Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Идеалы Просвещения и их отражение в культуре и искусстве



В Европе XVIII в. почти все пространство человеческого знания и разума было заполнено философией Просвещения. Мыслители, ученые и люди искусства отстояли перед церковными и светскими властями определенную свободу научного и художественного творчества. С гордой своей утонченностью цивилизация, потреб­ность в жизненных удобствах в той же мере стимулировали на­учные открытия, что и потребности в познании.

В 1751 г. вышел первый том Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Издание, по выражению Дидро, стало симво­лом «века философии». Руководителями гигантского проекта были Дидро и Даламбер и еще 178 сотрудников. Уже к 1759 году, несмотря на запрет, в свет вышли семнадцать томов текста и одиннадцать томов иллюстраций. Это монументальное произведение вобрало в себя все направления мысли, эпохи Просвещения. Была составлена общая картина всех знаний, которые человечество приобрело к середине XVIII в. В введении к «Энциклопедии» Даламбер приглашает читателя самостоятельно мыслить и искать истину в естественных науках, в истории, а не в Библии или церковных пропове­дях. Человек сам держит в руках свое счастье; он способен всего достичь, если освободится от оков, мешающих его движению вперед. «Энциклопе­дия» сама того не зная, изменяла мир. Ее идеи провоцировали антипросвещенченские тенденции, вызывали ожесточенные споры. Очень скоро они станут залпами Революции. Чтимые и ненавидимые, авторы «Энциклопедии» выступали в роли ее предвозвестников. Гимн труду, прославление приро­ды, иллюстрации давали представление о реальной жизни и воспевали прогресс. Вселенная просматривалась насквозь — от недр до утробы че­ловека.

Распространение книг, газет и кафе приводит к тому, что в XVIII в. у людей появляются новые привычки, например, читать печатные издания. Аристократические салоны были центрами светской жизни, 300 парижских кафе тоже являлись очагами культуры, где читались газеты и обсуждались новости. Основы­вались публичные библиотеки и читальные залы. Создавались литературные общества, научные общества, например, академии, которые становились настоящими бастионами «литературной ре­спублики».

Именно в XVIII в. в центре общественного внимания оказы­вается личность идеального писателя. «Писатель — это философ, человек света и наставник человеческого разума», — писал Вольтер в своей статье, посвященной литераторам. С 1760-х гг. и до самой Революции культ писателя сочетается с поклонением Прогрессу. Силой своего гения писатель соединяет рационализм и чувствительность, призывает свободу и правит империей об­щественного мнения. Вот эта новая философия и перевернет весь западный мир. Наука эпохи Просвещения делает невиданные успехи и открытия. Важные страницы Ботаники были написаны в Королевском саду (Ботанический сад), вобравшем огромное мно­жество растений. Карл фон Линней (1707—1778) описал тысячи видов флоры, фауны, дал им двойные латинские названия. В 1700 г. Жозеф Турнефор создает научную классификацию цветов, положив в ее основу строение тычинки. Термин «биология» ввел воборот французский натуралист Жорж Луи Бюффон (1707— 1788), обозначив им «науку о жизни». В 1868 г. Ньютон опубли­ковал главный труд своей жизни — «Математические начала натуральной философии». Парижская Академия наук делает большие успехи в астрономии, установив мощные телескопы, снабженные микрометром — изобретением Озу, ичасами с ма­ятником — изобретением Гюйгенса, что позволило увеличить точность измерений в сто тысяч раз.

Двое ученых — Ньютон и немецкий философ Лейбниц — поч­ти одновременно открывают исчисление бесконечно малых вели­чин. Расчеты Ньютона- очень помогли в описании «небесной ме­ханики», вплоть до настоящего времени математики пользова­лись методами и записями Лейбница. Энтузиазм европейской публики вызвали машины, вырабатывавшие электричество. Весь Париж устремлялся на демонстрации опытов аббата Нолле, ко­торый развлекал королевский двор, наэлектризовывая роту гвар­дейцев Людовика XV.

Успехи естественных наук и технические достижения способ­ствовали развитию производства.

