![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Совершенствование знаний пилотов в области психофизиологии
Многочисленные статистические данные подтверждают тот факт, что ошибочные действия пилотов самолетов составляют главную потенциальную угрозу безопасности полетов. Известные причины ошибок пилотов в авиации включают (см. рис. 1.5): • эргономические факторы; • несовершенные навыки; • столкновение с необычными условиями полета; • физиологические факторы; • психологические факторы. Физическая готовность пилота выполнять полет зависит прежде всего от его индивидуальных физиологических характеристик, в то время как качество решений пилота определяется главным образом его психологическим состоянием. Знание пилотами физиологических и психологических факторов, которые способны ухудшить качество их профессиональной деятельности, поможет им лучше подготовиться к возможным трудностям, возникающим в полете, а также более объективно оценить свое физическое и интеллектуальное состояние. Факторы полета, влияющие на физиологическое состояние человека Утомление. Состояние организма, возникающее при физической или умственной работе и сопровождающееся временным снижением работоспособности, дискоординацией физиологических функций и чувством усталости, называется утомлением Физиологическими и психологическими признаками утомления являются: • замедление темпа работы, нарушение точности, ритмичности и координации движений; • большие энергетические затраты, необходимые для выполнения одной и той же работы; • уменьшение скорости реагирования — увеличение времени простой сенсомоторной реакции и реакции выбора (возможно парадоксальное увеличение скорости ответов на фоне роста числа ошибок); • распад выполнения сложных двигательных навыков по типу некоординированной реализации отдельных моторных стереотипов; • нарушение внимания — сужение объема внимания; нарушение функции переключения и распределения внимания; нарушение процесса сознательного контроля за выполнением деятельности; • затрудненное извлечение информации из долговременной памяти; • снижение показателей кратковременной памяти (ухудшается выполнение операций удержания информации в системе кратковременного хранения и семантического кодирования); • снижение эффективности мышления за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия нестандартных решений; • трансформация мотивов деятельности — на смену «деловой» мотивации приходят мотивы прекращения деятельности или ухода от нее и формирование отрицательных эмоциональных реакций. Выделены следующие условия предупреждения утомления [55]: • постепенное вхождение в работу, отсутствие спешки, сознательное выделение достаточного времени для ориентировки в работе; • равномерность и ритмичность в работе; • последовательность, систематичность, плановость работы; • правильное чередование труда и отдыха, смена одних задач другими; • благоприятное отношение общества к труду. Продолжительность выполнения обязанностей в полете. Качество сна. Число пересекаемых часовых поясов Монотонность работы. Психологические факторы Стресс. Это реакция человека, вызванная сильным раздражителем. Раздражение может быть выражено как в физиологических, так и психологических формах. В авиации больше распространено психологическое напряжение. Иллюзия достижения цели. Доминирующая задача. Сонливость. Преднамеренная подмена мотива. Иерархия целей экипажа существует в каждом полете. Эта иерархия включает: 1) безопасность полета; 2) комфорт пассажиров; 3) выполнение конкретного полетного задания; 4) экономическую эффективность полета; Чрезмерная мотивация в достижение цели. Психологическая установка. Пилот может иметь установку, направленную непосредственно на получение какой-либо информации или осуществление определенного вида активности. Самоуспокоенность (самодовольство). 80. Профессиональная подготовка экипажа: этапы обучения экипажа Этапы обучения экипажа. Профессиональная подготовка пилота на автоматизированном самолете предусматривает формирование двух базовых навыков: навыков управления самолетом в полете и способности воспринимать, понимать и правильно реагировать на специальные сигналы автоматики. Эти навыки базируются на хорошей теоретической подготовке. В наши дни пилоты автоматизированных самолетов редко начинают летать на этих сложных машинах сразу после начала карьеры. Как правило, вначале они формируют свои профессиональные качества (знания и навыки), летая на самолетах, оборудованных традиционными приборами и системами управления. Степень автоматизации этих самолетов намного меньше, следовательно, пилоты получают хорошие общие навыки до того, как начнут летать на автоматизированных самолетах. Это позволяет им быстрее освоить специфику и сложность полетов на автоматизированном самолете. Нынешние студенты и курсанты учебных заведений гражданской авиации все чаще будут начинать летать сразу на автоматизированных самолетах. Возникающие при этом проблемы будут состоять в том, что до начала полетов на автоматизированном самолете у них происходит неполное формирование общих навыков, как двигательных, так и интеллектуальных, по управлению ВС, так как 150 часов учебного налета обеспечивает только начальное их формирование. Три вида обучения пилотов автоматизированных самолетов существует в настоящее время: переучивание, периодическая подготовка, обучение управлению ресурсами экипажа (программа CRM). Главными задачами существующей системы переучивания пилотов являются: • формирование необходимого объема знаний, главным образом знаний конструкции самолета и его автоматизированных систем; • формирование навыков пилотов воспринимать важную информацию при эксплуатации автоматизированных систем, понимать ее, принимать правильные решения и действовать в зависимости от особенностей функционирования систем самолета; • обучение пилотов работать в составе экипажа. 