![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Факторы, влияющие на выполнение контрольных карт проверок
Пилоты редко умышленно опускают выполнение ККП, такое отклонение от стандартных рабочих процедур зачастую происходит вследствие стечения обстоятельств, прерывающих нормальную последовательность работы в кабине пилотов. К полному или частичному невыполнению ККП чаще других приводят следующие факторы и условия: не соответствующий этапу полета темп развития событий, когда какой-либо фактор (отказ системы, попутный ветер и т.п.) меняет динамику полета или время наступления связанного с выполнением ККП события; отвлечение внимания (например, из-за действий в кабине пилотов); прерывания (например, радиосвязью); сложность задания (т.е. неспособность к одновременному решению нескольких задач или чрезмерная рабочая нагрузка); неправильная расстановка приоритетов (отсутствие модели принятия решения при дефиците времени); снижение внимания (туннельный эффект) в нестандартных ситуациях или в условиях чрезмерной рабочей нагрузки; неправильная техника управления ресурсами экипажа (СЯМ) (отсутствие эффективного взаимоконтроля, координации и/или взаимопомощи); чрезмерная уверенность члена экипажа в своей памяти (самоуверенность); неоптимальное содержание ККП; неоптимальный формат ККП; неправильное распределение обязанностей между членами экипажа; недостаточное внимание к точному выполнению ККП при переучивании и регулярных тренировках. Своевременное выполнение ККП является наиболее эффективным средством предупреждения пропуска действий или неправильного выполнения действий. 51. Влияние автоматизации на качество выполнения полета
Компьютеры не только помогают выполнять полет, но и обеспечивают более эффективное его выполнение. Компьютер может следить за распределением массы ВС, которое изменяется с расходом топлива, решать, где должно находиться оставшееся топливо, и направлять его туда. Управление положением центра масс представляет собой один из способов экономии топлива и увеличения дальности полета ВС. Когда самолет входит в зону турбулентности, бортовой компьютер заставляет поверхности управления перемещаться в положение, при котором уменьшается нагрузка на крыло и другие аэродинамические поверхности. Это позволяет проектировать самолет с более низкой нагрузкой на крыло, что приведет к снижению его массы, а следовательно, сделает более экономичным. Компьютеры позволяют пилотировать менее устойчивое ВС, что повышает его экономичность. Компьютер не подвержен утомлению, как пилот, который постоянно сконцентрирован на управлении, уделяя при этом внимание и другим задачам. Система решает многие задачи, которые раньше решали пилоты при подготовке полета и в полете с помощью навигационной линейки или расчета в уме. В полете компьютеры наряду с управлением самолетом выдают информацию об использованном топливе и его остатке, времени до посадки и многих других параметрах, которые на ВС без БМБ пилоты должны рассчитывать сами. Когда происходит сбой или отказ, сообщение об этом пилотам высвечивается на ЖКД соответствующим цветом, и система автоматически ликвидирует возникшую проблему. Обычный аргумент против введения автоматизации — то, что замена человека компьютерами, запрограммированными инженерами, никогда не может быть столь же безопасной, как ситуация, когда человек имеет полный контроль над ВС. Автоматизация приводит к определенному уменьшению физической рабочей нагрузки. Однако она может также привести к увеличению интеллектуальной нагрузки. С увеличением числа процедур, требующих от пилота ввода, проверки и перепроверки информации, вводимой в компьютер, увеличивается и вероятность ошибки пилота. Находясь вне контура управления, пилот часто не готов принять на себя управление полетом самолета в случае отказа автоматической системы. Эта проблема связана с тем, что пилот, исключенный из контура управления, не имеет обратной связи с различными системами ВС — информации об их состоянии, поступающей через систему управления. Когда большинство этапов полета выполняет бортовой компьютер, члены экипажа теряют навыки пилотирования, как и другие виды навыков. Любая система предупреждения может делать ошибки. Если системы слишком чувствительны, это приводит к ложным тревогам; т.е. они будут посылать сигнал тревоги, когда нет никаких отклонений от нормы. Если они малочувствительны, то могут пропустить критические ситуации и, таким образом, не выполнить свои функции. Оба варианта снижают эффективность систем предупреждения в полете и могут привести к АП. Следует отметить, что при вводе в эксплуатацию компьютеризированных ВС стало очевидным, что система ОВД недостаточно приспособлена для того, чтобы полностью использовать возможности новейших систем оптимизации полета ВС.
52. Целесообразное распределение и согласование функций между человеком и машиной при восприятии и переработке определенных типов информации
Обнаружение очень небольших изменений в визуальной или звуковой информации - Обнаружение сигнала с большим количеством фонового шума, такого как огни самолета на фоне освещенного города Обнаружение ультракоротких или очень длинных звуковых волн типа рентгеновских и радиосигналов - М Распознание очень небольших изменений в комплексной информации, такой как сложные изображения или звуки Мониторинг предопределенных событий, таких как превышение нормального расхода топлива - М Предчувствие необычных или неожиданных событий (интуиция)
53. Целесообразное распределение функций между человеком и машиной при выполнении специфических задач при обработке информации Обобщение информации за длительный период, такой как принципы или стратегии Восприятие подробной информации за длительный период времени, такой как скорость или данные о работе систем - М Индуктивное определение причин каких-либо событий Субъективная оценка каких-либо событий Распределение по приоритетам задач во время большой рабочей нагрузки Дедуктивное определение причин каких-либо событий - М Быстрое и точное восстановление сохраненной информации - М Быстрое и точное выполнение больших вычислений - М Преобразование полученной информации
![]() |