![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Организация движения документов, их регистрация, контроль за исполнением, систематизация документов, организация их хранения в первой половине XIX века
В Государственную канцелярию поступало четыре потока документов: от императора, министров, комиссии составления законов и комиссии прошений. Характер подготовки документов к рассмотрению и их обсуждение в высших органах государственной власти — Государственном совете, Комитете и Совете министров — открывал большие возможности для произвола чиновников. Так, практика оформления заседаний журналами, в которых прения записывались в обобщенном виде, приводила к неточному отражению событий, а иногда и к их фальсификации. Нередко нарушался порядок рассмотрения и утверждения документов. Работники канцелярий не только вели делопроизводство, но и редактировали вносившиеся на обсуждение законопроекты. Глава канцелярии имел большую власть. "Общим учреждением министерств" 1811г. устанавливался единообразный порядок "производства дел" во всех министерствах, их департаментах и отделениях. Процесс делопроизводства делился на следующие этапы: — порядок вступления дел; — движение их, или собственно так называемое производство; — отправление дел; — ревизия; — отчеты . Таким образом, четко выделяются основные этапы работы с документами: организация приема документов, направление на исполнение и исполнение, контроль за исполнением и отправка. Распределяя документы по департаментам, директор канцелярии проставлял дату поступления и докладывал о них министру. На документах, которые, по мнению министра, были срочными или требовали разъяснения, директор делал отметку "нужное". Предписания министра и документы с надписями "нужное" и "в собственные руки" немедленно передавались директору департамента. Эти пометки обязывали директора на следующий день дать необходимые сведения или исполнить документ. Такие документы регистрировались в "особенном кратком реестре" канцелярии. По срокам исполнения документы делились на три категории: "текущие", "чрезвычайные" и "не терпящие времени". В первую очередь исполнялись документы "чрезвычайные" и "не терпящие времени". Процесс регистрации был сложным, поступившие документы регистрировались на всех ступенях движения: в канцелярии министерства, в департаменте, отделении. В "Общем учреждении министерств" особым этапом делопроизводства объявлялась "ревизия дел". В них снова указывалось, когда документ получен, когда должен быть доложен присутствию, когда и какое решение по нему принято, какие документы отправлены. В делопроизводстве учреждений XIX в. были установлены четкая группировка документов в первичные комплексы и организация их хранения. Основным признаком группировки документов оставался предметно-вопросный, а главным видом первичных комплексов — дело. К делам составлялись внутренние описи документов, в которых указывались дата поступления документа в учреждение, наименование вила, количество листов, страница дела и особые отметки. Благодаря этому обеспечивались сохранность документов и быстрота их поиска. Для хранения дел и деловых бумаг в каждом учреждении создавался архив, который делился на текущий и окончательный. Согласно законодательству текущий архив составляли "документы и книги, которые нужны для справок и соображений по текущему производству дел", окончательный архив — "дела, не подлежащие более решению и исполнению", т.е. не нужные для текущей справочной работы. В этот архив предписывалось сдавать дела по истечении трех лет . В учреждении составлялось два экземпляра описи. Один передавался в окончательный архив. Второй экземпляр оставался в канцелярии. Заведовал архивом архивариус. обязанности архивариуса состояли в принятии дел, организации их хранения, систематизации дел, составлении описей, выдаче справок. Особо указывалось, что архивариус должен принимать в архив дела, оконченные производством, пронумерованные, имеющие внутреннюю опись. Четкое выделение в законодательстве уровней документирования и обработки документов, закрепление за структурными подразделениями и чиновниками определенных обязанностей в работе с документами, строжайшая регламентация составления и оформления, прохождения, регистрации и хранения документов, призванная упорядочить делопроизводство, на практике нередко приводили к усилению волокиты, многолетнему путешествию документов по инстанциям. Над документом многократно проводятся операции одинакового целевого назначения. В результате — чрезвычайно медленное исполнение документов. Так, по отчету министра юстиции за 1842 г. в различных служебных местах Российской империи числилось 3,3 млн. нерешенных дел.
12. Государственное управление Российской империи во второй половине XIX – нач. XX. Вторая половина XIX в. характеризуется существенными сдвигами в развитии производительных сил России, ее экономики, социальных отношений, культуры. Крестьянская реформа 1861 г. явилась стимулом быстрого роста капиталистической промышленности, развития капитализма в сельском хозяйстве, подъема общественного движения. В этот период из высших государственных учреждений продолжали существовать Государственный совет, Комитет министров, Сенат. В 1861 г, в законодательном порядке был создан Совет министров, который рассматривал и обсуждал мероприятия общегосударственного значения. Если раньше в канцелярии министра решались наиболее важные дела, то теперь она превратилась в орган связи министра с аппаратом. Часть дел министерства передали в созданные реформами местные учреждения, усилии тем самым свою роль в общем руководстве и надзоре. Революционное движение начала XX в., приведшее к буржуазно-демократической революции 1905 — 1907 гг., породило совершенно новый тип учреждений — Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Для государственного аппарата России в годы первой мировой войны было характерным создание общественных буржуазных организаций (Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы, военно-промышленные комитеты), а также создание в противовес им особых совещании — высших правительственных учреждений под председательством отдельных министров, подотчетных только царю. Уже в этом проявились первые признаки кризиса самодержавия.