В XVIII в. Австрия, Пруссия и Россия утверждаются в каче­стве великих держав. Происходит это благодаря обширным ре­формам, предпринятым европейскими монархами под влиянием философских идей Просвещения. Монархи поддерживали новые веяния, но расставаться с неограниченной властью не хотели: это была эпоха просвещенного абсолютизма. Все они жили в одно и тоже время — король Испании Карл III (1716—1788), россий­ская императрица Екатерина II ('1729—1796), австрийский импе­ратор Иосиф (1741—-1790) и прусский король Фридрих II (1712— 1786). Объединяла их любовь к философии Просвещения, изме­нившей взгляд на мир. Верить теперь нужно не в Господа Бога, а в человеческий разум, науку и технику, доказавшие удиви­тельную способность человека управлять Вселенной, делать ее более гармоничной. Окружив себя великими мыслителями и уче­ными, вооружившись новыми идеями, эти монархи начинают преобразовывать свои страны, стараясь им придать более совре­менный вид, развивая их экономически. Короли-философы по-своему толковали великие принципы Просвещения, особенно при­менительно к политике. Все они оставались убежденными сторон­никами абсолютной монархии и брали пример с Людовика IV, восхищаясь блеском и достижениями его царствования. И все же дух Просвещения стимулировал процесс реформ. В царство­вание Фридриха II Пруссия становится первоклассной военной державой и совершает рывок в экономическом развитии. Екатерина II укрепила российское государство, преобразовала его экономическую и административную системы, но своими реформами только усилила самодержавие и крепостничество. В Европе XVIII в. стал веком общения. Обмен людьми и идеями свиде­тельствовал о существовании взаимного интереса между востоком и западом континента. Философы будоражили умы монархов. Переезжая из одной страны в другую, они содействовала взаимо­проникновению культур и формированию единойобщеевропей­ской цивилизации. Философы эпохи Просвещения скептически оценивали возможность существованияГоспода Бога, восставали против господства Церкви над государством и обществом. Сле­дуя примеру философов, большинство монархов равнодушно от­носилось к религии. Они открыли новую эру — эру веротерпи­мости, в разных странах проявившуюся по-разному.

Рост городов — одна из примечательных черт XVIII в. Благо­даря увеличению числа университетов и театров, города стано­вится средоточением интеллектуального и художественного твор­чества. Горожанам возводятся дворцы для их увеселения. Строи­тельство Московского университета, Смольного института в Санкт-Петербурге лишний раз подтверждает, что Россия принад­лежит Европе.

От сверкающего мира удовольствий был неотделим и интел­лектуальный прорыв Века Просвещения. Развлечения сопровож­дались утонченными беседами, чтением литературных произведе­ний XVIII в. — это и триумф Музыкального искусства. Наступа­ет эпоха гигантских органов. Облагораживается и скрипка, быв­шая до тех пор любимым инструментом деревенских праздников.

В музыкальной Европе эпохи Просвещения все больший тон задает католическая и итальянизированная Австрия Моцарта. За отпущенную ему короткую жизнь испытаниям подвергались и талант Моцарта, и его чув­ства. Он создавал шедевры, но не имел чуткого покровителя. Всемирно признанный сегодня, гений умирает 35 лет отроду, в нищете и нужде. Освоиввсе музыкальные стили и жанры, создав музыку для всех инстру­ментов, Моцарт воплотил в себе всю музыкальную культуру своей эпохи. Список его произведений насчитывает более 700 опусов, в числе которых оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».

Творчество Иоганна-Себастьяна Баха (1685—1750), сочиняв­шего как религиозную, так и светскую музыку, оказало решаю­щее воздействие на развитие всей западной музыкальной куль­туры.

Оперы, симфонии, квартеты, сонаты, церковная музыка — все это сочинил Иозеф Гайдн (1732 — 1809), ставший вместе с Мо­цартом и Бетховеном одним из законодателей классической вен­ской музыки.

С 1715 г. французский классический театр начинает распространять свое влияние на большинство европейских стран.XVIII в. приносит всеобщее увлечение театром. К 1791 году в Париже был 51 театр. Появились и частные театры: Вольтер, где бы он ни жил, устрашал собственный театр. Буржуазные драмы и сентиментальные комедии ставят реальные проблемы форми­рующегося общества. Дидро и Бомарше облагородили новый те­атр своими именами. А еще были и ярмарочные театры и театры парижских 5 бульваров, учитывающие вкусы простых людей. Не­задолго до французской революции Бомарше (1732—1799) вы­пускает на сцену Фигаро в знаменитой трилогии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и «Преступная мать».

В гуще народа всегда существовали самые разные социальные категории. Наряду с крестьянами, рабочими, ремесленниками, мелкими чиновниками, низы общества включали и тех, чей труд был совсем уж незавидным, а также домашнюю прислугу. Жанровые сценки художника Шардена помогают представить облики заботы простых тружеников, таких как прачки, кухарки, судо­мойки. Жанровые картины ценились эстетами несмотря на то,
что без прикрас рассказывали о повседневной жизни маленького человека.

Это было время, когда была написана Энциклопедия, когда дух Просвещения будил научные мысли и человек ставил омы­ты во Вселенной... Когда в Европе правили просвещенные госу­дари. Когда Французская революция прославляла свободу, ра­венство, братство.

 

 

Билет 5.

 



Просмотров 1114

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!