Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Стресс как стимул психосоциального развития



Для исследования положительного действия стресса можно сравнить его действие на детей и взрослых.

Положительное действие стресса на детей. На первый взгляд предположение, что для детей стресс может иметь по­ложительное значение, кажется неправдоподобным, тем более в современной обстановке угнетения детей, насилия над ними в городе и школе, не говоря уже о миллионах детей во всем мире, страдающих от войн, голода и бедности. Но мысль, что надо защищать детей от любых проблем, в том числе от по­следствий их собственных действий, — иная крайность. Стресс связан со многими проблемами, встречается на каждом шагу и просто невозможно (и даже нежелательно) защищать детей от всех проблем. Стресс — неотъемлемый атрибут жизни, как и то, что многие или почти все дети способны использовать стратегии его преодоления.

В большинстве исследований стресса у детей отмечается его отрицательное влияние. Однако дети очень адаптивны,


т


Ш_


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 4. Психологический стресс, адаптация и развитие личности


J11Z


 


и большинство из них может приспособиться к стрессу и в некоторых случаях в дальнейшем может проявить психосоци­альную активность [239, 342,400,448].

Вероятно, одна из наиболее стрессогенных ситуаций — ре­бенок у больных родителей. Известно, что эти дети ужасно страдают, особенно если родитель — инвалид или психически неполноценен. Такие дети в будущем часто сталкиваются с проблемами и риском, включая преступления, алкоголизм, наркоманию и психические расстройства. Психологи и вра­чи, изучавшие семьи, где один из родителей — психически больной, выявили, что даже в такой семье дети отличаются адаптивностью и гибкостью.

В ряде работ исследовалась адаптивность детей из низшего класса, городских семей и других [по 233]. Почти все исследо­вания показали не только адаптивность этих детей при стрессе, но и буферный эффект преодоления стресса независимо от социального положения или этнической принадлежности.

Можно выделить три основных фактора, влияющих на степень адаптивности, — познавательные навыки, характер и социальную интеграцию [332].

Дети с более высоким уровнем интеллекта были более адаптивны. Это имеет большой смысл — дети с более высоким интеллектуальным уровнем скорее всего и развиваются лучше, и более реалистичны в стратегиях. Более осведомленные дети хорошо учатся в школе, которая задает их уровень притязаний, формирует чувство собственного достоинства и служит буфе­ром для других стрессов.

Далее, адаптивные дети имеют, как правило, светлые, оптимистичные установки или воспринимаются их родите­лями как желанные. Такие дети в силу своего темперамента защищены от депрессии или невроза, что позволяет им чаще всего хладнокровно встречаться со стрессом [332,511]. Другие исследователи отмечали более высокий уровень чувства соб­ственного достоинства и самоэффективности у таких детей. Оптимистичный настрой может также способствовать адап­тивности, увеличивая вероятность положительных отношений со взрослыми и другими детьми.

Наконец, характер их взаимодействия также играет важ­ную роль в развитии адаптивности. Присутствие хотя бы одно-


го благосклонно настроенного взрослого из числа близких людей и прежде всего родственников является определяющим. Постоянное доброжелательное отношение по крайней-мере одного из родителей также важно. В семьях с психически боль­ным родителем важную роль играет идентификация со здоро­вым родителем. В пуберантном периоде и в начале взрослой жизни обретение друга — верного и доброжелательного — мо­жет также служить средством развития адаптивности.

S.J. Wolin и S. Wolin [504] выделили много стратегий, ведущих к проявлению повышенной чувствительности и к адаптации. Они определили стратегии, которые нужно из­бегать, — сосредоточение на прошлом; обвинение родителей в собственных неудачах; беспомощное поведение жертвы. Адаптивные дети и взрослые больше надеются на себя, на свои возможности; они стремятся улучшить жизнь родителей; сознательно создают семью и упорно работают над ее сплоче­нием. Авторы систематизировали клинические наблюдения и выделили семь категорий адаптивности: 1) инсайт1 — понима­ние, что у родителей тоже есть проблемы, их возникновение не связано с ребенком; 2) независимость — некоторое отделение от проблем семьи и тщательное, аккуратное регулирование отношений, чтобы быть вовлеченным в проблемы родителей; 3) взаимодействие — культивирование положительных от­ношений с окружающими; 4) инициатива — поиск способов управления стрессом, использование метода проб и оши­бок, повторений; 5) творческий потенциал — обнаружение творческих решений проблемы и активное преобразование недостатков в достоинства; 6) юмор — использование юмора для смягчения стресса; 7) этика — разделение правильного и неправильного и поведение, основанное на морали.

