![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Ограничение максимальной скорости
Среди условий, определяющих безопасность полетов ВС, особо важное место занимает прочность его конструкции. Недостаточная прочность может стать причиной авиационного происшествия или предпосылкой к нему. С другой стороны, чрезмерное увеличение запаса прочности приводит к увеличению массы конструкции ВС, что помимо ухудшения летно-технических характеристик отрицательно сказывается на экономичности полетов. Для достижения хороших экономических показателей при достаточно высоком уровне безопасности полетов прочность конструкции ВС должна наиболее полно соответствовать тем нагрузкам, которые возникают в процессе его летной эксплуатации в ожидаемых условиях. Ограничение по прочности для самолетов определяется значением скоростного напора <?прсд, предельно допустимым для данного самолета и устанавливаемым обычно исходя из условий обеспечения необходимой местной прочности конструкции. Значение #пред для данного самолета выбирают при его проектировании.Для каждого самолета значение #пред связано со значением скоростного напора <7ра.,р, при котором начинается разрушение конструкции, соотношением
![]()
![]() гр Р Н г пред Так как #пред = —то предельно допустимая истинная скорость, соответствующая <?пред, определяется по формуле
Таким образом, максимальная скорость полета ограничивается по условиям соблюдения прочности конструкции ВС. Прочность конструкции шасси и закрылков накладывает ограничения на максимально допустимые скорости полета. Выпуск закрылков на скоростях, превышающих максимально допустимую скорость полета с выпущенными закрылками, может привести к разрушению не только закрылков, но и крыла самолета, и поэтому он крайне опасен. Чем больше угол выпуска закрылков, тем меньше максимально допустимая скорость полета. Значения предельно допустимых скоростей полета самолета в различных конфигурациях, а также в момент изменения конфигурации приведены в РЛЭ. При полете со скоростями, превышающими допустимые скорости, могут возникнуть явления, определяемые нежесткостью конструкции (реверс элеронов, тряска элерона, флаттер, "валежка" и др.). Ограничение числа М Ограничение числа М (числа Маха) вводится для самолетов, аэродинамические характеристики и энерговооруженность которых позволяют достигать таких скоростей, когда влияние сжимаемости может в значительной мере ухудшить летно-технические характеристики и характеристики устойчивости и управляемости. При увеличении числа М свыше 0,4 подъемная сила крыла плавно возрастает при незначительном увеличении лобового сопротивления. Аэродинамические характеристики крыла будут плавно изменяться до определенного числа М, начиная с которого на верхней поверхности крыла местная скорость станет равной местной скорости звука. Такое число М называется критическим и обозначается Мкр. При М > на верхней (а при больших околозвуковых скоростях полета и на нижней) поверхности крыла образуются местные зоны сверхзвуковых скоростей, заканчивающиеся прямыми скачками уплотнения. Явление образования на крыле местных сверхзвуковых зон и скачков уплотнения, сопровождающееся резким падением подъемной силы и еще более резким увеличением лобового сопротивления, называется волновым кризисом. Помимо ухудшения аэродинамических характеристик крыла при М > Мкр резко ухудшаются характеристики устойчивости и управляемости самолета.
Мпред =Мкр-АМ, где АМ — запас по числу М, равный 0,05...0,1. Нарушение ограничения числа М может привести к возникновению таких опасных явлений, как обратная реакция по крену на отклонение руля направления, затягивание в пикирование, "валежка" и др.
Так как скорость потока в области горизонтального оперения меньше скорости потока, набегающего на крыло, то критическое число М оперения больше Мкр крыла. Этому способствует и то, что оперение имеет более тонкие профили, чем крыло. Следовательно, волновой кризис на горизонтальном оперении начинается при больших числах М, чем на крыле. Это видно из сравнения кривых с,(М) для крыла и оперения, приведенных на рис. 12.3.
Нарушение ограничения числа М так же, как и нарушение ограничения максимальной скорости, как указывалось, может привести к "валежке". Это может быть вызвано геометрической несимметричностью полукрыльев, вследствие которой при полете с числом М > Мпред на одном из полукрыльев волновой кризис может начаться раньше, чем на другом, что приведет к появлению кренящего момента на то крьшо, где волновой кризис начался раньше. Тенденция к "валежке" может иметь место на всех высотах. На больших высотах "валежка" может появиться при меньших (по сравнению с малыми высотами) скоростях полета, так как на больших высотах Мкр будет достигаться на меньшей скорости. При возникновении явлений, связанных с нарушениями максимальной скорости и числа М, пилот должен устранить причины, приведшие к этим явлениям, т.е. уменьшить скорость и число М полета уменьшением тяги двигателей. Только после этого с помощью органов управления самолет надо вернуть к исходному режиму полета.
![]() |