![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Полеты в турбулентной атмосфере
Атмосфера всегда находится в турбулентном состоянии различной степени активности, вследствие чего атмосферные движения носят неупорядоченный, хаотический вихревой характер. При полете в турбулентной атмосфере ВС подвергается воздействию различных возмущений, которые обусловливают болтанку. Болтанка — это реакция ВС на воздействие атмосферной турбулентности. При болтанке появляются знакопеременные ускорения, линейные колебания центра тяжести и угловые колебания относительно центра тяжести. При этом могут резко измениться скорость полета, курс, угол крена и другие характеристики. При полете в зоне атмосферной турбулентности возникает опасность потери управляемости и устойчивости, повреждения или разрушения конструкции ВС. Резкие колебания ВС могут привести к самовыключению двигателей из-за уменьшения количества поступающего в них воздуха. Перегрузки от продольных и боковых порывов значительно меньше, чем от вертикальных порывов, поэтому с точки зрения безопасности полета наибольшее значение имеют вертикальные воздушные потоки — восходящие и нисходящие.
При попадании самолета в вертикальный порыв угол атаки изменяется на некоторую величину Да, знак которой зависит от направления порыва. Если порыв восходящий, то угол атаки увеличивается, а если нисходящий, то уменьшается. Изменение угла атаки вызывает соответствующее изменение подъемной силы на величину А 7, что приводит к появлению приращения перегрузки
где и — скорость порыва; Кисх — исходная скорость полета. Если исходный режим полета установившийся, прямолинейный и горизонтальный, то
где Су — производная коэффициента подъемной силы самолета по углу атаки; mg/S — удельная нагрузка на крыло, кгс/м2. Таким образом, для данного самолета приращение перегрузки при попадании самолета в вертикальный порыв пропорционально исходной скорости полета и скорости порыва. Знак приращения перегрузки определяется направлением порыва. В случае восходящего порыва суммарная перегрузка пу= 1 + Апу, а в случае нисходящего порыва пу= 1 — Апг Интенсивность болтанки принято оценивать величиной приращения перегрузки: слабая при Апу < 0,5; умеренная при Апу = = 0,5...1,0; сильная при Апу > 1,0. Слабая болтанка сопровождается легким подрагиванием ВС. Для умеренной болтанки характерны толчки, покачивание ВС и изменение высоты полета. При сильной болтанке наблюдаются частые резкие кренения, отдельные броски, изменения курса. Поскольку скорость вертикального порыва может достигать 15...20 м/с и более, при больших скоростях полета перегрузки могут оказаться весьма значительными. Исходя из этого максимально допустимая скорость при полете в условиях болтанки дополнительно ограничивается. Как уже указывалось, при попадании самолета в вертикальный восходящий порыв угол атаки увеличивается. Во избежание чрезмерного увеличения угла атаки, способного вызвать сваливание самолета на крыло, а также нарушить нормальную работу воздухозаборника двигателя, минимально допустимая скорость полета в болтанку должна быть увеличена. Пилотирование ВС при полете в зоне атмосферной турбулентности должно осуществляться в ручном режиме. В зоне атмосферной турбулентности вертикальные порывы возникают случайным образом. Поскольку время их появления и интенсивность заранее неизвестны, вмешательство пилота в управление самолетом может привести к результату, противоположному ожидаемому. Поэтому при полете в болтанку не следует реагировать на каждое колебание самолета. Вмешиваться в продольное управление пилоту следует лишь при мощных порывах воздуха, характеризуемых продолжительным приращением перегрузки одного знака. При этом движение штурвала должно быть направлено на уменьшение приращения перегрузки. При полете в турбулентной атмосфере необходимо учитывать, что показания указателей скорости и числа М полета, высотомера и вариометра искажаются, что обусловлено обдувом приемника полного давления под большими углами атаки и скольжения. Поэтому рекомендуется сохранять постоянным положение РУД и не реагировать на искажение показаний пилотажных приборов. Если в результате попадания в мощный вертикальный порыв самолет вышел на режим предупредительной тряски, необходимо энергично отдать штурвал на себя. Элероны и руль направления при тряске надо обязательно сохранять в нейтральном положении, так как их отклонение может способствовать энергичному преждевременному сваливанию.
![]() |