанавливают их сюжеты, проникают в смысл.

Во-вторых, в мифах сочетаются реальность и вымысел. Любой миф наполнен таинственным, неправдоподобным, фантастическим — существами, превращениями, неземными событиями. Но часто за многими мифами, пусть самыми неправдоподобными, стоят реальные люди и подлинные исторические события.

Третьим признаком мифа является вера в его содержание. Те народы, которые создавали мифы верили в истинность.

Персонажи мифов — боги и герои, чудовища и волшебники, цари и их подданные — все они воспринимались как подлинные участники тех грандиозных действий, которые описываются в мифах. Те, кто создавал мифы даже не сомневался в их истинности. Более того, многие, особенно члены знатных фамилий, как греки, так и представители других народов, гордились своим происхождением от богов или героев. Вспомним знаменитого царя Александра, правителя Македонии, а затем и всей Передней Азии. Он верил в свое божественное происхождение, в то, что его отец, царь Филипп, восходит своими генеалогическими корнями к самому Гераклу.

Важно то, что с помощью мифов люди ориентировались в окружающем мире, объясняли явления природы, свои собственные отношения, происхождение народов, городов, ремесел и т. д. Миф, таким образом, играл роль энциклопедии жизни, был не сказкой, не развлечением, но серьезной сокровищницей мудрости, знаний, опыта многих поколений.

Мифы Древней Греции и Рима, Древнего Египта хорошо нам известны. О них мы слышали на уроках истории, русской литературы, мировой художественной культуры. С интересом изучали поэмы Гомера, Библейские притчи о сотворении мира, читали о египетских пирамидах. О мифологии Древнего Востока впервые я услышала на уроках мировой художественной культуры. Эта тема меня заинтересовала и я решила познакомиться более подробно с мифологией Древней Индии, узнать о ее истоках и особенностях.

Миф — наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию и закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею «героического», что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны слитно, что малодоступно другим средствам культуры современности. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

Мифологическое мировоззрение — начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф — это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип — сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождение, природу, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

· В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.

· В мифе нет абстрактных понятий, в нем все — очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

· Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

· Миф живет в своем, особенном времени — времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

· Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

 

 



Просмотров 3704

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!