![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Периодичность контроля стальных канатов
1.1.1. Независимо от типов подъемных сооружений, где используются стальные канаты, они подвергаются ежесменным, периодическим и специальным осмотрам. Персонал, осуществляющий ремонт и обслуживание подъемных сооружений, проводит осмотры канатов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
1.1.2. Ежесменные осмотры стальных канатов осуществляются крановщиками, лифтерами, машинистами, слесарями, электромонтерами, электромеханиками и т.д. перед началом работы и включают в себя: - ознакомление с записями в журнале (вахтенном для грузоподъемного крана; журнале ежесменного осмотра лифта; сменном журнале - для подвесных канатных дорог и др.); - осмотр состояния каната, его участков, навитых на барабан, канатоведущий шкив, блок, опирающихся на башмаки, закрепленных в муфтах, коушах и зажимах.
Результаты осмотров записываются в журнале, находящемся у оператора подъемного сооружения.
1.1.3. Периодические осмотры выполняются инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание подъемного сооружения в исправном состоянии, каждые десять дней с записью результатов в журнале.*
* Для редкоиспользуемых подъемных сооружений (редкоиспользуемые грузоподъемные краны, сезонные канатные дороги и т.д.) периодические осмотры производятся перед началом эксплуатации.
Содержание периодических осмотров: - визуальный осмотр состояния каната по его длине при движении от начального к конечному положению; - контроль с помощью мерительного инструмента диаметра каната по его длине. 1.1.4. Специальные осмотры канатов проводятся при технических освидетельствованиях с помощью дефектоскопов, позволяющих контролировать обрывы проволок по всей длине каната, наличие коррозии, износа внутренних и наружных проволок, потерю сечения. Периодичность осмотров стальных канатов для подъемных сооружений различных типов с помощью дефектоскопов приведена в табл. 1.
1.1.5 Особое внимание при всех видах осмотра следует обращать на участки каната: - проходящие через подвижные, неподвижные и уравнительные блоки (особенно на тот отрезок, который попадает на подвижный блок в нагруженном состоянии); - у заделки концов каната (с проверкой правильности установки зажимов); - крепления на барабане, кабине и противовесе; - подверженные истиранию от соприкосновения с выступающими частями подъемной установки и нагреву; - внутреннюю часть на участках интенсивного износа, коррозии или обрывов проволок.
У заделки канаты осматриваются с целью обнаружения обрывов и коррозии проволок. Заделки в виде опрессованных втулок проверяются на наличие трещин в материале и проскальзывания каната во втулке. Для неподвижных канатов (типа вант или оттяжек) особое внимание необходимо обращать на участки каната с заделкой.
Клиновые втулки и зажимы следует проверять на наличие обрывов проволок вблизи заделки, плотность посадки клиньев и затяжки зажимов.
Внутренний контроль каната производится механическим способом для частичной оценки состояния его внутренних проволок (наличие обрывов и коррозии). При внутреннем контроле на ненагруженном канате закрепляются два зажима (рис. 1, а) на расстоянии 0,2 - 0,4 м (для канатов, соответственно, диаметром 20 - 40 мм) фиксируя положение одного зажима, второй вращают в направлении, противоположном направлению свивки каната, при этом наружные пряди раскрываются и отходят от сердечника. Проскальзывание зажимов по канату и деформирование прядей каната при его раскручивании не допускается. Периодичность дефектоскопии стальных канатов
Таблица 1
* при интенсивной эксплуатации в условиях агрессивной среды и повышенной температуры; ** для канатов, эксплуатирующихся без замены на кранах с истекшим сроком службы.
рис. 1 Внутренний контроль каната: а - средней части каната; б - рядом с концевой заделкой При внутреннем контроле необходимо обращать внимание на состояние смазки внутренних проволок каната и сердечника, степень коррозии и смятие внутренних проволок от действия контактных нагрузок, обрывы проволок. После внутреннего контроля необходимо ввести защитную смазку в раскрытую часть каната и с небольшим усилием произвести обратный поворот вторым зажимом. После снятия зажимов наружную часть каната следует смазать канатной смазкой. Для внутреннего контроля участков каната рядом с заделкой достаточно установить один зажим (рис. 1, б).
1.1.6. Участки каната, рекомендуемые выборочному внутреннему контролю: - участки, взаимодействующие с ручьями уравнительных блоков при нагруженном состоянии; - участки, расположенные рядом с барабаном подъемной лебедки, стреловыми блоками; - участки, подверженные атмосферным воздействиям; - участки неподвижных канатов (растяжки, оттяжки) вблизи их заделки.
При эксплуатации каната (после нескольких месяцев работы) вследствие механического износа и внутренней коррозии происходит уменьшение площади поперечного сечения металла его проволок, что резко снижает прочность каната и безопасность подъемного сооружения в целом. При этом внешнее состояние каната может оставаться без изменения - обрывы наружных проволок отсутствуют. Проверку внутреннего сечения каната можно осуществлять при специальных осмотрах методами неразрушающего контроля.
Периодичность проверки каната дефектоскопом указана в табл. 1, а после появления зафиксированной потери сечения более 15 % - каждые 10 дней с записью показаний дефектоскопа в журнале.
![]() |