![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Идеалы Просвещения и их отражение в культуре и искусстве
В Европе XVIII в. почти все пространство человеческого знания и разума было заполнено философией Просвещения. Мыслители, ученые и люди искусства отстояли перед церковными и светскими властями определенную свободу научного и художественного творчества. С гордой своей утонченностью цивилизация, потребность в жизненных удобствах в той же мере стимулировали научные открытия, что и потребности в познании. В 1751 г. вышел первый том Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Издание, по выражению Дидро, стало символом «века философии». Руководителями гигантского проекта были Дидро и Даламбер и еще 178 сотрудников. Уже к 1759 году, несмотря на запрет, в свет вышли семнадцать томов текста и одиннадцать томов иллюстраций. Это монументальное произведение вобрало в себя все направления мысли, эпохи Просвещения. Была составлена общая картина всех знаний, которые человечество приобрело к середине XVIII в. В введении к «Энциклопедии» Даламбер приглашает читателя самостоятельно мыслить и искать истину в естественных науках, в истории, а не в Библии или церковных проповедях. Человек сам держит в руках свое счастье; он способен всего достичь, если освободится от оков, мешающих его движению вперед. «Энциклопедия» сама того не зная, изменяла мир. Ее идеи провоцировали антипросвещенченские тенденции, вызывали ожесточенные споры. Очень скоро они станут залпами Революции. Чтимые и ненавидимые, авторы «Энциклопедии» выступали в роли ее предвозвестников. Гимн труду, прославление природы, иллюстрации давали представление о реальной жизни и воспевали прогресс. Вселенная просматривалась насквозь — от недр до утробы человека. Распространение книг, газет и кафе приводит к тому, что в XVIII в. у людей появляются новые привычки, например, читать печатные издания. Аристократические салоны были центрами светской жизни, 300 парижских кафе тоже являлись очагами культуры, где читались газеты и обсуждались новости. Основывались публичные библиотеки и читальные залы. Создавались литературные общества, научные общества, например, академии, которые становились настоящими бастионами «литературной республики». Именно в XVIII в. в центре общественного внимания оказывается личность идеального писателя. «Писатель — это философ, человек света и наставник человеческого разума», — писал Вольтер в своей статье, посвященной литераторам. С 1760-х гг. и до самой Революции культ писателя сочетается с поклонением Прогрессу. Силой своего гения писатель соединяет рационализм и чувствительность, призывает свободу и правит империей общественного мнения. Вот эта новая философия и перевернет весь западный мир. Наука эпохи Просвещения делает невиданные успехи и открытия. Важные страницы Ботаники были написаны в Королевском саду (Ботанический сад), вобравшем огромное множество растений. Карл фон Линней (1707—1778) описал тысячи видов флоры, фауны, дал им двойные латинские названия. В 1700 г. Жозеф Турнефор создает научную классификацию цветов, положив в ее основу строение тычинки. Термин «биология» ввел воборот французский натуралист Жорж Луи Бюффон (1707— 1788), обозначив им «науку о жизни». В 1868 г. Ньютон опубликовал главный труд своей жизни — «Математические начала натуральной философии». Парижская Академия наук делает большие успехи в астрономии, установив мощные телескопы, снабженные микрометром — изобретением Озу, ичасами с маятником — изобретением Гюйгенса, что позволило увеличить точность измерений в сто тысяч раз. Двое ученых — Ньютон и немецкий философ Лейбниц — почти одновременно открывают исчисление бесконечно малых величин. Расчеты Ньютона- очень помогли в описании «небесной механики», вплоть до настоящего времени математики пользовались методами и записями Лейбница. Энтузиазм европейской публики вызвали машины, вырабатывавшие электричество. Весь Париж устремлялся на демонстрации опытов аббата Нолле, который развлекал королевский двор, наэлектризовывая роту гвардейцев Людовика XV. Успехи естественных наук и технические достижения способствовали развитию производства. В XVIII в. Австрия, Пруссия и Россия утверждаются в качестве великих держав. Происходит это благодаря обширным реформам, предпринятым европейскими монархами под влиянием философских идей Просвещения. Монархи поддерживали новые веяния, но расставаться с неограниченной властью не хотели: это была эпоха просвещенного абсолютизма. Все они жили в одно и тоже время — король Испании Карл III (1716—1788), российская императрица Екатерина II ('1729—1796), австрийский император Иосиф (1741—-1790) и прусский король Фридрих II (1712— 1786). Объединяла их любовь к философии