![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Организация управления в Российской империи в первой половине XVIII
В первой четверти XVIII в. в России сложилась новая система государственных учреждений, соответствовавшая особой форме феодально-крепостнического государства — абсолютной монархии. Глава государства был носителем законодательной и исполнительной власти. Сенат (1711 г.) – высший орган управления с функциями правосудия, решения финансовых вопросов, общих вопросов управления отраслями государственного хозяйства. Состав канцелярии сената: обер-секретарь секретари переводчик нотариус актуариус регистратор канцелярист переплетчик вахмистр
Генеральный Регламент 1720 года: - Составлен на основании утвержденных регламентов отдельных коллегий и практической деятельности - Определял задачи, функции, структуру, порядок работы коллегии - Первый законодательный акт дореволюционной России, определивший порядок делопроизводства, который действовал до 1917 г. - Устанавливал большую дифференциацию должностей и должностных обязанностей.
Секретарь вел учет решенных и нерешенных дел, хранил печать коллегии Нотариус вел протоколы по определенной форме, наблюдал за исполнением решений, принятых коллегией Актуариус регистрировал документы и разносил их исполнителям Регистратор отвечал за оформление указов, подготовленных в коллегиях, вел журналы входящих и исходящих документов. Все это дает основание для вывода, что развитие государственного аппарата шло в направлении оформления абсолютизма в соответствии со следующими закономерностями: - усиление власти царя - бюрократизация, проявившаяся в обособлении однотипных функций управления и установлении системы подчиненности - разрыв с сословным принципом его формирования.
Состав документов, правила их составления в первой половине XVIII века. В рассматриваемый период существенными были перемены в делопроизводстве и прежде всего в документировании деятельности государственного аппарата. Изменился состав документов: Законодательные и распорядительные акты назывались: - указами - регламентами - протоколами - резолюциями - приговорами - инструкциями - наказами. Появление новых документов: Диплом — документ, удостоверяющий принадлежность лица к дворянскому сословию Патент — свидетельство о чине, сане, воинском звании или ученой степени Аттестат – документ, содержащий сведения о наградах и других отличиях Вместо приказных и расходных книг появляются приходорасходные книги. В Генеральном регламенте 1720 г. давались общие правила составления документов, регламентировалось написание отдельных реквизитов. Так, в протоколе вверху перед текстом указывались дата заседания, состав присутствующих. "Важные" документы "сочинял" секретарь, другие — "прочие канцелярские служители". Составлять документы предписывались в соответствии с уставами и резолюциями. Такие документы, как дипломы, патенты, составлялись по "генеральным формулярам", т.е. образцам. Обязательность составления документов по образцам предусматривалась многими законодательными актами. Изменилась в XVIII в. и форма документа, определенное влияние на которую оказало введение в 1699 г. гербовой бумаги. Было утверждено три образца бумаги разной стоимости: - «большое клеймо» - «среднее клеймо» - «меньшее клеймо»
В 1700 г. указами Петра I были отменены столбцы. Они заменялись тетрадями Введением новой формы документов достигалась экономия бумаги. Сокращалась переписка: при столбцовой форме легче было составить новый документ, чем отыскать старый Изменился и формуляр документа. Он имел самостоятельно оформленные реквизиты: вид документа и адресат выделялись в отдельную строку над текстом, автор указывался в подписи, дата составления документа ставилась над текстом и т.д. Изменился и порядок адресования: по указам 1700, 1718 гг. документы должны были адресоваться в конкретные учреждения. Документы имели авторскую подпись. Документы удостоверялись печатью. Глава XIII Генерального регламента устанавливала порядок пользования печатями. В нормативных актах давалась структура текста многих документов.
![]() |