Многие авторы соглашаются с тем, что эти факторы лежат в основе уверенности детей в стрессовых ситуациях, но отмечают, что ребенок все же уязвим, — некоторые пред­ставляют ребенка чистой доской, другие указывают, что при высоком стрессе ребенок демонстрирует признаки бес-

1 Инсайт (англ. insight— проникновение, проницательность, постижение,
озарение) — внезапное, логически выводимое понимание сущности яв­
ления ситуации в целом, решение Проблемы. ;


IfflL


Раздел I. Разютие психологического стресса


Главе 4. Пс


стресс, адаптация и развитие личности


JUS


 


покойства и депрессии [239, 414]. Таким образом, адаптив­ность должна рассматриваться как процесс взаимодействия окружающей среды и личности, а не как характеристика личности.

Но главным в анализируемой проблеме является не толь­ко то, как человек выдерживает стресс, но и то, какую пользу он извлекает из него, чему учится. В исследованиях детского стресса этот вопрос пока еще слабо разработан, но тем не менее очень интересен. В то время как наблюдение роди­тельного стресса свидетельствует о повышении склонности к психическим нарушениям, ряд авторов считают, что гени­альность в науке, искусстве или других сферах деятельности связана с тяжелой утратой в детстве [230, 459]. Возможная изоляция, тяжелые испытания в детстве формируют у ребенка склонность исследовать и развивать творческие способности. Проявление творческих склонностей и способностей имеет связь с возрастом родителей. Родители более старшего воз­раста часто имеют детей, превосходящих других в различных отношениях, однако возраст родителей создает их детям и риск утраты родителей.

Факт стресса в детстве и проявления гениальности от­мечают V. Goertzel и М. Goertzel [335], изучавшие биографии 400 известных людей XX столетия. Они нашли, что более чем 75% из них в детстве обладали физическими недостатками или дефектами, жили трудно, в плохих условиях или в бедности.

Почему наличие психосоциальных и физических стрессо­ров в детстве связано с последующими высокими достижени­ями? Возможно, как считает A. Adler [229], здесь имеет место механизм компенсации. Кроме того, способные дети могут стремиться к творчеству или к науке в связи с бегством от не­выносимой жизни дома.

В то время как склонные к науке дети могут «бежать в дей­ствительность», артистичные дети могут «бежать в фантазии». Е. Anthony [239] предположил, что воображение определяется несколько шизоидной способностью или тонкими границами «Я» и выполняет роль буфера против стресса, а не суть резуль­тат стресса. Однако от способности видеть вещи по-другому и фантазировать до регресса функций ego — большая пропасть, подлежащая научному исследованию.


Положительное действие стресса во взрослой жизни. В пси­хоаналитической литературе приведены результаты большого количества исследований отрицательного влияния стресса на взрослых. Однако увеличивается число фактов и иссле­дований его положительной роли. Некоторые исследователи сообщают, что отмечается корреляция между стрессом и его положительным действием [295], в то время как другие обра­щают внимание на то, что все жизненные ситуации кончаются одновременно положительным и негативным результатом [275,506].

Имеются по крайней мере четыре пути, по которым борьба со стрессом ведет к положительному исходу. Они включают применение способов снятия стресса, рост мастерства и уве­ренности в себе, изменения перспектив и переоценка ценно­стей, укрепление социальных связей.

Снятие стресса при этом исследовалось достаточно деталь­но, и оно действительно лежит в основе многих поведенческих техник его преодоления. Некоторые из них будут рассмотрены в последующих главах. Оно включает в себя приемы купиро­вания стресса, его переключения или десенсибилизации к нему, в результате чего последующие стрессовые ситуации переносятся значительно легче с помощью расширения стра­тегий преодоления.

Успешное преодоление стресса может усиливать личност­ные качества типа уверенности в себе или внутреннего локуса контроля, особенно у лиц с недостаточной их выраженностью. Например, Т. Cook, R. NoVaco и J. Sarason [288] исследовали действие лагерной обстановки на локус контроля новичков. Они нашли существенную связь между локусом контроля и подверженностью стрессу. Новички с внешним локусом контроля добивались приобретения хороших отношений с начальством и вследствие этого у них развивался и внутрен­ний локус контроля, то есть они чувствовали, что становятся более способными к управлению собой и внешней средой. У тех же новичков, начальство которых стремилось к строгой дисциплине и соответственно обучало их, фиксировался рост стресса.

Рост положительных исходов при воздействии стресса отмечен не только у отдельных лиц, но и у групп в результате


110.


Раздел I. Развитие психологического стресса



Просмотров 738

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!