Просвещения, изменившей взгляд на мир. Верить теперь нужно не в Господа Бога, а в человеческий разум, науку и технику, доказавшие удивительную способность человека управлять Вселенной, делать ее более гармоничной. Окружив себя великими мыслителями и учеными, вооружившись новыми идеями, эти монархи начинают преобразовывать свои страны, стараясь им придать более современный вид, развивая их экономически. Короли-философы по-своему толковали великие принципы Просвещения, особенно применительно к политике. Все они оставались убежденными сторонниками абсолютной монархии и брали пример с Людовика IV, восхищаясь блеском и достижениями его царствования. И все же дух Просвещения стимулировал процесс реформ. В царствование Фридриха II Пруссия становится первоклассной военной державой и совершает рывок в экономическом развитии. Екатерина II укрепила российское государство, преобразовала его экономическую и административную системы, но своими реформами только усилила самодержавие и крепостничество. В Европе XVIII в. стал веком общения. Обмен людьми и идеями свидетельствовал о существовании взаимного интереса между востоком и западом континента. Философы будоражили умы монархов. Переезжая из одной страны в другую, они содействовала взаимопроникновению культур и формированию единойобщеевропейской цивилизации. Философы эпохи Просвещения скептически оценивали возможность существованияГоспода Бога, восставали против господства Церкви над государством и обществом. Следуя примеру философов, большинство монархов равнодушно относилось к религии. Они открыли новую эру — эру веротерпимости, в разных странах проявившуюся по-разному. Рост городов — одна из примечательных черт XVIII в. Благодаря увеличению числа университетов и театров, города становится средоточением интеллектуального и художественного творчества. Горожанам возводятся дворцы для их увеселения. Строительство Московского университета, Смольного института в Санкт-Петербурге лишний раз подтверждает, что Россия принадлежит Европе. От сверкающего мира удовольствий был неотделим и интеллектуальный прорыв Века Просвещения. Развлечения сопровождались утонченными беседами, чтением литературных произведений XVIII в. — это и триумф Музыкального искусства. Наступает эпоха гигантских органов. Облагораживается и скрипка, бывшая до тех пор любимым инструментом деревенских праздников. В музыкальной Европе эпохи Просвещения все больший тон задает католическая и итальянизированная Австрия Моцарта. За отпущенную ему короткую жизнь испытаниям подвергались и талант Моцарта, и его чувства. Он создавал шедевры, но не имел чуткого покровителя. Всемирно признанный сегодня, гений умирает 35 лет отроду, в нищете и нужде. Освоиввсе музыкальные стили и жанры, создав музыку для всех инструментов, Моцарт воплотил в себе всю музыкальную культуру своей эпохи. Список его произведений насчитывает более 700 опусов, в числе которых оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Творчество Иоганна-Себастьяна Баха (1685—1750), сочинявшего как религиозную, так и светскую музыку, оказало решающее воздействие на развитие всей западной музыкальной культуры. Оперы, симфонии, квартеты, сонаты, церковная музыка — все это сочинил Иозеф Гайдн (1732 — 1809), ставший вместе с Моцартом и Бетховеном одним из законодателей классической венской музыки. С 1715 г. французский классический театр начинает распространять свое влияние на большинство европейских стран.XVIII в. приносит всеобщее увлечение театром. К 1791 году в Париже был 51 театр. Появились и частные театры: Вольтер, где бы он ни жил, устрашал собственный театр. Буржуазные драмы и сентиментальные комедии ставят реальные проблемы формирующегося общества. Дидро и Бомарше облагородили новый театр своими именами. А еще были и ярмарочные театры и театры парижских 5 бульваров, учитывающие вкусы простых людей. Незадолго до французской революции Бомарше (1732—1799) выпускает на сцену Фигаро в знаменитой трилогии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и «Преступная мать». В гуще народа всегда существовали самые разные социальные категории. Наряду с крестьянами, рабочими, ремесленниками, мелкими чиновниками, низы общества включали и тех, чей труд был совсем уж незавидным, а также домашнюю прислугу. Жанровые сценки художника Шардена помогают представить облики заботы простых тружеников, таких как прачки, кухарки, судомойки. Жанровые картины ценились эстетами несмотря на то, Это было время, когда была написана Энциклопедия, когда дух Просвещения будил научные мысли и человек ставил омыты во Вселенной... Когда в Европе правили просвещенные государи. Когда Французская революция прославляла свободу, равенство, братство.
Билет 5.
![]() |