Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 4. Психологический стресс, адаптация и развитие личности. приобретения разнообразных способов жизни и деятельно­сти





 


приобретения разнообразных способов жизни и деятельно­сти.

Перенесение стресса, особенно угрожающего жизни, может изменить и жизненные перспективы человека, при­вести к переоценке ценностей. У людей после того как они были близки к гибели, наблюдалось изменение взглядов на жизненные перспективы, уменьшение заинтересованности в материальном благосостоянии и усиление стремления к се­мье или духовным ценностям. При изучении старения люди в интервью о способах и ресурсах преодоления жизненного стресса отмечали часто смерть ребенка или пережитый на войне стресс. Перенеся Запредельный стресс, каждодневные проблемы больше не казались им важными.

Другой хорошо известный положительный результат стресса — укрепление социальных связей. После каждой природной катастрофы репортеры включают отчеты по­страдавших людей, которые рассказывают, как потом они сплоченно все, что необходимо, делали вместе. После сти­хийных бедствий, войн, социальных катастроф некоторые исследователи отмечают уменьшение количества психиче­ских нарушений, случаев алкоголизма и даже преступлений. Ясно, что так происходит не всегда, особенно при индиви­дуальном стрессе.

Изучение долгосрочных последствий стресса военного времени (посттравматического стресса) позволяет сделать предположение, что наряду с известными ужасами войны стресс может оказывать положительное, развивающее воз­действие. Война не только способствует физическому опу­стошению, но и создает психологические нарушения: 23% всех несчастных случаев во Второй мировой войне имели психологическую природу [327]. Эти проблемы могут про­должаться и после окончания войны, что отражается в росте самоубийств и несчастных случаев среди ветеранов в следу­ющие после войны пять и более лет. Но солдаты часто упо­минают и положительный опыт войны — героизм, дружбу, навыки преодоления.

G. Elder и Е. СНрр [307] по результатам исследований выделили 18 положительных и отрицательных последствий стресса. К положительным относятся навыки преодоления


трудностей, формирование самодисциплины, расширение жизненных перспектив, проявление настоящей дружбы и понимание цены жизни, приобретаемые при разлуке с люби­мыми, потере друзей и постоянной тревоге. К нежелательным последствиям относились потери (смерть), негативные эмо­ции. Во внимание принималось, что положительный военный опыт скорее всего приведет к расширению житейского опыта и приобретению новых навыков борьбы со стрессами. Участ­ники серьезных сражений в роли способа преодоления чаще всего называли самодисциплину, а положительной ролью стресса — ценность жизни, но у них при уходе со службы и позднее, в мирной жизни, выше вероятность появления эмо­циональных проблем [487].

G. Elder и Е. СНрр для изучения положительного и отри­цательного действия стресса использовали обычную шкалу посттравматического стрессового расстройства (PTSD). Они нашли, что люди, упоминавшие положительные последствия войны, почти все вопросы оценивают на 9% выше. Чем сильнее был стресс на войне, тем большее количество людей упоминало о его положительной роли. У людей, для которых стресс закончился благополучно, вероятность развития в дальнейшем не только PTSD, но и обычной депрессии была ниже [273].

W. Beardslee [252] провел ряд экспериментов с людьми, у которых в детстве родителям были поставлены диагнозы онкологических или психических заболеваний. Он обнару­жил высокий уровень самопонимания у этих людей, то есть причинную связь между событиями в мире и внутренними переживаниями. Процесс познания себя ведет к развитию ценностной и смысловой структуры личности. Эта черта раз­вивается во времени и постепенно становится устойчивой характеристикой. Познание себя требует не только осознан­ности и рефлексии своих мыслей и поступков, но и учета этой рефлексии в последующих действиях. В итоге самопознание включает важный эмоциональный компонент: человек при­знает ценность познания, относится к нему серьезно и при­лагает усилия [246].

Другие аспекты самопознания включают реалистичную оценку требований ситуации и индивидуальных возможностей


т


человека при необходимости изменения или создания новых стратегий поведения. Кроме того, у испытуемых в этих экс­периментах диагностировался высокий уровень альтруизма, эмпатии и в целом они имели устойчивую личностную струк­туру. Эти характеристики личности специалисты в области психологии развития назвали «мудростью» [245].

Таким образом, не только умеренный, но и сильный стресс может послужить стимулом для личностного развития. Пока неясно, как это происходит. Еще менее изучена совокупность факторов, ведущих к позитивному или негативному исходу стресса.


Раздел II



Просмотров 590

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!