Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Совершенствование знаний пилотов в области психофизиологии



Многочисленные статистические данные подтверждают тот факт, что ошибочные действия пилотов самолетов составляют главную потенциальную угрозу безопасности полетов. Известные причины ошибок пилотов в авиации включают (см. рис. 1.5):

• эргономические факторы;

• несовершенные навыки;

• столкновение с необычными условиями полета;

• физиологические факторы;

• психологические факторы.

Физическая готовность пилота выполнять полет зависит преж­де всего от его индивидуальных физиологических характеристик, в то время как качество решений пилота определяется главным образом его психологическим состоянием. Знание пилотами фи­зиологических и психологических факторов, которые способны ухудшить качество их профессиональной деятельности, поможет им лучше подготовиться к возможным трудностям, возникающим в полете, а также более объективно оценить свое физическое и интеллектуальное состояние.

Факторы полета, влияющие на физиологическое состояние человека

Утомление. Состояние организма, возникающее при физиче­ской или умственной работе и сопровождающееся временным сни­жением работоспособности, дискоординацией физиологических функций и чувством усталости, называется утомлением

Физиологическими и психологическими признаками утомления являются:

• замедление темпа работы, нарушение точности, ритмичности и координации движений;

• большие энергетические затраты, необходимые для выполне­ния одной и той же работы;

• уменьшение скорости реагирования — увеличение времени простой сенсомоторной реакции и реакции выбора (возможно па­радоксальное увеличение скорости ответов на фоне роста числа ошибок);

• распад выполнения сложных двигательных навыков по типу некоординированной реализации отдельных моторных стерео­типов;

• нарушение внимания — сужение объема внимания; нарушение функции переключения и распределения внимания; нарушение процесса сознательного контроля за выполнением деятельности;

• затрудненное извлечение информации из долговременной па­мяти;

• снижение показателей кратковременной памяти (ухудшается выполнение операций удержания информации в системе кратко­временного хранения и семантического кодирования);

• снижение эффективности мышления за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия нестандартных решений;

• трансформация мотивов деятельности — на смену «деловой» мотивации приходят мотивы прекращения деятельности или ухода от нее и формирование отрицательных эмоциональных реакций.

Выделены следующие условия предупреждения утомления [55]:

• постепенное вхождение в работу, отсутствие спешки, сознатель­ное выделение достаточного времени для ориентировки в работе;

• равномерность и ритмичность в работе;

• последовательность, систематичность, плановость работы;

• правильное чередование труда и отдыха, смена одних задач другими;

• благоприятное отношение общества к труду.

Продолжительность выполнения обязанностей в полете.

Качество сна.

Число пересекаемых часовых поясов

Монотонность работы.

Психологические факторы

Стресс. Это реакция человека, вызванная сильным раздражи­телем. Раздражение может быть выражено как в физиологичес­ких, так и психологических формах. В авиации больше распрост­ранено психологическое напряжение.

Иллюзия достижения цели.

Доминирующая задача.

Сонливость.

Преднамеренная подмена мотива. Иерархия целей экипажа су­ществует в каждом полете. Эта иерархия включает:

1) безопасность полета;

2) комфорт пассажиров;

3) выполнение конкретного полетного задания;

4) экономическую эффективность полета;

Чрезмерная мотивация в достижение цели.

Психологическая установка. Пилот может иметь установку, на­правленную непосредственно на получение какой-либо информа­ции или осуществление определенного вида активности.

Самоуспокоенность (самодовольство).

80. Профессиональная подготовка экипажа: этапы обучения экипажа

Этапы обучения экипажа. Профессиональная подготовка пило­та на автоматизированном самолете предусматривает формирова­ние двух базовых навыков: навыков управления самолетом в по­лете и способности воспринимать, понимать и правильно реаги­ровать на специальные сигналы автоматики. Эти навыки базируются на хорошей теоретической подготовке.

В наши дни пилоты автоматизированных самолетов редко на­чинают летать на этих сложных машинах сразу после начала ка­рьеры. Как правило, вначале они формируют свои профессио­нальные качества (знания и навыки), летая на самолетах, обору­дованных традиционными приборами и системами управления. Степень автоматизации этих самолетов намного меньше, следова­тельно, пилоты получают хорошие общие навыки до того, как начнут летать на автоматизированных самолетах. Это позволяет им быстрее освоить специфику и сложность полетов на автомати­зированном самолете.

Нынешние студенты и курсанты учебных заведений гражданс­кой авиации все чаще будут начинать летать сразу на автомати­зированных самолетах. Возникающие при этом проблемы будут состоять в том, что до начала полетов на автоматизированном са­молете у них происходит неполное формирование общих навыков, как двигательных, так и интеллектуальных, по управлению ВС, так как 150 часов учебного налета обеспечивает только начальное их формирование.

Три вида обучения пилотов автоматизированных самолетов су­ществует в настоящее время: переучивание, периодическая подго­товка, обучение управлению ресурсами экипажа (программа CRM).

Главными задачами существующей системы переучивания пи­лотов являются:

• формирование необходимого объема знаний, главным образом знаний конструкции самолета и его автоматизированных систем;

• формирование навыков пилотов воспринимать важную ин­формацию при эксплуатации автоматизированных систем, пони­мать ее, принимать правильные решения и действовать в зависи­мости от особенностей функционирования систем самолета;

• обучение пилотов работать в составе экипажа.

