Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Различия между адаптацией, преодолением и эмоциональной реакцией



Адаптация — сложный процесс, включающий понятия защи­ты, умения и стратегии преодоления [499]. Это представление важно в дальнейшем для различения общей адаптации и на­выков совладания, стратегии преодоления и эмоциональных реакций.

Конечно, каждый развивает умения, помогающие ему в жизни. По мере того как они становятся рутинными и повсед­невными приемами предотвращения стресса, они перестают быть стратегиями преодоления, превращаясь в навыки. Авто­матизмы возникают в процессе обучения решению проблем, но став автоматизмом, они больше не считаются стратегиями преодоления или неспецифическими средствами сопротивле­ния. Следует отметить, что автоматизмы отличаются от стилей преодоления: под стилями понимаются характерные способы совладания с проблемами; автоматизмы, наоборот, относятся к ситуационно-специфическим навыкам, применяемым для предупреждения или разрешения проблем.

Некоторые стратегии, например предвосхищение, нахо­дятся на грани между навыками и преодолением. Предвосхи­щение включает действия, предназначенные для предупреж­дения или минимизации возможных трудностей. Например, удостовериться заранее, что бензина достаточно, будет пред­почтительней, чем уже во время поездки обнаружить, что он израсходован. И снова, когда подобное действие становится частью повседневного поведения (например, всегда заливать бак вечером в субботу, если предвидится поездка в понедель­ник утром), оно превращается в автоматизм. Но когда дей­ствие предвосхищения осуществляется в новых ситуациях или когда исход его неясен, тогда оно снова становится стратегией предвосхищения. Преодоление проблем путем их предвос­хищения изучалось удивительно мало, за исключением его медицинских аспектов. Однако оно может быть очень важной стратегией адаптации, заслуживающей большего внимания.

С другой стороны, непроизвольные эмоциональные реак­ции также не могут считаться стратегиями преодоления. Воз­никновение резкой боли — это сигнал, реакция на острое забо-


левание или травму и не считается формой целенаправленного поведения, то есть стратегией преодоления. Обычно печаль или депрессия принимаются как результат стресса и процесса преодоления. Но проявление эмоций (в плаче, крике, стонах и жалобах) может быть преодолением, направленным либо на эмоции, переживания, либо на проблему, либо на то и на другое с того момента, как это проявление становится самоцелью. До­пустим, что со временем это деление становится незначитель­ным, когда стираются различия между произвольными и непро­извольными эмоциональными реакциями. Но важно различать стратегии преодоления и их предполагаемые результаты, — если их смешивать, то мы никогда не сможем объективно объяснить, какие стратегии работают в тех или иных ситуациях.

Считается, что стратегии преодоления состоят как из когнитивных, так и поведенческих компонентов, которые на­целены на решение проблемы и управление сопровождающих ее негативных эмоций [231, 368]. Согласно трансакционизму, стресс возникает в результате ощущения недостатка средств, необходимых для решения проблемы. Одни ресурсы разви­ваются, восполняются, и ситуация больше не ощущается как стрессовая, — конечно, если ситуация (или ее понимание, представление о ней) не изменяется так, что привычный спо­соб действия больше не подходит. Это похоже на поездку по оживленной трассе: для водителя-новичка это весьма стрес­совая процедура — он должен обладать всей информацией, вычисляя, как влиться в поток, как определить намерения других водителей и т. д. Некоторые справляются с заданием, и езда по шоссе становится для них скорее автоматизмом, чем поведением по преодолению, — конечно, если не произойдет чего-то, что увеличит сложность задачи и уровень риска. Из­менение смысла, значения ситуации также может потребовать новых стратегий преодоления: обычная дорожная пробка, по­ведение в которой требует относительно простых водительских навыков, может внезапно стать стрессогенной, если грозит опозданием на важную встречу. Отличием стратегий преодо­ления является то, что они требуют приложения определенных усилий — сознательных или неосознанных, чтобы справиться с негативным воздействием и стрессовой ситуацией, времен­ной или хронической.


Таким образом, изучение проблемы преодоления связано с большими сложностями. Существует много нерешенных во­просов, например, как понимать и оценивать эффекты (мыс­ли, действия, поступки) преодоления. Некоторые считают, что изучение преодоления можно заменить на исследование осо­бенностей взаимодействия участников стрессовой ситуации. Но изучение процессов преодоления стресса не сводится толь­ко к установлению причинно-следственных отношений между субъектом и объектом, к определению стратегий купирования стресса, — оно предусматривает определение механизмов пси­хической регуляции этого процесса, роли ресурсов организма и личности в этом процессе, его личностной детерминации и стилевого своеобразия и многое другое. Но существует не только интерес к самой проблеме преодоления, к познанию ее сущности — ориентация на изучение стресса и преодо­ления должна раскрывать особенности динамики процесса адаптации, его гибкости и многофакторности регуляции, а также обеспечивать поиск путей и способов оказания помощи в кризисной ситуации.

Изучение стресса и процессов преодоления представля­ется для психологии методологическим шагом вперед. Боль­шинство предшествующих работ основывались или только на самоотчетах испытуемых, их ощущениях и установках, или на наблюдениях за поведением в экспериментальных условиях. Данная проблема требует более всестороннего ее изучения с применением комплекса методов объективного анализа раз­нообразных характеристик психического состояния и осо­бенностей различных форм поведения субъекта, в том числе в натурных условиях развития стрессогенных ситуаций на основе системной методологии взаимодействия компонентов системы «среда—личность—стресс—преодоление».

г


Глава б



Просмотров 727

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!