81 .Профессиональная подготовка экипажа: общие рекомендациипилотам, приступающим к переучиванию на высокоавтоматизированных ВС Общие рекомендации пилотам, приступающим к переучиванию на высокоавтоматизированные ВС. В результате анализа психофизиологических особенностей деятельности с учетом психологических противоречий, обусловленных высокой автоматизацией самолетов [1], можно дать следующие рекомендации пилотам, приступающим к переучиванию на указанные ВС [51]. 1. Пилоту следует осмыслить недопустимость и отказаться от использования хорошо укоренившихся в подсознании принципов организации взаимодействия в экипаже: • каждый сам отвечает за выполнение своих функциональных обязанностей; • КВС руководит работой экипажа, и его мнение и действия не обсуждаются; • не допустимо сомневаться в решении КВС; 2. Для обеспечения безопасности полета требуется четко осознавать важность постоянного поддержания высокой интеллектуальной и физической активности, а также необходимости выполнения требований по организации взаимодействия в экипаже и понимания его роли в профилактике ошибок. 3. Пилот обязан проникнуться сознанием того, что в подготовке к эксплуатации высокоавтоматизированных самолетов существенно возрастает роль обучения в области человеческого фактора и CRM, целью которых является: • получение знаний об особенностях функционирования психических и физиологических систем организма и об опасных факторах, влияющих на них в полете; • получение знаний о причинах ошибочных действий и способах их предупреждения; • отработка навыков организации оптимального взаимодействия в экипаже, построенного на взаимопомощи, взаимоконтроле и партнерских отношениях. 5. Только постоянная работа пилота над своим внутренним миром с целью осмысления новых принципов эксплуатации высокоавтоматизированных самолетов позволит стать ему профессионально надежным членом экипажа. 82. Профессиональная подготовка экипажа: Переучивание на автоматизированные самолеты Переучивание пилотов на автоматизированные самолеты. Переучивание осуществляется по хорошо структурированной форме, которая включает теоретическую (наземную) подготовку, обучение на целой системе неподвижных тренажеров, обучение на комплексном тренажере (FFS) и обучение на самолете. Теоретическая (наземная) подготовка должна обеспечить пилотов минимумом знаний самолета, необходимых для уверенного обучения и выполнения в дальнейшем своих обязанностей. Обычно эта часть учебного процесса компьютеризирована. Каждый пилот обеспечивается персональным компьютером, необходимыми программами и бумажными копиями необходимой литературы в соответствии с программой переучивания. Обучение на функциональных тренажерах способствует развитию навыков пилотов в подготовке систем самолета и их эксплуатации в полете. Тренажеры с неподвижной платформой (fixed base simulator) — это неподвижные копии кабины изучаемого самолета. На этом этапе обучения экипажи также получают начальные знания и навыки о принципах взаимодействия в автоматизированной кабине. Обучение на комплексном тренажере (ТИБ) используется для развития у пилотов базовых навыков пилотирования и управления системами самолета. Действующие пилоты-инструкторы конкретного типа осуществляют обучение на этом этапе, а также на следующем — на самолете. Такая структура обучения способна подготовить пилотов к эксплуатации автоматизированных самолетов, обеспечив формирование необходимых профессиональных знаний, навыков. Авиакомпания при этом должна обеспечить выполнение трех условий: необходимый уровень профессиональной подготовки пилотов перед началом обучения, наличие качественных программ обучения и высокий профессионализм пилотов-инструкторов. 83. Профессиональная подготовка экипажа: периодическая подготовка пилотов Периодическая подготовка пилотов. Автоматизированные самолеты обладают высокой надежностью и многократным резервированием систем. Обычно первый отказ системы является маловероятным событием и не ведет к АП и даже к ПАП. Вероятность второго отказа аналогичной системы еще меньше, но последствия могут быть более серьезными. Локализация отказов требует от экипажа действий, отличных от тех, которые они осуществляют в обычных полетах, так как они не могут формировать и тренировать их в рейсовых условиях. Для того чтобы пилоты всегда были готовы к правильным действиям в случае аварийной ситуации, авиакомпании организуют и обеспечивают периодическую подготовку, которая проводится обычно каждые шесть месяцев. Содержание этих тренировок в значительной степени похоже на содержание этапа подготовки на комплексном тренажере при переучивании, где акценты расставляются на правильные действия при отказе двигателя, при отказах гидравлической, пневматической, электрической и автоматизированных систем. Пожары на двигателе и самолете, внезапная разгерметизация кабины, экстренное снижение, эвакуация пассажиров и другие особые ситуации также являются элементами содержания периодической подготовки экипажей. И снова необходимо отметить, что качество обучения зависит от содержания программ обучения и от квалификации пилотов-инструкторов и KJIC. Эти две составляющие процесса обучения довольно дорогостоящи, но только они являются реальными «инструментами», которые формируют и поддерживают профессионализм пилотов, что чрезвычайно важно для обеспечения безопасности полетов.
![]() |