Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Концепция происхождения культуры



 

Существует несколько точек зрения на вопрос о происхож­дении культуры в зависимости от понимания ее сущности. К наиболее доказательным в науке о культуре относится деятельностный подход к культуре. Предполагается, что про­исхождение всего человеческого и социального связано со ста­новлением человеческого труда, который сделал обезьяну че­ловеком, стадо — обществом, а природу — культурной средой. Эта теория происхождения культуры получила название орудийно-трудовой. Она изложена в статье Ф.Энгельса «Роль тру­да в процессе превращения обезьяны в человека». Согласно ей, человек выделился из животного мира в процессе трудо­вой деятельности. Под трудом понималась целесообразная де­ятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.

  1. Орудийно-тарудовая гипотеза
Основные идеи Ведущие мыслители
Западная Европа, 1876 г.
1.Глава «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» в работе «Диалектика природы». К.Маркс, Ф.Энгельс
«Труд создал человека. Деятельность подразделяется на практическую, теоретическую и практически-духовную. Трудовая деятельность становится основой для возникновения морали, искусства, религии, науки. Ее развитие обуславливает разделение труда, появление семьи, государства, правовой и политической культуры».

 

 

 

По мнению К.Маркса и Ф.Энгельса, в процес­се труда у людей возникло сознание, а с ним и потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство обще­ния в совместной трудовой деятельности. Деятельность чело­века породила культуру, обезьяна превратилась в человека. Действительно, последствия изготовления орудий труда и воз­никновения языка огромны, однако сама по себе дарвиновс­кая теория признается не всеми исследователями.Некоторые ученые (Т.Роззак) считают, что источником культуры была магия. Еще в эпоху палеолита, когда не было никаких орудий труда, различные мистические песнопения и танцы были выразителями первых «человеческих» чувств и определяли сущность человеческой природы.

Американский культуролог Т.Роззак предположил, что древний человек вначале духовно освоил мир как мечтатель, искатель смыс­лов, творец видений, а потом уже стал человеком «творящим».Он рисует такую последовательность этапов жизни чело­века первобытного общества: вначале человека посещали раз­личные мистические видения, вызванные таинственностью окружающего мира, затем появились первые орудия труда, потом человек научился использовать огонь для приготовле­ния пищи, затем начал ориентироваться по звездам и покло­няться им, потом он приручил животных, стал земледельцем и, наконец, властителем природы. Молитвенно-восторженное восприятие жизни привело к возникновению различных ре­лигиозных верований (магия, фетишизм, тотемизм, анимизм), которые, по мнению ряда исследователей, предшествовали практическому освоению жизни в эпоху палеолита.

Другой известный культуролог Л.Мамфорд считает, что орудийно-трудовая теория развития человека и культуры ошибочна, т.к. действия, необходимые для производства эле­ментарных орудий труда из камня или дерева, не требуют какой-либо значительной остроты мысли. Ведь не только че­ловек, но и другие биологические виды создают оригиналь­ные устройства. Бобры научились строить запруды (плотины), пауки — плести паутины, муравьи — создавать муравейни­ки. Причем некоторые биологические виды оказались в этом даже более изобретательными, чем человек. Я полагаю, — под­черкивал ученый, — что возможность выжить без инородных орудий труда дала древнейшему человеку достаточное время для развития тех нематериальных элементов его культуры, которые в значительной степени обогатили его технологию.

Л.Мамфорд считает, что рассматривать человека как жи­вотное, которое изготавливает орудия труда, — значит, про­пустить значительный период человеческой предыстории, который сыграл решающую роль в развитии его ума. Внача­ле человек научился понимать и производить символы. Имен­но они, по мнению ученого, были прологом культуры. А сим­волы рождались из способности человека сделать акцент на самом себе, сделать из себя нечто такое, что выделяло его из окружающего мира.

Русский философ П.А.Флоренский, производивший сло­во «культура» от слова «культ» — поклонение богам, считал, что культура имеет божественное происхождение. Не в бук­вальном смысле этих слов, а в том, что создание материаль­ных орудий труда, полезных для выживания человека (молот, пила, насос и др.), носит сакральный (священный), т.е. куль­турный смысл. Машины и инструменты, по смыслу Флорен­ского, это не просто творения культуры, это символы эпохи.

Это лишь некоторые точки зрения на генезис культуры, на ее происхождение. Очевидно, что каждая из них содержит какую-то часть истины. Труд, в марксисткой теории, рассмат­ривается как процесс взаимодействия человека и природы, в котором человек изменяет не только внешнюю, но и свою соб­ственную природу. Труд — это способ существованйялюдей, средство и условие естественного обмена веществ между че­ловеком и природой. Орудия труда, и это трудно отрицать, тоже сыграли немалую роль в жизни человека. Но они не мо­гут полностью раскрыть тайну превращения обезьяны в че­ловека, не могут объяснить секреты социальной жизни.

Поэтому вопрос о происхождении человека во всех де­талях окончательно не аргументирован. Но, несмотря на это, сам феномен культуры, ее возникновение и становление рас­сматривается всеми теориями как радикальный сдвиг в раз­витии человека, человечества в целом и всего историческо­го процесса.

 



Просмотров 1071

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!