13. Делопроизводство учреждений Российской империи во второй половине XIX – нач.XX века.
14. Новые тенденции в развитии документирования. Рационализация делопроизводства в отдельных ведомствах во второй половине XIX – нач.XX в. Реорганизация государственного аппарата не затронула общих законодательных норм, оформлявших процессы делопроизводства. Строгая регламентация всех процессов документирования, обрядность делопроизводства, прочно вошедшие в быт канцелярий государственных учреждений, в новых условиях развития страны оказались тормозом в работе учреждений и предприятий. Развитие капиталистических отношений требовало более гибких форм документирования, большей оперативности. Это обусловило появление новых черт процесса документирования и документационного обслуживания учреждений. Новые средства связи — телеграф, телефон — привели к новым способам передачи информации, созданию новых видов документов — телеграмм и телефонограмм. Возникают такие способы документирования, как фотография, звукозапись, которые связаны с появлением не только нового метода фиксации информации, но и новых видов документов — фотодокументов, Голограмм. Происходят существенные изменения в способе изготовлении документов. К документам, создаваемым ручным способом, прибавилась машинописная документация. Изобретение пишущих машин, множительных аппаратов решало проблему размножения документов. Появляются типографским способом воспроизведенные документы с элементами трафаретных текстов (унифицированные отдельные фразы или части текста для документов, содержащих идентичную и постоянно повторяющуюся информацию). Пишущие машины позволили по-новому решить многие вопросы документирования: упразднилась должность переписчиков, улучшился внешний вид документа, облегчи лось его прочтение. Капиталистические предприятия, банки, заводы, фабрики, железные дороги нуждались в ускорении процессов документирования и переписки, в широком внедрении новых способов документирования, максимальном использовании новых средств связи. Делопроизводство государственных учреждений, скованное нормами прошлых исков, также требовало его упрощения и изменения. Отдельные ведомства предпринимали попытки реформировать делопроизводство в рамках одного учреждения. В связи с тем что за десятилетие (1897—1907) число учебных заведений увеличилось приблизительно в 2 раза, количество документов в канцелярии возросло более чем в 2,5 раза. Со всеми входящими документами знакомился правитель канцелярии. Правитель канцелярии подписывал все исходящие документы. В канцелярии Московского учебного округа принимались меры по совершенствованию делопроизводства и прежде всего по сокращению переписки. Попечителем издавались специальные распоряжении по вопросам делопроизводства. Так, в 1907 г. во исполнение распоряжения о сокращении канцелярской переписки была создана комиссия для рассмотрения этого вопроса . Принимались решении о порядке движения документов: о рассмотрении и направлении ходатайств на попечителя и т.д. Система работы с документами в Канцелярии попечителя Московского учебного округа значительно ускоряла их исполнение, облегчала использование документов в справочных целях. Рационализацией делопроизводства в Управлении казенных железных дорог занимался инженер-путеец И.И. Рихтер. Заслуживает внимания прежде всего предложенная им система классификации документов в делопроизводстве управлений железных дорог. Каждый документ, — предлагал И.И. Рихтер, —должен проходить через две инстанции: центр (регистрация) и отдел (исполнение) при условии "рационального распределения предметов ведения между службами, частями, отделами, отделениями и делопроизводствами" . Наконец, Рихтер подчеркивал, что совершенствование делопроизводства находится в прямой зависимости от технического оборудования делопроизводственных служб. Интересная работа по рационализации делопроизводства проводилась военным ведомством. Здесь в 1911 г. была пересмотрена существовавшая система делопроизводства. Новая организация его была закреплена "Положением о письмоводстве и делопроизводстве". Положением упрощалась техника переписки. Проще всего сокращалось количество служебных документов — для переписки чиновников военного ведомства устанавливалось три основных вида документов: рапорт, предписание, отношение. Для определенных случаев оставалось прошение, допускались официальные письма, вводилась одна форма записки. Предусматривалось изменение в организации регистрации и контроля за исполнением документов. Так, в отдельных случаях применялась карточная система регистрации. Таким образом, ряд ведомств предлагали довольно эффективные меры по рационализации делопроизводства: четкое разграничение функций управления, различные способы сокращения числа документов и путей их движения в учреждении, организацию фактического контроля за исполнением документов, четкую последовательность обработки и исполнения документов, централизацию регистрации и хранения документов, техническое оборудование делопроизводственных служб. Однако эти способы, меры по рационализации делопроизводства носили локальный характер, так как они ограничивались пределами отдельных ведомств и не были возведены в ранг общегосударственных норм. Делопроизводство государственных учреждений прошло сложный путь своего развития. На всем протяжении рассмотренного периода процессу документирования деятельности органов государственного управления уделялось постоянное внимание, о чем свидетельствует увеличивающееся от одного исторического периода до другого количество законодательных актов, распоряжений, инструкций. В условиях все возрастающего потока документации появляется стремление унифицировать документы, вырабатываются устойчивые формуляры, создаются образцы документов, прилагаемые, начиная с Генерального регламента, чуть ли не к каждому закону. Появляется тенденция ограничить переписку, упростить процесс обработки документов. Делопроизводство постепенно превратилось из технического элемента управления в средство влияния на него. От канцелярий зависел срок представления документов, а нередко принятие решения.
![]() |