![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Глобализация и проблема культурного кризиса
Проблема кризиса современной культуры становится сегодня центральной в области изучения проблем национальной и глобальной безопасности. Об этом свидетельствуют многочисленные признаки, которые все более заметно стали проявлять себя в последние годы в самых различных сферах жизнедеятельности человека и общества. Это и геополитика, в которой сегодня все более широко и весьма эффективно используются технологии «мягкой силы». И отношение человека к природе, которая уже начала активно реагировать на разрушительную техногенную деятельность людей. И отношения между различными странами и их коалиционными группировками, в которых в угоду корпоративным интересам нарушаются принятые ранее нормы международного права. Наконец, самое главное – это отношения между отдельными людьми, в которых все чаще проявляются агрессивность, жестокость, равнодушие, а лицемерие и лживость становятся почти признанной нормой общественного поведения, в особенности в экономически развитых странах мира. Анализ показывает, что кризис культуры в XXI веке приобрел системный характер и продолжает развиваться. При этом можно выделить его следующие основные проявления: Все эти проявления в своей совокупности и создают в современном обществе ту ситуацию, которую можно квалифицировать как системный кризис культуры. Эта ситуация признается многими исследователями. Однако внутренняя структура кризиса современной культуры заслуживает специального анализа. Структура проблемы системного кризиса культуры 1. При этом выделены следующие направления развития этого кризиса: Тот факт, что истоки кризиса уходят в глубь истории европейской культуры был отмечен и проанализирован П.Флоренским и Н.Бердяевым. Флоренский отметил, что «уже давно, вероятно с ХVI в., мы перестали охватывать целое культуры. В этих условиях попытка обогатиться покупается жертвою цельной личности». Следствием этого явилось расщепление личности, форм ее самореализации на отдельные виды деятельности. При этом расщеплению подвергаются формы не только трудовой деятельности, но и деятельности духа. Как отмечает Флоренский: «Содержание науки чужой специальности давно уже стало недоступным не только просто культурному человеку, но и специалисту-соседу. Однако и специалисту той же науки отдельная дисциплина ее недоступна». Все это дает основание ему усомниться в правильности самого курс цивилизации. Такой курс привел к ситуации, когда культура не объединяет, а разъединяет людей, а это свидетельствует о тупике цивилизации. Ситуация в конце ХХ в. осложняется тем, что для дальнейшего развития производства – основной цели общества – требуется все более глубокая специализация, более широкая информатизация, проникновение технических средств в самые интимные стороны человеческой деятельности вообще и производства и потребления. Такая тенденция опасна тем, что специализация плохо совместима с необходимостью цельного восприятия мира культуры. В подобной атмосфере человека формирует не действительность во всей ее полноте и разнообразии, а СМИ и массовая культура. Человек становиться все более легко управляемым и даже манипулируемым. Теперь обратимся к критике философско-мировоззренческих основ европейской культуры, данное Бердяевым в работе «Новое средневековье». Бердяев отметил, что «кризис современной культуры начался давно. Войны, революции, внешние катастрофы только обнаруживали вовне внутренний кризис культуры». До недавнего времени кризис проявлялся в самых разных формах, общим знаменателем которых является бездуховность, выражающаяся в безразличии промышленно развитых государств к нищете в странах третьего мира, гибели миллионов детей в них от причин, которые можно было бы предотвратить. Экологическая ситуация заставляет сосредоточить внимание на проблемах выживания, сохранения природных основ бытия; по-новому ставить вопрос о свободе и демократии, особенно когда цивилизация предпринимает первые шаги к самозащите. Новая ситуация сужает представления о человеческой свободе – так как выдвигается новая задача – обеспечение жизни на земле. Отсюда, подчинение всех действий человека заданной задаче. Здесь налицо противоречие заданных ценностных установок с их опорой на индивидуальность и свободу личности. Отсюда делается вывод: человечество сможет отойти от края пропасти, если пересмотрит свои мировоззренческие установки.
![]() |