Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 



Раздел II. Преодоление психологического стресса. Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса




Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса



 


Таблица 5 Иерархия защитных механизмов

 

Уровни Формы (механизмы) отражения реальности
I. Проектные механизмы 1.Отрицание 2. Искажение 3. Иллюзорная проекция
II. Незрелые механизмы 1. Фантазирование . ■ ■•.■■>■ 2. Проектирование 3. Ипохондрия 4. Пассивная агрессия (обращенная на себя) 5. Отказ от деятельности
III. Невротические механизмы 1. Интеллектуализация (изоляция, навязчи­вые действия, ошибки, рационализация) 2. Подавление 3. Действия по шаблону 4. Замещение (превращение, фобии) 5. Диссоциация
IV. Зрелые механизмы 1. Сублимация 2. Альтруизм 3. Запрещение 4. Предвосхищение 5. Юмор

и поэтому менее «патологичны». Агрессивные люди, приписы­вающие гнев другому лицу, используют незрелые механизмы; человек, трансформирующий агрессию в необоснованное вос­хищение, использует невротический механизм; человек, субли­мирующий свои переживания, применяет зрелый механизм. Проективные механизмы включают такие важные стратегии, как «отрицание» — неспособность признать, что событие дей­ствительно имело место, а иллюзорная проекция может вклю­чать параноидальные фантазии, которые могут сопровождаться крайними формами реакции (например, насилием).

Он связал эти иерархические категории с материалами ин­тервью, полученными 30 лет назад в исследованиях на людях в начале их обучения и в старших классах школы, и показал, что с переходом во взрослую жизнь характерные защитные стили часто меняются от незрелых к более личностно зрелым. Инди­виды, использующие менее зрелые механизмы, в дальнейшей жизни являются менее адаптированными или менее успешны­ми, если их оценивать по карьере и семейной стабильности.


G.E. Vaillant приводит убедительные примеры изменения защитных стилей. Он был одним из первых, кто изучал про­цессы преодоления в повседневной жизни и пытался изменить психоаналитическую теорию преодоления с учетом феноменов процесса адаптации. Однако, хотя он и отошел от традицион­ной психоаналитической теории, признавая, что использова­ние защитных механизмов — не всегда проявление патологии, но оставался непоследовательным в утверждениях, что, с одной стороны, адаптационные стратегии не осознаваемы, а с другой — что, тем не менее, они отражают процессы развития. Если, как он утверждал, защитные механизмы сознательно не приобретаются, то как же они развиваются? В то же время он приводил примеры, из которых следовало, что люди, которых он изучал, пытались сознательно изменить свои стили адапта­ции. Например, стиль адаптации одного из них вначале описы­вался как действия по шаблону, и он агрессивно отказывался от проявлений гнева и враждебности, но как только он стал по­лучать удовольствие от таких действий, у него появился более зрелый тип защиты — альтруизм. Следует также отметить, что G.E. Vaillant в своих ранних работах проявлял малый интерес к техникам решения проблем, а также утверждал взгляд на эмо­ции лишь как на компонент стрессогенной ситуации, хотя для решения проблем роль бессознательного очень важна.

В более поздней работе он приводит конкретные способы развития личности и, в частности, рассматривает три модели этого развития: нейробиологическую, теорию социального научения и запечатление — импритинг [489]. С нейробиологи-ческих позиций нейронные процессы взросления предположи­тельно продолжаются в течение всей жизни, позволяя человеку развивать высшие функции, проявления личности, такие как устойчивость к парадоксам, возможность сублимации и т. д. Такая модель может объяснить различия в развитии личности во взрослой жизни, хотя автор и утверждал, что, например, система­тическое отравление нервной системы наркотиками и алкоголем задерживает развитие личности, проявления своего «Я».

С точки зрения теории социального научения, мы осва­иваем более взрослые механизмы защиты через накопление знаний и социальную поддержку. «Обучение, как и наслед­ственность, заключает G.E. Vaillant, играет важную роль в


154.


Раздел II. Преодоление психологического стресса



Просмотров 611

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!