81 .Профессиональная подготовка экипажа: общие рекомендациипилотам, приступающим к переучиванию на высокоавтоматизированных ВС

Общие рекомендации пилотам, приступающим к переучиванию на высокоавтоматизированные ВС. В результате анализа психофизи­ологических особенностей деятельности с учетом психологичес­ких противоречий, обусловленных высокой автоматизацией само­летов [1], можно дать следующие рекомендации пилотам, присту­пающим к переучиванию на указанные ВС [51].

1. Пилоту следует осмыслить недопустимость и отказаться от использования хорошо укоренившихся в подсознании принципов организации взаимодействия в экипаже:

• каждый сам отвечает за выполнение своих функциональных обязанностей;

• КВС руководит работой экипажа, и его мнение и действия не обсуждаются;

• не допустимо сомневаться в решении КВС;

2. Для обеспечения безопасности полета требуется четко осоз­навать важность постоянного поддержания высокой интеллекту­альной и физической активности, а также необходимости выпол­нения требований по организации взаимодействия в экипаже и понимания его роли в профилактике ошибок.

3. Пилот обязан проникнуться сознанием того, что в подготов­ке к эксплуатации высокоавтоматизированных самолетов суще­ственно возрастает роль обучения в области человеческого факто­ра и CRM, целью которых является:

• получение знаний об особенностях функционирования пси­хических и физиологических систем организма и об опасных факторах, влияющих на них в полете;

• получение знаний о причинах ошибочных действий и спосо­бах их предупреждения;

• отработка навыков организации оптимального взаимодей­ствия в экипаже, построенного на взаимопомощи, взаимоконтро­ле и партнерских отношениях.

5. Только постоянная работа пилота над своим внутренним ми­ром с целью осмысления новых принципов эксплуатации высо­коавтоматизированных самолетов позволит стать ему профессио­нально надежным членом экипажа.

82. Профессиональная подготовка экипажа: Переучивание на автоматизи­рованные самолеты

Переучивание пилотов на автоматизированные самолеты. Пере­учивание осуществляется по хорошо структурированной форме, которая включает теоретическую (наземную) подготовку, обучение на целой системе неподвижных тренажеров, обучение на комплек­сном тренажере (FFS) и обучение на самолете.

Теоретическая (наземная) подготовка должна обеспечить пило­тов минимумом знаний самолета, необходимых для уверенного обучения и выполнения в дальнейшем своих обязанностей. Обыч­но эта часть учебного процесса компьютеризирована. Каждый пилот обеспечивается персональным компьютером, необходимы­ми программами и бумажными копиями необходимой литературы в соответствии с программой переучивания.

Обучение на функциональных тренажерах способствует разви­тию навыков пилотов в подготовке систем самолета и их эксплу­атации в полете. Тренажеры с неподвижной платформой (fixed base simulator) — это неподвижные копии кабины изучаемого самоле­та. На этом этапе обучения экипажи также получают начальные знания и навыки о принципах взаимодействия в автоматизиро­ванной кабине.

Обучение на комплексном тренажере (ТИБ) используется для развития у пилотов базовых навыков пилотирования и управле­ния системами самолета. Действующие пилоты-инструкторы кон­кретного типа осуществляют обучение на этом этапе, а также на следующем — на самолете.

Такая структура обучения способна подготовить пилотов к экс­плуатации автоматизированных самолетов, обеспечив формирова­ние необходимых профессиональных знаний, навыков. Авиаком­пания при этом должна обеспечить выполнение трех условий: не­обходимый уровень профессиональной подготовки пилотов перед началом обучения, наличие качественных программ обучения и высокий профессионализм пилотов-инструкторов.

83. Профессиональная подготовка экипажа: периодическая подготовка пилотов

Периодическая подготовка пилотов. Автоматизированные само­леты обладают высокой надежностью и многократным резервиро­ванием систем. Обычно первый отказ системы является маловеро­ятным событием и не ведет к АП и даже к ПАП. Вероятность второго отказа аналогичной системы еще меньше, но последствия могут быть более серьезными. Локализация отказов требует от экипажа действий, отличных от тех, которые они осуществляют в обычных полетах, так как они не могут формировать и трениро­вать их в рейсовых условиях.

Для того чтобы пилоты всегда были готовы к правильным дей­ствиям в случае аварийной ситуации, авиакомпании организуют и обеспечивают периодическую подготовку, которая проводится обычно каждые шесть месяцев. Содержание этих тренировок в зна­чительной степени похоже на содержание этапа подготовки на комплексном тренажере при переучивании, где акценты расставля­ются на правильные действия при отказе двигателя, при отказах гидравлической, пневматической, электрической и автоматизиро­ванных систем. Пожары на двигателе и самолете, внезапная раз­герметизация кабины, экстренное снижение, эвакуация пассажи­ров и другие особые ситуации также являются элементами содер­жания периодической подготовки экипажей. И снова необходимо отметить, что качество обучения зависит от содержания программ обучения и от квалификации пилотов-инструкторов и KJIC. Эти две составляющие процесса обучения довольно дорогостоящи, но только они являются реальными «инструментами», которые форми­руют и поддерживают профессионализм пилотов, что чрезвычайно важно для обеспечения безопасности полетов.



Просмотров 1450

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!